12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернецова Елена Валерьевна47
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики

Е. В. Чернецова,

учитель математики ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», г. Йошкар-Ола, e.chernecova@my18.ru

В статье поднимается вопрос о важности развития математической функциональной грамотности в современной системе образования. Определяется функциональная грамотность как явление, выходящее за рамки отдельных учебных предметов. Также представлен педагогический опыт создания и использования заданий, ориентированных на практику, в качестве эффективного средства развития функциональной грамотности учащихся на уроках математики.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задания для формирования математической грамотности, образовательная платформа Joyteka.

Практика доказала, что традиционная модель обучения, ориентированная исключительно на усвоение знаний, не достаточно эффективна. Именно поэтому формирование функциональной грамотности должно стать ключевым аспектом улучшения качества образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В условиях общественно-экономической модернизации нам нужны специалисты, способные достигать значимых социальных результатов и эффективно работать на достижение поставленных целей. Школа играет важную роль в формировании этих навыков. Центральным элементом этого процесса является функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Понятие "функциональная грамотность" отражает способность индивида применять усвоенные знания для решения повседневных проблем. К сожалению, даже обладая определенным уровнем образования, человек может быть неспособным эффективно использовать свои знания, что негативно сказывается на качестве его жизни.

Одним из ключевых аспектов функциональной грамотности является математическая грамотность. Это не только умение владеть математическими навыками, но и способность применять их в различных контекстах. Важно, чтобы учащиеся могли применять свою интуицию и аналитические способности при решении задач. Для этого им необходимы глубокие знания и умения, выходящие за рамки простого запоминания фактов, терминологии и стандартных методов. Основная цель педагога заключается в развитии математической грамотности учащихся с тем, чтобы они могли успешно применять свои знания в повседневной жизни после окончания школы.

Как показывает опыт, одним из эффективных методов совершенствования математической грамотности является использование задач, ориентированных на практику. Эти задания моделируют реальные ситуации из повседневной жизни, способствуя развитию практических навыков, необходимых для нашей повседневной деятельности. Например, при изучении темы "Пропорции и Масштаб" предлагается учащимся задача, в которой предоставляется карта города. Можно поставить задачу следующим образом: "Составьте наиболее оптимальный маршрут и определите время выхода из школы, чтобы не опоздать на сеанс в кинотеатре".

Кроме того, такие задания позволяют ознакомиться с разнообразным материалом, который имеет практическое применение в математике. Это развивает творческие способности и познавательные интересы детей, а также помогает им работать в группах, аргументировать свою точку зрения, убеждения, развивать чувства и желания. Регулярное решение практико-ориентированных задач способствует более качественной подготовке учащихся.

Одной из главных характеристик практически ориентированных задач является их нестандартность, которая проявляется в том, что некоторые аспекты структуры задачи остаются неопределенными. Еще одним важным аспектом является разная степень рациональности, что означает наличие различных возможных способов решения задачи. Кроме того, такие задачи обычно формулируются очень детально и могут содержать либо избыточные, либо недостающие данные. Как показывает педагогическая практика, технология обучения математике школьников с применением практико-ориентированных задач, позволяет превратить ученика из пассивного объекта воздействия преподавателя в активного участника учебного процесса. При таком подходе ученик самостоятельно определяет свои учебные цели, и педагог помогает ему в этом. Ученик самостоятельно приобретает новые знания, а преподаватель рекомендует источники информации. Ученик сам выбирает свои шаги, а преподаватель поддерживает его, создавая условия для активности ученика.

Ученикам нравятся учебные задания, которые имеют практическую направленность и отражают реальные ситуации из жизни. Примерами таких задач могут служить упражнения из раздела "Реальная математика" ОГЭ для 9 класса. Школьники видят, что математика применима в различных сферах жизни, что способствует увеличению интереса к предмету. Некоторые из этих задач могут быть решены даже учащимися пятого класса. Приведем несколько примеров подобных задач [1]:

Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек.

Средний вес мальчиков того же возраста, что и Сергей, равен 48 кг. Вес Сергея составляет 120% среднего веса. Сколько весит Сергей?

Теплоход рассчитан на 710 пассажиров и 35 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 20 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9-х классов.


Мальчики

Девочки

Отметки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Время(сек)

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

Оптовая цена чайника 520 рублей, розничная цена на 20 % выше оптовой. Какое наибольшее число чайников можно купить по розничной цене на сумму 4000 рублей?

t1712600506aa.png

При подготовке к государственной итоговой аттестации особое внимание уделяется практическим задачам, так как они являются частью контрольно-измерительных материалов (КИМов). Для эффективной подготовки учащихся к этим заданиям по математике необходимо регулярно проводить систематические тренировки, начиная с 5 класса, предлагая разнообразные практические задания. Например, в пятом классе можно использовать диаграммы для визуализации информации, в шестом классе можно составить план комнаты в рамках изучения темы "Масштаб", а в седьмом-девятом классах можно организовать измерения на местности.

Нt1712600506ab.png а уроке могут быть предложены задания как в традиционной письменной форме, так и в цифровом формате с элементами игрового процесса, что стимулирует учащихся к самостоятельному выполнению задач. Например, ученикам может быть поставлена задача - выбраться из комнаты, для чего необходимо решить ряд заданий в стиле квеста, доступных по ссылке https://joyteka.com/100554138.

В заключение, следует отметить, что применение практических задач в учебном процессе не только способствует улучшению математической подготовки учащихся, но и активизирует их интерес к предмету. Обучение на основе практических задач также способствует более глубокому усвоению информации, так как ассоциирует ее с конкретными действиями и событиями.


Список литературы

Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. -Новокуйбышевск, 2019.

https://resh.edu.ru Электронный банк заданий функциональной грамотности

https://fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.

https://oge.sdamgia.ru/ Образовательный портал

5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.