12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Оксана Владимировна3055
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
4

Статья «Системно-деятельностный подход на уроках математики в 5 классе»

Системно-деятельностный подход.


 

Автор: Смирнова Оксана Владимировна, учитель.

ГБОУ лицей№ 369, Санкт-Петербург.

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание при реализации Системно-деятельностного подхода в 5 классе. Данный материал рассмотрен на примере изучения темы «Десятичные дроби».

Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения  и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.

Обсудим некоторые моменты при изучении темы «десятичные дроби»

Учащиеся знакомятся с десятичными дробями, с новой записью уже известных им дробей со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.

На этом этапе полезно познакомить детей с историей возникновения десятичных дробей.

Для того чтобы зафиксировать внимание учащихся на дробях со знаменателем t1679851335aa.png, можно предложить учащимся выразить именованные числа с меньшей единицей измерения через более крупную единицу измерения.

Раскрывается аналогия записи десятичных дробей и натуральных чисел.

Удобно обратить внимание на именованные числа, выражающие денежные единицы.

t1679851335ab.png

Я приведу примеры таких заданий по переводу обыкновенной дроби в десятичную из учебников разных авторских коллективов

Примеры таких заданий из учебника «Математика 5 класс», часть 2, авторский коллектив: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.

t1679851335ac.png

Примеры заданий из учебника «Математика 5 класс», авторский коллектив: Н.Б. Истомина, О.П. Горина, Н.Б. Тихонова.

t1679851335ad.png

Примеры заданий из учебника «Математика 5 класс», авторский коллектив: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

t1679851335ae.png

Примеры заданий из учебника «Математика 5 класс», авторский коллектив: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир.

t1679851335af.png

Проблему записи десятичных дробей можно развернуть на случае, когда в числителе обыкновенной дроби цифр меньше, чем нулей в знаменателе.

t1679851335ag.png

Учащимся дается задание: запиши в виде десятичной дроби смешанное число три целых девять сотых.

t1679851335ah.png

Для открытия учащимся придется применить «математическую хитрость»: приписать к числителю недостающий знак, так, чтобы число не изменилось, таким знаком будет цифра ноль, записанная слева от числа, т.е. 09.

После чего учащиеся составляют алгоритм десятичной записи, одним из шагов которого станет: уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.

Чтобы подготовить это открытие целесообразно на актуализации , перед изучением темы выполнить задание: припиши к данному числу ноль справа, прочитай полученное число, припиши к данному числу ноль слева, прочитай полученное число.

t1679851335ai.png

Очень важно регулярно включать задания на тренировку ранее изученных алгоритмов, с помощью них можно осуществить подготовку к введению новых знаний на последующих уроках.

Алгоритмы сравнения десятичных дробей выводятся самими детьми как частные случаи соответствующих алгоритмов для обыкновенных дробей и для натуральных чисел.

При изучении любой темы, а в частности темы «десятичные дроби» важно включать задания в игровой форме. t1679851335aj.png


 

Это может быть, раскраска, тематическая игра, квест, электронный тренажер

t1679851335ak.png

t1679851335al.pngt1679851335am.png

Игровыми могут быть как отдельные элементы, так и весь урок.

t1679851335an.png


 

При работе с числами, важно организовать деятельность так, чтобы у детей была возможность реализовать свой творческий потенциал.

t1679851335ao.png

До данного момента были приведены примеры заданий из разных учебный пособий.

С целью реализации системно-деятельностного подхода учениками (по желанию) выполняются различные проекты и исследования.

Приведу два примера. Эти проекты выполняли ученики при изучении темы десятичные дроби.

В первом проекте ученик рассчитывает количество рулонов обоев, необходимых для ремонта своей комнаты.

t1679851335ap.pngУченик сам измеряет, рассчитывает, творит, вычисляет, отправляется в магазин, выбирает, активно применяет, свои знания на практике.

t1679851335aq.png

t1679851335ar.pngt1679851335as.png

t1679851335at.png t1679851335au.png

t1679851335av.png t1679851335aw.png

t1679851335ax.png t1679851335ay.png

t1679851335az.pngt1679851335ba.png

Во втором проекте, ученик рассчитывает количество фруктов, необходимых организму для восполнения витамина «С»

Ученику нужно найти информацию, обработать ее, построить гипотезу, сделать выводы.

t1679851335bb.png t1679851335bc.png

t1679851335bd.png t1679851335be.png

t1679851335bf.png t1679851335bg.png

t1679851335bh.jpg t1679851335bi.png

В обоих случаях ученикам необходимо было выполнять действия с десятичными дробями. Что доставило им радость, которую не всегда можно получит при работе с «сухими числами».

Особо ценно, было видеть глаза ребенка, когда он делился впечатлениями, после поездки в магазин и покупки тех обоев, которые по его расчетам оказались более выгодными, в том количестве, которое он рассчитал. Восторг, от того, что он помог семье сэкономить бюджет.

Также, не забыть впечатления от рассказа ребенка о том, что он ранее старался съесть целый фрукт помело, пытаясь восполнить недостаток витамина. После выполнения проекта оказалось, что достаточно маленького кусочка. А при большем потреблении может возникнуть аллергия.

Оба проекта очень простые, но, для пятиклассников первые шаги в исследовательскую деятельность очень важны.

На своих уроках, для развития творческих способностей учеников, предложено придумать задачи со сказочным сюжетом, на действия с десятичными дробями.

Такие задачи дети решают с большим удовольствием, обсуждают их и предлагают различные пути решения. В качестве изюминки можно предложить отгадать автора задачи.

При оформлении текста задачи дети не ограничены в творчестве, они могут рисовать, приклеивать, распечатывать.

Каждый может выбрать тот способ, который ему больше нравится, и реализовать свой творческий потенциал.


 

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.