12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мещерякова Анастасия Олеговна40
Россия, Северная Осетия-Алания респ., г. Беслан

Открытый урок по русскому языку по теме:

«Способы образования имен существительных.»



В рамках конкурса «Учитель года России - 2022».

Региональный этап.























Подготовила и провела:

Мещерякова А.О.,

учитель начальных классов











Беслан

2022г



Цель: Ознакомление со способами словообразования имён существительных.


Задачи:

Обучающие: организовать деятельность обучающихся по комплексному применению знаний о способах образования имён существительных; создать условия для тренировки в определении способов словообразования имён существительных, наблюдении за образованием существительных; обеспечить развитие умения применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), посредством упражнения обучающихся в образовании имён существительных.

Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи учащихся.

Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, любознательность.


Формирование УУД:

1. Регулятивных – учить контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; проверять предложенную работу, подводить итоги своей учебной деятельности,

2.Познавательных – развивать способность к познанию  русского языка: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, слушать учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников.

3. Коммуникативных – учить вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах, группе).

4. Личностных – способствовать осознанию учащимися границ собственных знаний и умений, учиты­вать степень сложности задания и определять для себя возможность /невозможность его вы­полнения.


Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.


Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть С.В.Иванова, презентация, дерево на холсте, кисти, краски.

Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть С.В.Иванова; маршрутные листы для письменной работы, ноутбуки с интерактивным тестом, карточки, холст с изображением дерева.


Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

(2 мин)

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Приглашаю я вас путешествовать

Знания приобретать и совершенствовать.

Урок у нас будет сегодня необычный.

- Мы с вами совершим познавательное виртуальное путешествие, а куда, вы узнаете чуть позже.

Нам понадобятся для нашего путешествия: маршрутная карта, которую я подготовила специально для вас, учебник - путеводитель, и, конечно же, наши знания.

- Итак, запишите в своих листах число, классная работа. Выделите орфограммы.

 Третье марта.

Классная работа.

Словарная работа.

- Ребята, чтобы поцти о погоде. Кстати, слово «погода» сегодня наше словарное слово. Максим, найди значение этого слова в словаре. Запишите его в тетрадь. Поработаем с ним. Составьте со словом предложение, которое характеризовало бы нашу сегодняшнюю погоду.

Погода

Сегодня солнечная погода.

- Попутного нам ветра.

Отправляемся в путь.

Наша яхта берёт курс на север.

Входим в пролив «Чистописание».


2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование затруднений.

мин)

Минутка чистописания.

Запишите сочетания букв в тетрадь.

не по под про при от

ал ек ок як ик ник ск онок еньк

Подумайте, что у них общего.

- Какие?

- Почему именно эти части слов мы сегодня вспомнили?

Они участвуют в образовании новых слов.

- Только ли эти части слов участвуют в образовании новых слов.

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Какую часть речи мы изучаем?

Сформулируйте тему урока.

Способы образования имен существительных


Дети записывают сочетания букв на разных строчках.



- Это части слов.

- Приставки и суффиксы.

- Ещё корень и соединительные гласные (о), (е).



Ответы детей.

- Образование новых слов.

- Существительное.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

«Способы образования имён существительных» (открываю слайд).

- Какие ключевые слова можно выделить в названии темы?

Чем будем заниматься на уроке?

 

- Все ли способы знаем?

- Какие задачи поставим перед собой?

 

- Проверим ваши гипотезы дружно работая на уроке.






-  Образование существительных. 

- Образовывать новые слова-существительные. -Узнать какими способами образуются сущ.

-Сколько таких способов

- Научиться образовывать новые сущ.





4.Реализация построенной стратегии, проекта. Открытие нового

(10 мин)

1)Исследова-тельская работа по слайдам.

(14 мин)

















2)Проверка исследователь-ской работы. Введение эталона.

(4 мин)



- А что еще написано на доске?

- А кто такой экскурсовод? Словарная работа.

Запишите слово экскурсовод в свой маршрутный лист. Попробуйте составить предложение с этим словом.

Сегодня я буду вашим экскурсоводом и мы отправимся в картинную галерею.

Картина Иван Константинович Айвазовский «Прибой»

Опишите мне картину. Почему художник так ее назвал?

