12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лилия Булатовна1066 Работаю школьным психологом 13 лет. Консультирую детей, их родителей, преподавательский коллектив. Россия, Татарстан респ., Казань |
Статья на тему «Диалоговая речь: как побороть трудности в старших классах?»
Статья на тему «Диалоговая речь: как побороть трудности в старших классах?»
Трудности в процессе изучения речи могут возникать по многим причинам. В зависимости от характера, принято выделять несколько типов трудностей.
Трудности, связанные с работой педагога: нехватка времени, неумение организовать различные формы общения (индивидуальное, групповое и т.д.), неграмотное планирование и подбор презентационного материала.
Трудности, связанные с учениками: низкая мотивация, недостаток в общении, боязнь совершать ошибки и критики, застенчивость.
Диалоговая речь строится только в том случае, если оба участника адекватно реагируют на вопросы друг друга и поддерживают разговор. Чтобы диалог состоялся и грамотно строился, школьникам не хватает навыков речевого и компенсаторного слушания, навыков социального общения. Свой отрицательный вклад вносит и низкий эмоциональный интеллект. Формирование разговорной речи и преодоление вышеперечисленных трудностей осуществляется во время практики.
Упражнения по изучению речи, основанные на диалоге, делятся на следующие категории:
подготовительно-репродуктивные упражнения — они формируют базу для диалоговой речи, а именно лексические, грамматические, фонетические умения и навыки;
продуктивные упражнения — направлены на использование полученных ранее знаний на практике.
При обучении диалоговой речи важно определить конечную цель и промежуточные учебные задачи, выделить этапы формирования базовых навыков ведения диалога и их практики — совершенствования.
Для диалоговой речи школьники должны освоить следующие знания и навыки:
- Умение отвечать на вопросы собеседника и продолжать разговор.
- Умение следовать своему стратегическому маршруту в общении.
- Умение учитывать новых участников общения.
- Умение угадывать, прогнозировать речь, поведение и эмоции собеседника.
Два варианта обучения диалогу: «сверху вниз» и «снижу вверх»
Вариант «сверху вниз» реализуется следующим образом: ребята знакомятся с эталоном диалога, разбирают его, читают по ролям, потом в парах и строят новый немного видоизменённый диалог.
В варианте «снизу вверх» нет исходного диалога-образца. Способ этот индуктивный. Реплики диалога осваиваются на основе дидактико-коммуникативной ситуации. Для этого ученики должны владеть следующими навыками:
- умение задавать разные типы вопросов;
- логично, последовательно и четко отвечать на вопросы;
- использовать разные реплики ответов в процессе общения;
- использовать разные вводные конструкции и клише;
- использовать невербальные средства общения.