12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Дмитриевна35

Составитель: Шадрина Наталья Дмитриевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 имени Бутаева К. С. , РСО- Алания, город Владикавказ

Обобщающий урок по окружающему миру (4 класс)

Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.

Дидактическая задача: создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся о природных зонах России и разнообразии природы нашей Родины, подвести итоги изученного.

Цели: образовательные: установить основные причины изменения природы с севера на юг; показать значение разнообразия природы для развития хозяйства;

развивающие: развивать речь, логическое мышление, память; учить детей анализировать изученный материал и делать выводы;

воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к природе; чувство гордости за нашу родину, за родной край.

Тип урока: обобщающий урок по теме.

Оборудование: карта природных зон России и Северной Осетии, рисунки детей, таблицы с пейзажами климатических зон, выставка книг о природе, индивидуальные цифровые сигналы, листочки с заданиями (для практической работы), рисунки с изображениями животных, запись песни, магнитофон, магнитная доска.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с дневником наблюдения.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Обобщение пройденного материала.

6. Физминутка.

7. Проверочная работа.

8. Подведение итога.

9. Оценивание.

10. Итог урока.

Структурно - логическая схема (СЛС): 1. природные зоны родного края;

2. границы России;

3. природные зоны России (краткая характеристика);

4. Красные книги;

5. заповедники.

 

 

Этапы урока

Пункт СЛС

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Словесные методы

др. методы

мыслительная

практическая

I.Орг.часть

 

II.Сообщение темы и целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа с дневником наблюдения

 

IV. Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Обобщение пройденного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Физминутка

VII.

Проверочная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Оценивание

 

IX.Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные зоны родного края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Границы России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные зоны России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красная книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заповедники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Под мелодию песни «С чего начинается Родина» учитель сообщает тему урока, его цели.

2. Два ученика получают задание у доски

Первое задание:

На магнитной доске – картинки с изображением животных (северный олень, морж, песец, белая сова, лемминг).

- В какой природной зоне обитают эти животные? Кто из них «заблудился»? Кратко рассказать о природе этой зоны.

Второе задание:

Прочитать названия растений, записанные на доске (саксаул, липа, морошка, полярная берёза, верблюжья колючка, ель, ягель, клен, тюльпан).

Стрелкой указать принадлежность каждого растения к определенной зоне:

Тундра степь пустыня лес

Кратко рассказать о природе зоны, расположенной к северу от тундры.

 

 

- Анализ погоды текущего дня.

- Анализ погоды за прошедшую неделю.

 

 

1.Беседа:- Вспомните, как связана температура воздуха с облачностью в зимнее время.

- Зависит ли вид осадков от температуры? Каким образом?

- Как определить, какое время года сейчас в нашей полосе?

- Назови основные признаки весны.

- Что говорит о явном приближении весны?

Какие признаки весны мы можем наблюдать?

- Можем ли мы уверенно назвать дату наступления весны? (1 марта – по календарю, ?–фактически)

- Почему на Земле происходит смена времен года?

- Что именно вызывает изменения в неживой и живой природе?

- Как изменения в неживой природе влияют на живую природу, на жизнь человека?

2.Ответы учащихся у доски.

 

3. – Мы услышали сообщения о природе двух природных зон. В каких природных зонах расположена наша республика? (степь, лесостепь, лес, высокогорье)

- Отличается ли климат и природа нашего края от северных районов?

- Почему в направлении с севера на юг так заметно меняются климат, флора и фауна нашей Родина? (зависит от расположения природных зон по отношению к экватору и к Северному полюсу).

4. – Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему?

Наша страна так велика, что когда на севере вьют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины.

Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17,1 млн кв.метров. На территории нашей страны могут поместиться почти:

2 таких государства, как США,

48 таких государства, как Германия,

56 таких государства, как Италия,

31 такое государство, как Франция,

46 таких государства, как Япония.

 

Протяженность границ России в 1,5 раза больше длины экватора.

 

1.-И везде живут люди… Давайте немного пофантазируем. Представьте, что я, ваша учительница, получила несколько писем из «прекрасного далека». Эти письма от вас. Послушаем несколько отрывков из них и постараемся догадаться, откуда пришли эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажите сигнал с номером природной зоны.

Крайний север – 1

Тундра – 2

Лесная полоса – 3

Степь – 4

Пустыня – 5

 

Первое письмо.

Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхности земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям.

Второе письмо.

В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам передают привет Витя с Толиком…

Третье письмо.

Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь- до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…

Четвертое письмо.

Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: Солнце светит и днем, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы все равно сидеть не приходится.

Пятое письмо.

Вот могучий красавиц дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, а ветви их часто образуют густой навес, а внизу - подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас со Степой одна забота – сохранить это богатство от огня.

После чтения писем, угадывания зон и профессий учитель говорит:

- Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех уголках нашей необъятной Родины.

2. А сейчас мы побываем в тех местах, откуда пришли письма, и вспомним, чем занимается население этих районов.

1 - ый ученик:

Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, заниматься охотой на морского зверя, ловлей рыбы, добычей полезных ископаемых.

2 – ой ученик :

Главное занятие населения тундры– оленеводство. Олень для жителей тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды и обуви. Кроме того, население тундры занимается охотой на морского зверя, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

3- ий ученик

В лесной полосе главное богатство – лес. Поэтому население этих районов занимается хозяйством, заготовкой пушнины, грибов, ягод.

Скотоводству и земледелию также большое место отводится в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято добычей полезных ископаемых, выплавкой металла, производством электроэнергии.

