12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Агульянова Виктория Игоревна49
Учитель не просто профессия, это состояние души, это образ жизни.
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск

Современное образование: теория, методика и практика

В широком смысле понимания образование это процесс формирования ума, характера и физических способностей личности. Иными словами это процесс передачи знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через образовательные учреждения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие учебные заведения, что, однако, не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью Интернета.

Из выше сказанного можно сделать вывод что обучением и воспитанием учеников занимается учитель, как в узком, смысле слова так и в широком. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Кроме обучения в образовательных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев, театров, выставок, кинотеатров и т.д. и т. п.. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Цель современного образования состоит в создание условий для самореализации учащихся. Сегодня ученики получают знания самостоятельно, через собственный опыт. Методика современного образования основана на принципах дифференциации и индивидуализации, а также эффективном использовании человеческих и технических ресурсов. На практике методы современного образования реализуются через взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, их общение. Поэтому учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцировать ребят. И тогда у учеников будут успехи, они с воодушевлением будут спешить на уроки в образовательные учреждения. Если правильно использовать человеческие ресурсы, то можно выйти с учениками на новый уровень. Очень важно разглядеть интерес учеников к предмету, повысить его, а также выявить и развивать одарённых ребят. Необходимо создать условия для их самореализации. Развивать и поощрять инициативу ученика, корректируя правильность его суждений. Задания необходимо разделять по уровню сложности. В таком случае неуспевающий ученик не будет обременён комплексами, а отличник получит возможность развиваться дальше. Можно давать ученикам дополнительные задания используя Интернет ресурсы и тогда уроки станут ярче и интереснее. Сейчас в сети Интернет можно легко найти готовый материал по любой теме и при необходимости изменить его. Красивая презентация сделает более запоминающимся даже самый сложный материал, поможет лучше его усвоить. Также можно использовать видео, музыку, песни, короткие ролики и обучающие фильмы. ​​​​​​​

Современное образование можно назвать вполне успешным, так как современные технологии позволяют педагогам обмениваться опытом. Огромную роль играют семинары, конференции, вебинары по обмену опытом. В современных реалиях можно проводить их дистанционно, посредством создания мастерских, проведения методических объединений или просто встреч преподавателей как из одного города, так и из разных без риска заразиться ковид-19 и прочими заболеваниями, а так же, дает возможность пройти какие-то курсы, повысить свою квалификацию, узнать что-то новое.

Дистанционное обучение внесло определённые коррективы в образовательный процесс, и некоторые моменты традиционного обучения уходят на второй план или же отмирают совсем. Но наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве со стороны учителя. В процессе учебной деятельности особое место я уделяю развитию коммуникативных компетенций. Именно уроки истории (наряду с уроками русского языка и литературы) с течением времени помогают более уверенно овладеть: монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать, принимать или опровергать позицию собеседника конструктивно аргументируя свою позицию), приводить примеры, формулировать выводы.

Для успешного и качественного формирования метапредметных результатов в образовательном процессе я использую приемы дифференцированного обучения.

В современной школе обучаются разные дети, они имеют неодинаковые способности, интересы и мотивацию к обучению. Поэтому применение дифференциации в учебном процессе необходимо, т.к. предоставляет обучающемуся возможность освоения материала, исходя из его личностных характеристик.

Именно ориентация на индивидуальность развития каждого обучающегося, положена в основу технологии дифференцированного обучения, что позволяет учитывать потребности в знаниях не только сильных учеников, но и тех, кто предмет усваивает труднее. Так цель дифференциации состоит обучении каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей.

В процессе составления дифференцированных заданий к урокам истории, я ориентируюсь на следующие группы учащихся:

Ученики с высоким уровнем успеваемости. Ученики данной группы творчески подходят к выполнению заданий, самостоятельно справляются со сложными заданиями, при выполнении заданий им не требуется дополнительное время. Объем восприятия и выполнения заданий – в полной мере.

Ученики со средним уровнем успеваемости. Ученики усваивают материал после тренировочных заданий, с использованием аналогии. На выделение общих, различных, существенных признаков требуют время. Могут выделять в частном общее. Справляются с заданиями в полной мере за более длительное время.

Ученики с низким уровнем успеваемости. Этим обучающимся требуется длительные тренировки для самостоятельного выполнения заданий. Задание может быть выполнено частично, с поправками. Требуют дополнительного времени при выполнении задании, помощи со стороны учителя или более сильных учеников.

Использование дифференцированного подхода  на уроках истории имеет ряд положительных результатов:

учет возраста учеников – здоровьесберегающий компонент;

возможность вариативного выбора задания создает ситуацию успеха для каждого ученика;

в процессе проверки выполненного задания определяются способности ученика, а также его дальнейший потенциал для перехода на более сложный уровень заданий;

анализируя работы, учитель может отследить динамику личностного развития каждого обучающегося;

применений разноуровневых заданий способствует повышению уровня знаний и мотивации к их освоению.

Готовясь к проведению урока я ставлю перед собой задачу: «как научить каждого?». И для ее выполнения я, применяю самый разнообразный инструментарий, педагогические технологии на основе интенсификации деятельности учеников. На своих уроках довольно часто я использую информационные источники сложной структуры: обучающие интерактивные карты вместо традиционных карт; большие тематические подборки фотографий и рисунков, сведенные в специальные фотоальбомы; проверочные задания, которые выполняются с помощью интерактивного инструментария, например, цветовая заливка обозначений на карте колоний Российской империи, тестовые задания проверяются в автоматическом режиме, после завершения теста на экран ПК выводится количество правильных ответов и оценка. Создавая своего рода виртуальную лабораторию, предназначенную для развития логического мышления учеников, стимулирую их к изучению истории и обществознания, формируя у них основы политической культуры методом выполнения творческих заданий.

Урок истории нельзя провести на высшем уровне, не используя карты, иллюстрации, портретные изображения, картины, схемы и т.д. Наглядность, благодаря визуальному восприятию предметов, личностей и процессов способствует формированию объективного представления окружающей действительности. Материал воспринимается обучающимися понятно, при этом активизируются мышление, внимание, зрительная память. Воспринимаемые элементы урока анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами урока. Внимание ученика переключается с одного вида деятельности на другой, урок становится более ярким, интересным, повышается степень мотивации к предмету в целом.

При этом в центре всего этого выдвигается личность ученика, необходимость обеспечить комфортные, бесконфликтные условия её развития.


Агульянова Виктория

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.