12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Винарь Надежда Дмитриевна73

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ»

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: окружающий мир

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс: 3

Учитель: Винарь Н.Д.

Тема урока: «Размножение и развитие животных» (повторение)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.

Задачи урока:

создание условий для усвоения обучающимися способов размножения животных.

расширение знаний обучающихся о животных.

формирование навыков самостоятельного изучения материала.

формирование навыков самопроверки и самоанализа своей деятельности.

развитие речи, памяти, логического мышления, воображения.

развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительной научной литературой, выделять главное.

Планируемые результаты:

Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.

Метапредметные:

Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных); контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно); оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Предметные: знание об особенностях размножения и развития животных;

расширение знаний детей о животных.

Тип урока: урок повторения

Методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа


Ход урока

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Ребята, здравствуйте!

-Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

-Проявляя свое гостеприимство, дети подготовили стихотворение.

(дети читают стихотворение)

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять!



2. Актуализация знаний.

- О ком пойдёт речь на уроке попробуйте догадаться сами.

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде

Лесные есть, болотные

Зовём мы их…..(животные)


-Друзья мои, в конвертах лежат оценочные листы, где показано, как будет проходить оценивание на уроке. По каждому этапу урока, это будет и самооценивание, взаимооценивание. Максимальное количество баллов за этап урока 5, за всю работу на уроке 25

Этап урока

Самооценка

Оценивает одноклассник

Оценивает учитель

Опрос в kahoot

 !

 

 

Работа в группе «Пищевые цепочки»

!

 

 

Работа в группе «Размножение и развитие животных»

 

!

 

Индивидуальная работа. Заполнение таблицы.

!

 

 

Рефлексия. «Шесть шляп»

 

 

!



-Ребята, предлагаю начать урок с опроса в кахут, вспомним группы животных по их признакам.

- Первые пять победителей, могут смело ставить себе 5 баллов.


3. Самоопределение к деятельности.

Животных в природе очень много, все они разные.

-Ребята, какие темы в разделе ЖИВОТНЫЕ вами уже изучены?

-Какие-то темы вами были изучены самостоятельно. Может быть кому-то было сложно, кто справился на отлично. Но в любом случае, я хотела бы провести урок повторения и обобщения по разделу ЖИВОТНЫЕ.

- Скажите, пожалуйста, какая цель может быть такого урока?

- (повторить, углубить знания, что-то вспомнить, о чем-то узнать)

4. Работа по теме урока (в парах)

- А на какие группы можно разделить животных по способу питания (всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные) СЛАЙД


- Мы начали говорить о питании животных. Все живые существа связаны между собой в цепи питания. (Приложение 1)

-Сейчас, работая в парах, предлагаю вам составить цепочки питания. В конвертах у вас лежат картинки, подумайте, расположите картинки в таком порядке, чтобы получилась правильная цепь питания.

Вспомним правило: первое звено растения, второе звено – растительноядные животные, третье звено – насекомоядные или хищники.

(Результат работы дети вывешивают на доске)

Самооценивание, взаимооценивание.


5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МЕДВЕДЬ ПО ЛЕСУ БРОДИТ»

(после физкультминутки составляем цепь питания)

- нектар - пчела - мед - медведь.


-- Ребята, давайте вспомним. Чем отличаются живые существа от неживых?

(Живые существа дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

Остановимся на понятиях «размножаются», «развиваются». Какое счастье, когда в семье появляется малыш. Поиграем? СЛАЙД

- У людей – ребенок; у лисы – (лисенок); у кошки – (котенок); у утки – (утенок);

У козы – (козлёнок) у бабочки – ………………. у кузнечика – ………………….

- Это загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.


6. Работа в группах.

- Сейчас вы будете исследователями (памятка, как исследователям выстроить работу, на слайде), в конвертах на столах есть листы с информацией по теме «размножение и развитие животных». Ваша задача составить модель, показывающую развитие животного. (Приложение 2)

- На примере жизни некоторых животных рассмотрим, изучим и исследуем, как происходит развитие.

- В нашем учебнике нет определения слова «развитие»?


Если мы чего-нибудь не знаем, то где мы можем найти? (В книге, в справочнике, в словаре.)

Правильно, можно посмотреть и найти определение в толковом словаре Ожегова.

(Учащийся находит и читает определение слова «развитие»)

Развитие - это биологический процесс, связанный с ростом и изменением строения с момента зарождения организма до конца его жизни.


- Сейчас вы будете работать в группах. Задание находится в конвертах.


- Проверим, как вы справились с заданием. Заслушиваем группы.

-Ребята, заслушивая информацию, вам нужно заполнить таблицу «размножение и развитие животных»


Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

 

 

Млекопитающие

 

 

Рыбы

 

 

Птицы

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Земноводные

 

 

Самооценка. Взаимооценка.








7. Итог урока. Рефлексия. Метод 6 шляп.

Желтая шляпа – достоинства, преимущества урока, только все самое хорошее, что было.

Черная шляпа – критика, что не получилось, что осталось непонятным.

Белая шляпа – факты, цифры, что делали на уроке, без эмоций

Оранжевая шляпа – чувства, эмоции, которые вы испытывали на разных этапах урока.

Голубая шляпа – формулировка цели, выполнена ли цель урока, подвести итог.

Зелёная шляпа – применение полученных знаний и опыта, новые идеи.


