12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

МКОУ «ВЕРХНЕТУРОВСКАЯ СОШ»

Урок-игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

По теме: «РОССИИ СЛАВНЫЕ СЫНЫ»

ПОДГОТОВИЛА: Давыденко О.В.

 

Цели:

1. Пробуждение интереса к историческим знаниям.

2. Воспитание уважения к традициям нашей Родины.

 

Оборудование:

Эпиграфы.

Выставка книг о выдающихся деятелях первой половины 19в.

Альбом по истории культуры.

Портреты героев 1812г. и восстания декабристов.

Таблички с названиями команд.

Исторические карты « Отечественная война 1812г.»; «Российская империя в первой половине 19в.»

 

Подготовка к игре.

Каждая из команд подбирает себе название.

Команды готовят по два вопроса для соперников.

 

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами закончили изучение темы « Россия в годы царствования Александра 1». И сегодня у нас, пройдет заключительный урок по этой теме. Будет он проходить в форме игры « Счастливый случай».

Итак, тема нашего урока « России славные сыны».

Да, Россия в этот период подарила нам многих великих славных своих сынов, которые любили Россию, защищали её, умирали за её свободу, стремились изменить жизнь страны в лучшую сторону.

Перед вами два эпиграфа, посвящённые декабристам:

« Наш скорбный труд не пропадёт, из искры возгорится пламя»

Одоевский.

« О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить»

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная вдохнула

И не осталось и следов»

Ф. Тютчев.

В конце урока вы выскажите своё согласие с одним из авторов строк, касающееся действий героев нашего урока.

В нашей игре участвуют две команды:

«Сыны Отечества» и « Солдаты Бородино». Оценивать ваши ответы будет жюри (уч-ся старших классов).

 

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

(вопросы задаются каждой из команд по очереди.)

29. Кутузов говорил о нём: « Это один из отличнейших генералов от инфантерии». О каком генерале говорил Кутузов?

(Д.С.Дохтуров)

37. После смерти Кутузова он командовал русско-прусской армией в 1812-1814гг., фельдмаршалом закончил войну.

(М.Б. Барклай-де-Толли)

65. Герой войны 1812г., командир летучего отряда.

(А.Н.Сеславин)

14. Его смерть Наполеон считал для себя большой удачей, так как он полагал, что со смертью этого человека кончится история гусар.

(Я.П.Кульнев)

В войне 1812г. она потеряла трёх своих сыновей. От горя ослепла. Врачи могли восстановить ей зрение, но она сказала: « Мне не на кого больше смотреть». О трагедии какой семьи идёт речь?

(Тучковых)

16. Командовал кирасирским корпусом; с 1820г.- московский генерал-губернатор.

(Д.В.Голицын)

44. В 1812г. награждён золотой шпагой « За храбрость», а в 1825г. был осуждён на 30 лет каторги.

(С.Г.Волконский)

25. Его казаки заманили под Миром польских улан, в результате боя было выведено из строя 6 неприятельских полков. Кто командовал казаками?

(М.И.Платов)

41. Первый раз этот генерал отличился под Смоленском, когда в атаку повёл полк, где находились его сыновья. О ком идёт речь?

(Н.Н.Раевский)

20. Какой видный деятель России сказал: ( Тильзитский мир для Франции всегда был мир вооружённый»?

(М.М.Сперанский)

1;10;57 – « счастливый случай», учащиеся получают небольшие призы.

 

2. ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»

Учащиеся задают друг другу вопросы, которые они заготовили заранее.

В чём смысл тарутинского манёвра?

К какому обществу принадлежали декабристы, участвовавшие в восстании 14 декабря 1825г.?

Какую роль сыграло Бородинское сражение для обеих сторон.?

Какую цель преследовали декабристы «Северного общества»?

 

3. «ВИДЕОВОПРОСЫ»

(Учащимся показывают картинки и просят назвать события, изображённые на них)

1.П.А.Кривоногов « Оборона Смоленска». Окаком событии идёт речь на картине?

2. В.Р.Мазуровский « Дело казаков Платова с французской кавалерией под Миром 27 июля 1812г.).

3. Н.С.Самокиш « Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

4. а.Д.Кившенко « Военный совет в Филях».

