12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия Булатовна1066
Работаю школьным психологом 13 лет. Консультирую детей, их родителей, преподавательский коллектив.
Россия, Татарстан респ., Казань
3

Статья на тему «Особенности дистанционного обучения школьников»

Статья на тему «Особенности дистанционного обучения школьников»

Пандемия COVID-19 привнесла свои коррективы в формат школьного образования. В целях защиты здоровья детей и предотвращения распространения инфекции Министерство просвещения России предложило перейти образовательным учреждениям на дистанционное обучение. Чтобы реализовать полноценное удалённое обучение и обеспечить успешное освоение учебной программы школами были принято ряд мер, которые эффективно используются и сегодня, например, во время сезонных простудных заболеваний.

В период пандемии большая часть ОУ проводили обучение в электронном виде с использованием дистанционных технологий и платформы Zoom. Она позволяет принимать большое количество учащихся на видеоконференции, а также использовать видеофайлы, презентации и общий чат для обратной связи.

Как организовать дистанционное обучение?

Во-первых, определить объем учебной нагрузки, которая может варьироваться в зависимости от профиля обучения, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья учеников. Самые сложные темы, если они не нарушают взаимосвязь с предыдущими блоками, можно перенести для изучения в очном режиме.

Во-вторых, определить объем домашних заданий, которые могут быть выполнены с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В-третьих, создать файлы с материалами для проведения уроков, задания для текущего контроля знаний и для домашних заданий. Это включает в себя ссылки на видеоуроки по изучаемым темам, презентации, конспекты уроков, проводимых онлайн, а также различные памятки с алгоритмами действий.

В-четвёртых, сделать подборку образовательных платформ и онлайн-тренажёров, где ребята будут получать задания.

В-пятых, сформировать памятки для родителей по организации дистанционного обучения детей.

Как организовать дистанционное обучение для детей с ОВЗ?

Организация дистанционного обучения класса, где учатся дети с различными нарушениями (ЗПР, ТНР и РАС) – это дополнительна нагрузка. Так в программу дистанционных занятий необходимо включить элементы, которые помогут детям с особенностями в обучении.

Так, для учеников с аутизмом необходимо иметь четкую структуру урока или занятия. В начале урока учитель озвучивает план работы или посредством какого-то мессенджера (WhatsApp, Viber, Telegram) отправляет родителям технологическую карту урока. Это позволяет ребенку заранее записать тему урока и подготовиться к дальнейшей работе. Задания даются дифференцированно или индивидуально, так как ученики с аутизмом имеют медленный темп деятельности.

Все задания, предлагаемые для устной работы в начале урока, должны быть правильно составлены, понятны и полезны для обучающихся, чтобы привлечь их внимание и помочь в изучении новой темы.

Учащиеся с ЗПР имеют повышенную психическую истощаемость и утомляемость, а также низкую работоспособность. Они имеют проблемы с формированием избирательности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания. Поэтому при обучении необходимо учитывать эти особенности и придавать значимость повторению материала. В начале каждого последующего урока важно потратить некоторое время на повторение уже изученной информации. А для выполнения домашних заданий учащимся необходимо иметь примеры и алгоритмы для каждого вида заданий, которые были представлены на уроке. На уроке учитель должен продемонстрировать выполнение части домашнего задания, чтобы учащиеся могли понять, как правильно выполнять задания.

Обязательно необходимо учесть организацию обратной связи, особенно на уроках русского языка и математики. Ученикам неудобно на компьютере или телефоне вводить ответы, особенно если это степени или дроби. Для упрощения проверки необходимо заранее напечатать задания. Ученики решают задачи в тетрадях, а затем учитель показывает правильные ответы на экране. Также можно использовать онлайн-тренажеры и другие образовательные платформы, где ребята смогут решать задания, педагоги оперативно проверять и выставлять оценки.

Советы, которые будут актуальны всем

Для эффективной удаленной работы необходимо постоянно менять задания. Для детей сложно понять и запомнить большое количество информации или долго выполнять одно задание. Поэтому необходимо создать урок, который будет состоять из нескольких видов заданий, например, просмотр видео за 5–10 минут, выполнение заданий за 10 минут и решение примеров за 10 минут.

Необходимо проверить домашнее задание, обсудить ошибки с учеником лично, а об успехах и интересных вариантах решения информировать всех. Также необходимо предоставить общий обзор результатов работы учеников, объяснить сложные моменты и т. д. Это можно сделать в текстовом виде или в виде короткого видео-обзора.

Необходимо критически оценивать качество материалов, предлагаемых ученикам и используемых в работе. Время, затрачиваемое на их изучение (чтение, понимание, выполнение заданий для проверки понимания и закрепления), не должно превышать 30 минут.

Использование инфографики, схем и других визуальных материалов позволяет более качественно понять и запомнить информацию. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает развивать и стимулировать познавательный интерес учащихся, а также обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Кроме того, использование ИКТ увеличивает активность и мотивацию учащихся.

Необходимо обеспечить равномерное распределение по объему и сложности заданий и учебных блоков. Для каждого задания необходимо указать цель, ожидаемый результат и точные сроки выполнения.

Для того чтобы предотвратить усталость и утомление, можно использовать дидактические игры, включить физкультминутку в урок и представить познавательный материал, который будет положительно влиять на эмоциональное состояние учащихся.

Дистанционное обучение выступает отличной альтернативой оффлайн обучению в период карантинов, незапланированных «умных каникул». И чем быстрее педагогический коллектив перестроит свою работу, адаптируя ее к требованиям времени, тем эффективнее будет проходить образовательный процесс. Несмотря на некоторые недостатки, дистанционное обучение обладает и множеством преимуществ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.