12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончаренко Юлия Вячеславовна93
Россия, Московская обл., Пушкино
0

Статья на тему «Использование дидактических методов на уроках обществознания в системе СПО»

Статья на тему: «Использование дидактических методов на уроках обществознания в системе СПО»

Методы, которые использует педагог в профессиональной деятельности, оказывают решающее влияние на результаты обучения. При выборе методов и приёмов необходима ориентация на достижение определённых целей посредством организованной педагогической работы.

Система дидактических методов включает в себя разнообразные способы решения познавательных задач и затрагивает теоретическую и практическую активность преподавателей и студентов.

Применительно к видам учебной деятельности можно говорить о таких дидактических методах, как:

теоретические

практические

поисковые

самостоятельная работа

оценочные

К теоретическим методам принято относить диалог, рассказ, дискуссии, консультации. Это устное объяснение материала в формате лекции или беседы. Практические методы ориентированы на решение задач, постановку экспериментов, выполнение упражнений.

Что касается поисковых методов, здесь преобладает творческое начало: учащиеся проводят наблюдения, участвуют в мозговом штурме, анализируют различные ситуации. К методам самостоятельного изучения материала относятся работа с учебником, конспектирование, а к оценочным – экзамены, устные выступления, опросы и другие.

В преподавании предметов гуманитарного цикла всё более актуальными становятся активные методы, которые рассчитаны на формирование самостоятельной личности с критическим мышлением и способностью аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Использование таких методов способствует стимулированию у студентов познавательной активности.

Активными методами преподавания являются деловые игры, мозговая атака, дискуссии и другие. При таком подходе к учебному процессу задачей педагога становится не простое изложение готового материала с последующей проверкой усвоенности. Урок выстраивается таким образом, чтобы учащиеся искали информацию самостоятельно, осмысляли её и могли интерпретировать.

Технологии активного обучения на уроках обществознания позволяют сделать максимально плодотворной практическую и мыслительную работу студентов. В условиях больших объёмов разнообразной информации, окружающей ребят, использование некоторых методов может стать серьёзным подспорьем для педагога.

К ним можно отнести:

деловые и ролевые игры

дискуссии и дебаты

работа с эссе

проектирование

мозговой штурм

постановка проблемы

Для игры нужно не менее двух игроков, у каждого из которых будет заранее поставленная цель. В деловой игре учащиеся отрабатывают способы профессиональной деятельности (например, при изучении Конституции), а в ролевой игре развивают коммуникативные способности. Игра позволяет прорабатывать навыки общения, разрешения конфликтов, поведения в социуме.

В дискутировании принимает участие больше студентов, чем при игре. Это вид группового взаимодействия, во время которого ребятам предлагается совместно обсудить предложенную проблему и найти оптимальные пути выхода из неё. Во время круглого стола или форума учащиеся могут дискутировать, к примеру, на темы политического строя или форм власти.

Эссе как особый жанр помогает педагогу оценить степень подготовки учащихся к экзаменам и другим формам проверки знаний. Для написания правильного мини-сочинения необходимо понимать проблематику предложенной темы, в достаточной мере владеть соответствующей терминологией. Эссе можно назвать показателем обществоведческой грамотности студента.

Во время выполнения проекта активизируются самостоятельное мышление, практические навыки применения изучаемой информации и работы с первоисточниками. Написание работы и его последующая защита накладывают ответственность и помогают раскрыть творческие способности. Успешные работы в области экономики, права, социальных проблем могут быть использованы в реальной жизни.

Мозговой штурм также относится к коллективной работе и помогает генерировать новые идеи в режиме реального времени. Такой метод позволяет активно задействовать творческий потенциал детей, стимулирует скорость мышления и принятия решений, учит прислушиваться к высказываниям окружающих и формулировать собственное мнение.

При реализации проблемного обучения деятельность студентов приближается к исследовательской. Совместно с преподавателем учащиеся осваивают материал и в итоге самостоятельно открывают для себя нечто новое. Информация предоставляется не в виде готового для запоминания контента, а как неизвестное знание, которое необходимо обработать и понять.

Средние профессиональные заведения переживают в настоящее время период модернизации. Ориентация на государственные образовательные стандарты диктует новые требования и выбор способов обучения. Целью становится воспитание личности учащегося, активного гражданина своей страны. Это особенно актуально для обществознания как науки-проводника молодых людей в социум, в котором необходимо нести ответственность и принимать решения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.