Один ученик пойдет к доске, остальные пишут в листах. Ребята, слово прибой образовано от какого исходного слова?

С помощью какой морфемы мы образовали новое слово?

Какой способ словообразования мы здесь наблюдаем?

Вывешиваю.

- На картине какая погода? Как можно назвать плохую погоду именем существительным?

- Выпишем слово непогода на доске и в листах. Кстати, исходное слово погода у нас сегодня словарное, его мы запишем с графу словарь. Откройте в учебнике с. 74, надите историческую справку. Прочитайте. Что вы из нее узнали?

- Слово непогода образовано какой морфемой?

2. Продолжаем нашу экскурсию. Следующая картина …..

Показываю 5 картин, выписываем по одному слову, выделяем части слова, которые участвуют в словообразовании.

Каждый раз вывешиваю карточки со способами.




Ребята, сколько способов образования имен существительных мы выделили. Давайте их перечислим приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, способ сложения слов. Молодцы ребята, спасибо вам за помощь.


- Я смотрю вы устали путешествовать, давайте немного отдохнем.


Экскурсовод.

Человек, который водит экскурсии…

Записывают предложения в маршрутные листы.




Прибой – бой

С помощью приставки при

приставочный



непогода




приставкой не








Ответы детей.

5. Физминутка



6. Работа в паре. Закрепление с помощью ноутбуков

(4мин)


1. Самостоятельная работа

- Хочу обратиться к мальчикам. Посмотрите на ваши маршрутные листы, чем они отличаются?

- А почему у девочек цветы?

От лица всех мальчиков, поздравляю девочек с этим праздником и желаю быть такими же красивыми и нежными как эти цветы.

- Ребята, для закрепления темы урока я подготовила для вас интерактивный тест. В век высоких технологий мы с вами все должны уметь пользоваться компьютером. Откройте на нижней панеле задач тест и приступайте к работе. Две первые пары получают пятерки, остальные оцениваются в ходе работы.


На них нет цветов.

Скоро праздник 8 марта.




Дети работают в парах.



Взаимопроверка.

7.Закреплениес проговариванием во внешней речи.


Мотивация





Закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Сколько способов образования существительных выявили в ходе исследовательской работы? Какие?



- А для чего нам нужны эти знания?

-Где они нам пригодятся в жизни?


1) - Приставочный.

2) - Суффиксальный.

3) - Приставочно-суффиксальный

4) - Сложением двух корней с соединительной гласной (о-е).

5) - Сложением целых слов через дефис.



Ответы детей.



Запись слов на доске и в листах: Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги-скороходы.

Дети предлагают варианты.


Записывают: дом-музей, лётчик-космонавт.

Самостоятельная работа и проверка по эталону. (Резерв)

Самостоятельная работа. Игра «Путаница»

Слова, образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь!

Попробуйте справиться самостоятельно.
Подбери слова к схемам.

t1653668666aa.jpg

Для слабых: Игра «Лови ошибку»

Проверьте правильность написания слов. Если нашли ошибки – исправьте.

Самалёт, лунаход, пылесос, сталивар.


8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

(5мин)



Звучит осенний вальс Фредерик Шопен

1. Итог урока. Создание плодового дерева.

- Ребята, весь урок мы с вами были художниками слова, учились образовывать слова с помощью их частей. Теперь я предлагаю вам стать мастерами кисти, настоящими художниками.

Перед вами плодовое дерево, обратите внимание на его плоды.

Я предлагаю разукрасить эти плоды палитрой красок. Я сделаю это первая. Мне понравилось с вами работать….

Красный цвет – понравился урок, все было понятно

Желтый – понравился урок, не все поняли

Зеленый – остались вопросы, которые нужно проработать.

- какое яркое дерево у нас получилось, какие сочные красивые плоды появились на нем. А почему? А потому, что мы с вами поработали плодотворно.




Они бледные, прозрачные




Дети подходят к холсту и разукрашивают плоды.

9. Домашнее задание (по выбору)





Домашнее задание (по выбору)

Хорошо! Молодцы!

Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.

Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

- Итак, домашнее задание.

В ваших маршрутных листах оно прописано.

Спасибо за урок.

Желаю вам успехов в освоении этой темы.

Урок окончен.









Записывают Д/З













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.