12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Людмила Валентиновна320
Россия, Омская обл., село Аёв
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Собрание – практикум на тему:

“ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

(для родителей учащихся первых классов)

 

Цель: способствовать повышению развития внимания у детей.

Задачи:

1.    Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.

2.    Совместно с родителями обсудить проблему как помочь ребёнку стать более внимательным.

3.    Актуализировать значение влияния семьи на развитие внимания ребенка.

4.    Способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей.

Категория участников: педагог, родители.

Этапы:

1.    Организационный. Педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.

2.    Основной. Педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений.

3.    Заключительный. Подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

1.    Тесты для родителей (Приложение 1, 2).

2.    Памятки для родителей (Приложение 3, 4).

 

Ход собрания:

 

   Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным.

      “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”. Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный 

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,  

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки  

Натянул себе на пятки...

     Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

     Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно, но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

 «Виды внимания». Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

       Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффек­тивность работы школьника.

    Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раз­дражителей и с увлечением работает.

       Предлагаю вам освоить не­сложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

        Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой) (Приложение № 3.)

 

Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транс­порте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на оста­новке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, воз­раст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт ), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, раз­ного цвета). Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, зада­вая различные вопросы («Как ты думаешь, в автобусе на нашем ряду сидит больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей стояло на остановке перед посадкой?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат бу­дете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то пе­рестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Пред­лагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы.  Тест для родителей «Я и мой ребенок» (Приложение №1)

 

 

         Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

      К основным свойствам внимания относятся концентрированность, объем, устойчивость, распределяемость и переключаемость.

     Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Науке известны две причины, снижающие концентрацию внимания: физиологическая и педагогическая. Первая, например, может быть связана с наличием у ребенка аденоидов, снижающим доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем, что смена кадров при теле­визионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

     Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребен­ка.

       Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той ж проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учеб­ного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут, для учителей и родителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. С точки зрения психологических возрастных особенностей, ошибочно было бы думать, что чем больше мы подбе­рем упражнений, тем лучше ученики поймут тему. Это может быть, но только в том случае, если лимит времени не превышен.

     Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей. Это свойство необходимо младшим школьни­ки при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

     Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях. Для тренировки переключаемость внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

 

Свойства

внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства  внимания

Объем

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых

Переключаемость

Разнообразить виды заданий

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать, лепить                  __

 

     К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю познакомиться на нашем родительском собрании. (Родителям раздаются памятки).

 

       Игры  и упражнения для развития внимания (Приложение №4)

 

       Работая с детьми дома, имейте в виду, что, если это учебное занятие, то его общий итог будет состоять из нескольких частичных результатов:

Первый, самый очевидный, - это знание, которое он получит, Второй результат - менее очевидный, это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя. Третий результат - это эмо­циональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах. Четвертый результат  след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным, либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств). Опасность состоит в том, что вы будете ориентироваться только на первый ре­зультат. А вот оставшиеся три гораздо важнее! Если ваш ребенок пи­шет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен и сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. А если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуе­те, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необ­ходимые и вам, и ему.

     Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом помочь ему.  Тест   ( Приложение № 2.)

 

     Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

     Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

     В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

     В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

     Причины:   Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),

Асфиксия новорождённого.

Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

Особенности центральной нервной системы.

Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).

Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

      Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.

Совет:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

1. Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

2. Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Обобщим наши представления о том, что важ­но в развитии столь значимого для перспективы ребенка свойства  внимания.

Ø  Помощь родителей!

Ø  Окрик, угроза – это помеха развитию внимания.

Ø  «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками.

Ø  Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование.

Ø  Телевизор задерживает развитие внимания.

                    Больше разнообразия в заданиях

 

Подведение итогов родительского собрания.

     Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается ответить на вопросы:

- что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании;

- была ли полученная информация  полезной;

- как собираетесь использовать эту информацию?

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой

помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами).

 

Источники:

1. Тест для родителей «Я и мой ребенок»    http://suremkinamarina.umi.ru/

2. Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой) https://nsportal.ru

3.  Упражнения по развитию внимания (методика О. Л. Степановой) http://www.sosh2.edukuitun.ru/

 

 

 

Приложение №1

Тест для родителей   «Я и мой ребенок»

 

               Вопросы

 

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так делаю

 

А

Могу, но не всегда так поступаю

Б

Не могу

 

 

В

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

 

 

 

2Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

 

 

 

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

 

 

 

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

 

 

 

5.Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

 

 

 

6. Поставить себя на место ре­бенка?

 

 

 

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрас­ный принц)?

 

 

 

8. Рассказать ребенку поучи­тельный случай из детства, представляющий вас в невы­годном свете?

 

 

 

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ре­бенка?

 

 

 

10. Пообещать ребенку исполнять его желание за хорошее поведение?

 

 

 

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

 

 

 

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

 

 

 

13.Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 

 

            Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы черес­чур строга, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует! серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные про­блемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педа­гогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

 

Приложение № 2.

 

Тест

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях.

5.  На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома.

14.  Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

      Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Импульсивности (4,5,11,14)

 

Приложение № 3.

 

Памятка для родителей

 

                Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

          Упражнение 1. «Запоминай порядок»

          Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрать их, спросить о последовательности их расположения.

         Упражнение 2. «Заметить все»

         Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.  Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, какой последовательности они лежали.  Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

                             Упражнение 3. «Ищи безостановочно» (или игра 8 « сколько чего».)

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы или из одного материала), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

 

Приложение №4

 

Памятка для родителей

Уважаемые мамы и папы!

     Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку можете стать вы.

      К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.

 

Игры  и упражнения для развития внимания

 

                                                           1. Игра «Повтори быстро».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произноси слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»

– Ну, начали! Повторите – «стол». Играющие говорят: «Стол».

– Повторите – «окно». Играющие говорят: «Окно».

– Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т.д.

                                                            2. Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 10. Числа, чётные называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий хлопает в ладоши.

                                                            3. Игра «Полслова за вами».

 Назвать  вторую половину слова. Например, паро-воз, паро – ход …

                                                            4. Игра «Самый внимательный».

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

                                                            5.Развитие концентрации внимания.

Находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте;

                                                            6.Тренировка распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу.

 

                                                            7.Развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

                                                            8. Игра «Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые

         

                          Упражнения по развитию внимания (методика О. Л. Степановой)

                                                     Упражнение 1. «Пуговицы»

     На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на 1 рисунок 3 секунды, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге. ( количество пуговиц увеличивается)

                                                       Упражнение 2. «Разложи по порядку»

 Предложить детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков - остановить ряд картинок в той же последовательности.

  Упражнение 3. «Какие буквы (цифры) изменили место?»

Предложить детям запомнить расположение букв (цифр). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.