5. Памятник боевой славы на Бородинском поле.

6. К.И.Кольман « Восстание на Сенатской площади 14.12.1825г.»

 

«ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

В данном гейме используются поэтические произведения. Задача назвать автора этого произведения или кому оно посвящено.

1. П.Вяземский посвятил стихотворение, как вы думаете, кому?

Пусть генеральских эполетов

Не вижу на плечах твоих,

От коих часто поневоле

Вздымаются плеча других..

И скромную свою судьбину

Ты благородством золотил;

Врагам был грозен не по чину,

Друзьям ты не по чину мил!

(Д.Давыдову)

2.Д.Давыдову было много посвящений. Сейчас прозвучит ещё одно. Кто автор?

Тебе, певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном , в огне

Скакать на бешеном коне.

(А.П. Пушкин )

3. Пушкин писал много посвящений. Кому он посвятил следующие строки?

Чело ,как череп голый,

Высоко лоснится и, мнится, залегла

Там грусть великая.

(М.Б.Барклаю-де-Толли)

4.Кому посвящены эти строки?

Под Александровой счастливою державой

Дадут науки плод, искусства процветут;

Тебе обязаны спокойствием и славой,

Отчизне и тебе дань сердца принесут.

(М.И.Кутузову)

5.Кто написал эти строки и в связи с каким событием?

.И грозно в сумраке ночном

Чернеют знамёна, и ратники, и кони;

Несут полки славян погибель за врагом,

Достигли Немана – и копья водрузили.

(К.Н. Батюшков. « Переход русских войск через Неман»)

6.Кто автор этой песни?

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдём врага разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть, чем в рабстве жить!

( Ф.Глинка. « Солдатская песня»).

 

5. « В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ». (блиц)

Вопросы команде 1.

Кто из героев Бородино не получил награды? (М.И.Платов и Ф.Л.Уваров)

Автор проекта храма Христа Спасителя. (К.А.Тон)

Кто из героев 1812 г. был смертельно ранен на Сенатской площади?

(М.И.Милорадович)

4. Автор « Русской правды». ( П.И.Пестель)

5. Губернатор Москвы в 1812г. (Ф,В.Растопчин)

6. Род войск, где служил Д.Давыдов. (Гусары)

7. Как называется лейпцингская битва? ( Битва народов)

8. У Борисова Наполеон переправлялся через….(Березину)

9. Жену Волконского звали… ( Мария)

10. Портреты героев 1812г. рисовал…( Джорж Доу)

11. Командующий 2 армией русских в 1812 г. ( П.И.Багратион)

12. Раевский командовал……9 батареей)

13. Совещание об оставлении Москвы проходило в….(Филях)

14. Актриса, сыгравшая Н.Дурову. (Л.Голубкина)

15. Где умер Кутузов? (В.Бунцлау)

Вопросы команде 2.

Генерал, получивший тяжелые ранения на Бородинском поле. ( П.И.Багратион)

На какие деньги строили храм Христа Спасителя? (На народные)

Автор проекта Конституции. ( Никита Муравьёв)

Женщина, первой уехавшая в Сибирь. (Е.Трубецкая)

Кто стрелял в Милорадовича? (П.Г.каховский)

Партизан, гусар, поэт… (Д.Давыдов)

Какое изобретение надеялся сделать Ф.Ростропович? ( Воздушный шар)

Где покоится прах Кутузова? ( В Петербурге, в Казанском соборе)

Основной цвет обмундирования русской пехоты. (зелёный, красный)

Кто из художников являлся создателем Бородинской панорамы?

( Ф.А.Рубо)

Командующий 3 армией русских. (А.П.Тормасов)

Укрепление Бородинской битвы. (Флеши)

Фильм Рязанова о войне 1812г. ( « Гусарская Баллада»)

Автор стихотворения « Бородино». ( М.Ю.Лермонтов)

Куда отступил Кутузов? ( в Тарутино)

Жюри объявляет итоги.

( Учитель выставляет оценки. Игра закончилась.)

А сейчас вернёмся вновь к эпиграфам. Как вы думаете, кто же из авторов прав.

( Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель благодарит всех за проделанную работу).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.