4 – ый ученик

Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей Родины. Поэтому основное занятие – это земледелие. Люди выращивают не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. Большие площади заняты под бахчами, огородами и садами. Хорошо развито животноводство.

5 – ый ученик

Самое старинное занятие пустынь – животноводство. На скудных пастбищах пустынь пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.

 

Беседа:

- В каком направлении мы совершили путешествие?

- Как изменяются природные условия, растительность, животный мир?

- От чего зависит вид деятельности населения каждой полосы?

- Чем в основном занимается население нашего края?

3. – А сейчас мы проведем игру «Перекличка»

природных зон. Приготовьте карточки. Прозвучат загадки о животных, обитающих в нашей стране. Поднимают карточки с номером, который соответствует номеру климатической зоны (загадки загадывают сами ребята).

 

Сел Егор между гор. Говорит:

- А ну-ка, горы, молодца везите в горы!

(верблюд)

- В какой природной зоне живет это животное?

- Кто знает об этом животном что-нибудь интересное?

-Какие еще животные обитают в этой зоне?

 

Слеп и тупорыл, всю землю изрыл.

Мороз пришел – в землю ушел.

(крот)

- Каких еще степных животных вы можете назвать?

 

Деток очень я люблю,

Но всегда сама кормлю.

Чужим мамам доверяю,

Пока по лесу гуляю.

(зайчиха)

 

- Каких еще животных этой климатической зоны вы знаете?

 

Мал и глуп я, вам признаюсь,

Подскажите, как мне быть:

Очень часто я пытаюсь

Океаны переплыть.

(лемминг)

- Назовите других жителей тундры.

(индивидуальное сообщение о северном олене)

 

Мой брат в лесу глухом живет.

Он – сладкоежка неуклюжий.

А я в глаза не видел мед,

Живу, где ветер, снег и стужа.

(белый медведь)

-Назовите остальных представителей животного мира Крайнего Севера.

 

- Эти загадки касались только зверей. Мы забыли о наших друзьях, помогающих нам сохранять лес – наше богатство.

- О ком идет речь?( о птицах)

Игра «Доскажи словечко»:

 

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери.

И вдруг вспорхнули яблоки,

Да это ж … (снегири)

 

Эту птицу всякий знает.

На шесте ее дворец.

Червяков птенцам таскает

Да поет весь день… (скворец)

 

Все хлопочет и вертится,

Все свистит и суетится,

Ей на месте не сидится. Называется…(синица)

 

Вдруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны.

Здесь, на кузнеце, затратил

Много сил проворный …(дятел)

 

- Какое из названий птиц пишется так же, как и слышится?

- Каких еще птиц вы можете назвать?

-Почему люди называют птиц своими друзьями?

- Как мы можем помочь нашим друзьям?

-В какое время года они особенно нуждаются в нашей помощи?

 

 

- Мы с вами повторили, что знаем о природных зонах. По итогам повторения – небольшая проверочная работа.

 

Отметить животных, обитающих на Крайнем Севере:

белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагарка, морж.

Отметить животных, которых можно встретить в тундре:

чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.

Отметить животных лесной полосы:

Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобр, розовый скворец, дятел.

Отметить животных, встречающихся в степной зоне:

олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок.

Отметить животных пустыни:

суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан.

(учитель собирает листочки)

 

- Мы с вами говорили о разнообразии природы нашей Родины. От чего зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны?

* от ее положения по отношению к экватору и Северному полюсу;

* от географического положения природной зоны (высота солнца над линией горизонта и продолжительностью зимы);

* от сочетания тепла и влаги (состояние почвы и растительность);

* от растительности

-А как вы думаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется?

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух , вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречается крайне редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.

- Кто из вас может объяснить, почему эта книга получила такое название?

Растениям и животным, внесенным в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица земли, как исчезли странствующий голубь и др.

 

В Красную книгу занесены:

Белый медведь, морж;

Северный олень, лебедь, краснозобая казарка, розовая чайка;

Амурский тигр; выхухоль; зубр; пятнистый олень, орел, журавль;

Дрофа; аист, сокол;

Туранский тигр, гепард; джейран и т.д.

 

В Красную книгу Северной Осетии занесены:

Бабочки - аполлон, красотел пахучий;

Черный аист, бородач, беркут, кавказский сапсан, кавказский тетерев, горный конек, стервятник;

Гигантская вечерница, нетопырь, рыжая вечерница – летучая мышь;

Косуля, кавказский благородный олень, выдра, кавказско-беловежский зубр.

 

На этих таблица вы видите далеко не полный перечень животных внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того в нашей стране сейчас действует более ста заповедников и заповедных хозяйств. Один из них – наш Северо- Осетинский государственный заповедник, где мы с вами постараемся побывать весной.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

«Давайте же стараться жить так, что бы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы!»

- На перемене вы сможете ознакомится с выставкой книг о природе.

 

 

 

 

-Чем занимались на уроке?

-Что понравилось?

 

 

 

Технические средства (магнитофон)

Индивидуальные карточки

Магнитная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневники наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

(природные зоны Северной Осетии)

 

 

 

 

 

Работа с картой

(природные зоны России)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

 

 

Таблицы с пейзажами климатических зон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

картинки зон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный материал (индивидуальные карточки)

 

 

Картинки с изображением животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные листки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записаны на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Красная книга», картинки животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плакат

 

 

Дети слушают

запись

 

Индивидуальная

работа у доски

двух учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют записи

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят таблицы и слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики ком ментируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают на карте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.