12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Зоя Михайловна112

Нам Слово дано в утешенье…

«И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений...Это язык острой, режущей мысли. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык...Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его…».

Так восторженно, метко и образно говорил о русском языке великий философ Иван Александрович Ильин.

Сохранение Отечества, национального характера и родного языка — единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе русского народа.

Язык – душа нации, культурно-исторический фундамент любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и контактами русских с другими народами. Россия создала свой особый язык, свою литературу и своё искусство. Русский язык оказался тем духовным орудием, которое передало зачатки христианства, правосознания, искусства и науки всем другим малым народам, живущим на территоррии России.

Русский язык – национальное достояние Российского государства. Сейчас значение языка в жизни общества и государства в России сильно недооценено. Власть над словом нужна государству не меньше, чем законодательная, судебная и исполнительная власть.
В наше время обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения в стране речевой культуры. Где торжественность, выразительность, образность и благозвучие русского языка?

Русский язык захлестнул поток искажений, порой сознательных, во многом потеряно уважение к родному языку. Происходит упрощение и опошление речи, и, как следствие, меняются, искажаются мышление и поведение наших людей. Ломая основы языка, мы наносим России больший урон, чем, например, если бы призывали отделить от неё какую-то ее часть.

Язык – основа существования и народа, и государства. Без русского языка не может быть России. Для уничтожения России достаточно уничтожить русский язык. Это так очевидно. Но почему тогда многие россияне, искренне любящие свою Родину, не задумываются об этой страшной для всех нас опасности?

Язык – это важнейшая часть самоидентификации народа и культуры. Те, кто терял язык, теряли свою историю и культуру, теряли себя. Растворялись и исчезали. Русский язык является одной из важнейших составляющих частей Русской цивилизации и Русского мира. Именно потому так яростно и атакуют его недруги России.

Воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях – стратегическая задача современной российской школы.

Защита нашего языка должна стать делом не только каждого учителя, но и каждого ученика. Это важнейшая линия работы в современных условиях педагогов, и не только филологов.

Упомянутый ранее И.А. Ильин в книге «Путь к очевидности» писал: «Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. Основная задача не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в «зажигании сердца» … Каждый должен найти свою собственную дверь, ведущую в царство Духа; каждый должен найти ее сам и самостоятельно переступить через ее порог. И чрезвычайно важно, чтобы этот шаг был сделан в самом раннем детстве».

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь в годы отрочества, то душа ребенка будет пустой; и он будет довольно часто демонстрировать неизвестно откуда взявшееся плохое, и в мыслях, и в поступках.

Искусство, и словесное искусство в частности, дает нам богатство, которое невозможно отнять. Примеряя на себя опыт чужой жизни, наши ученики развиваются, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению и воспитанию позволяет формировать гармоничную личность ребенка. Но поскольку задача эта необъятная, перед учителем – огромное поле для деятельности!

И пусть каждый день перед глазами учителя свершается чудо преображения человека: «Вчера видел чудо, Бог создал которое моими руками»!

Формирование российской идентичности – очень сложная проблема. Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно вести системно с помощью достижений русской культуры. Воспитание в учениках любви к Родине требует от нас, педагогов, продуманной организации в работе, воли и убежденности в правоте своей миссии.

Школьные гуманитарные предметы и интегративные учебные курсы внутри них, как, например, «Истоки», ориентированы на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте, на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально – культурного опыта нашего Отечества.

«Кто бы я ни был – я служу России. Не начальству, не карьере и не работодателю. Но именно России: её спасению, её строительству, её совершенству, её качеству, её величию, её оправданию перед лицом Божиим», – так писал И. А. Ильин в середине прошлого века, а как они актуальны и сегодня, особенно сегодня! «Службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей…»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.