Приложение 1. Составление цепочек питания. Картинки для работы в парах.

(Картинки взяты  из сети интернет).

t1692543968aa.jpg

t1692543968ab.jpgt1692543968ac.jpgt1692543968ad.jpgt1692543968ae.jpgt1692543968af.jpg


Приложение 2. Работа в группах. Подбор информации, заполнение таблицы.

(Информация и картинки взяты из сети интернет)

НАСЕКОМЫЕ


Насекомые откладывают яйца и больше уже не беспокоятся о дальнейшей судьбе своего потомства. Из яиц вылупляются личинки. Личинки большинства насекомых совсем не похожи на взрослых животных. Например, личинки бабочек похожи на червей; их называют гусеницами. Они очень много едят и быстро растут.

 

Подросшие гусеницы бабочек, личинки жуков, пчёл, мух превращаются в неподвижных куколок. Внутри куколки происходят сложные процессы, и гусеница становится взрослым насекомым.

 

t1692543968ag.png

Рис. 1. Размножение бабочки

 

Но не все насекомые проходят в своём развитии стадию куколки. Например, личинки кузнечиков и саранчи отличаются от взрослых особей только размерами и отсутствием крыльев. Личинка питается, растёт и несколько раз линяет, т. е. теряет свой наружный покров. Наконец наступает момент, когда из-под шкурки появляется взрослое крылатое насекомое.

 

За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц. Отложив яйцо на лист кормового растения, самка больше не тревожится за дальнейшую судьбу своего потомства.

Из каждого яйца появляется гусеница. Она много ест и очень быстро растёт. Видит гусеница очень хорошо. У нее на голове 12 глаз, но они совсем крохотные.

Превращение в куколку происходит под кожей гусеницы. Куколка извивается, кожа трескается, освобождая куколку.





ПТИЦЫ

Размножение птиц

Птицы откладывают яйца и заботятся о своём потомстве. Они строят гнёзда и высиживают в них яйца, согревая теплом собственного тела.

 

Через некоторое время из яиц появляются птенцы. У одних птиц они самостоятельные, а их тельце покрыто пухом. У других птенцы выклёвываются голыми и беспомощными. Но все без исключения первое время зависят от родителей, потому что не умеют летать и самостоятельно добывать себе пищу.

 

Чтобы прокормить растущих птенцов, птицы с утра до вечера занимаются поиском подходящего корма. Птенцы растут быстро и вскоре покидают родительские гнёзда.

 

t1692543968ah.jpg

Рис. 2. Размножение птиц

Кукушка не вьёт своего гнезда и не высиживает яйца, которые она снесла. А подкладывает их в гнёзда других птиц, как правило певчим. Иногда кукушка успевает разнести по чужим гнёздам до 20 своих яиц. Кукушонок старается вытолкнуть из гнезда другие яйца и даже маленьких птенцов, чтобы ему досталось побольше еды. Вскоре маленький прожорливый кукушонок становится больше своих приёмных родителей, которые выбиваются из сил, чтобы накормить подкидыша.



РЫБЫ

Размножение рыб

Весной самки рыб откладывают икринки, а самец оплодотворяет их. Из каждой икринки развивается крошечная личинка. Со временем личинка превращается в малька. Малёк активно питается, быстро растёт и вскоре превращается во взрослую рыбу.

 

t1692543968ai.png

  

Рис. 1. Развитие рыбы

Самец трёхиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора и поправляет, а движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.










ЗЕМНОВОДНЫЕ

Размножение земноводных

Земноводные тоже размножаются в воде и откладывают икру. Из их икринок выходят головастики, которые похожи на маленьких рыбок. У них есть хвосты и нет ног. Головастики питаются водными растениями, растут и постепенно изменяются. У них вырастают ноги и исчезает хвост. Через некоторое время головастики превращаются во взрослых лягушек или жаб.

 

t1692543968aj.png

  

Рис. 2. Развитие лягушки

Самый маленький представитель этого класса земноводных – лягушка Микроквакша. Впервые эти животные, вырастающие всего до 7-8 мм, были открыты в 2009 году.

Некоторые виды земноводных активно употребляются в пищу. Лягушек, например, едят во Франции, Таиланде и других странах.

Слова “земноводное” и “амфибия” означают одно и то же. Это просто разные названия одного и того же класса животных, хотя более правильным с точки зрения официальной науки является первое из них.



ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Размножение пресмыкающихся

Черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы откладывают яйца, из которых появляются на свет маленькие детёныши. Их детёныши ничем не отличаются от своих родителей, кроме размеров.

 

t1692543968ak.jpg

Рис. 1. Размножение пресмыкающихся



Одной из главных особенностей, которая отличает пресмыкающихся от млекопитающих и птиц, заключается в том, что они хладнокровные, и их внутренние физиологические процессы зависят от погодных условий окружающей среды. Змеи и крокодилы буквально “заправляются топливом” греясь на солнце в течение дня, и становятся вялыми в ночное время, когда нет доступных источников энергии.



МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ

Размножение млекопитающих

Млекопитающие, или звери, рождают живых детёнышей. Родители ухаживают за малышами, оберегают от врагов, учат добывать себе пищу. Самки вскармливают их молоком.

 

t1692543968al.jpg

Рис. 3. Львица с детёнышем

Утконос - совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то зверю. Еще более изумились все, когда выяснилось, что утконос... откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако оказалось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.