12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Протасова77

ПОИГРАЙ С МАЛЫШОМ В ШАХМАТЫ

Протасова Т. А. детский сад №14 Россия г.Рыбинск





Работая над этой статьей, я старалась ответить на два вопроса. Можно ли научить ребенка дошкольного возраста играть в шахматы, и так ли важно владение навыками шахматной игры для малышей? Всем известно, что современные дети чуть ли не с младенчества осваивают интернет, с легкостью обращаются с компьютером, ну и, естественно, очень любят компьютерные игры. Причем в играх их прежде всего привлекает желание победить соперника, пусть даже и мнимого, добиться какого то результата, возникающий азарт. Все это, несомненно, есть и в шахматной игре. Кроме того, шахматы в отличие от многих современных компьютерных игр, игра совсем не агрессивная, хоть и заключается в самом настоящем сражении на поле боя. Шахматы развивают у ребенка множество качеств необходимых для его развития: внимание, наблюдательность, усидчивость, силу воли, любознательность, логику.

История знает немало знаменитых людей, научившихся играть в шахматы с 3-х летнего возраста. Но каждый родитель, несомненно, думает, а нужно ли загружать голову его малыша этой сложной игрой? А все очень просто. Нужно превратить технику овладения шахматами в сказочную игру. Конечно, можно не пожалеть денег и купить какие- нибудь необычные шахматы с фигурками настоящих слонов, коней, королев, но поверьте ,обычные шахматные фигуры будут не менее интересны любому ребенку.

Итак, вы садитесь с малышом рядом и открываете шахматную доску. Пусть он сам сначала изучит каждую фигуру, трогает, перебирает их. Отвечайте на любые возникающие у него вопросы. Самое главное на этом этапе, чтобы ребенок просто заинтересовался всем, что связано с этим новым для него словом «шахматы». Можно рассказать малышу сказку, одновременно расставляя фигурки на шахматной доске.

Жили- были два короля. Король белого королевства и король черного королевства. У каждого из них была своя королева, два слона, два коня, две ладьи и восемь маленьких отважных солдат- пешек, которые выстроились в ряд перед королевством. Короля, королеву, коней и пешки дети, как правило, запоминают быстрее, а вот слона и ладью с трудом. Ведь слон в обычных шахматах совсем не похож на настоящего слона, а ладья…что это вообще такое? Можно объяснить, что шахматы - это волшебная страна, в которой обитают именно такие слоны, а ладья- это генерал, который стоит, вытянувшись в струнку, гордо подняв свой резной шлем . Когда ребенок познакомится с фигурами, можно поиграть с ним в игру «Найди нужную ». Малыш должен отыскать названную фигуру причем нужного цвета. Каждый этап знакомства с шахматами не должен превышать 10-15 минут, чтобы это занятие не стало утомительным для ребенка и не вызвало негатив. С целью запоминания фигур можно играть с ними в обычной ситуации без шахматной доски. Например : «Сегодня тебя будит добрый белый слон, или к тебе в гости прискакал веселый черный конь. Обедать с тобой сегодня собирается сам король.» Фигурки будут появляться в повседневной жизни ребенка, и он обязательно их полюбит. Ну а тогда перейдем к ознакомлению ребенком ходов шахматных фигур. С ходами каждой фигуры нужно знакомиться отдельно. Опять обратимся к сказке. Жил- был король(помещаем его на шахматную доску). Он очень боялся, что на него кто-нибудь нападет, поэтому делал только один шажок, хотя и мог двигаться в любом направлении. Ребенок пробует ходить королем , передвигая его на одну клетку. А раз король всего боялся, у него было много защитников. Например, ладья – это сильный, мужественный генерал, он наблюдает за границами королевства, двигаясь только по прямой, точно также он нападает на соперника. А вот слон любит заглянуть во все уголки королевства, поэтому ходит по диагонали, причем только своего цвета, чтобы не обидеть родного брата. Самая сложная «походка» в шахматах у коня. Он ходит буквой «Г»: три клетки по прямой и одна в сторону. На доске, где клеток много, ребенку трудно сначала сделать ход конем, поэтому можно нарисовать на листе эту букву «Г», состоящую из четырех клеток, пусть ребенок попрыгает конем по ним. Конь- единственная фигура, которая прыгает через другие, поэтому можно взять фигурку коня и перепрыгивать им через разные игрушки, но обязательно считая клетки. Королева (ферзь) самая сильная фигура в щахматном королевстве, она может ходить как любая фигура на доске кроме коня. Конь в своем движении уникален. Ну и, наконец ,маленькая отважная пешка. Только в начале пути она прыгает через клетку, а потом двигается лишь на один шажок и только прямо, зато чужую фигуру «съедает» наискосок, а, добравшись до конца доски, превращается в самую сильную фигуру- ферзя. Конечно, малышу сразу трудно запомнить ход каждой фигуры ,но мы опять превратим это в игру. Например: «Раз-два превращаемся в щахматного коня». И ребенок должен попрыгать в точности как конь. «А сегодня ты -шахматный слоник, можешь двигаться только по диагонали, то есть от уголка к уголку». И так с каждой фигурой. А еще разные фигуры могут выставляться на доску и идти навстречу друг другу, но только своей «походкой». Итак, наши фигуры научились ходить и стали ребенку еще интереснее. Можно показывать небольшие комбинации с разными фигурами, среди которых должен обязательно присутствовать король. Фигуры перемещаются по шахматной доске ,«съедают» друг друга, защищают своего короля, а ваш ребенок формирует умение думать, анализировать, делать выбор. И уже в свободную минуту он просит вас: А давай поиграем в шахматы», и вы с удовольствием достаете шахматную доску.

В этой статье лишь первые шажки вашего малыша на пути овладения этой величайшей игрой в шахматы. С техникой обучения различным комбинациям можно познакомиться в любом шахматном учебнике. А задача моей статьи в том, чтобы ребенок с младшего возраста полюбил эту игру, заинтересовался ею и очень захотел постичь все ее премудрости.



Ты шахматную доску открываешь

И в удивительный мир шахмат попадаешь.

Вот восемь пешек- маленьких солдат.

Идут вперед и ни шажка назад,

Но до конца доски лишь доберутся

И в королеву тотчас обернутся.

Ладья шагает по прямой,

Ты на пути ее не стой

Все восемь клеток вмиг промчится,

В тылу врага тотчас же очутится.

Вот слон идет по диагонали

От брата его отличишь ты едва ли,

Отличие лишь при движеньи заметно:

Они ходят по клеткам разного цвета.

А это- веселый щахматный конь,

Из под копыт высекает огонь.

Три клетки прямо и одна вбок

И на любого врага наскок.

А вот ферзь- фигура самая важная,

Поскольку сильная и отважная.

Может ходить в любом направлении,

Смело действовать в каждом сражении.

Вот все фигуры перед тобой

И все отважно рвутся в бой.

Но прячется за всех король.

Его здесь незавидна роль:

Напасть ведь отовсюду могут

И ищет он всегда подмогу.

Ведь мат ему- проиграно сраженье,

А кто же любит пораженье?

Поэтому смекалку подключай,

Играй, сражайся, побеждай.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 14.12.19 в 18:47 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, с удовольствием ознакомилась с Вашей статьей! Поучительная, интересная статья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.