12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Наталья Викторовна52
преподаватель химии,географии
Россия, Ростовская обл., п Гигант Сальского района Ростовской области

«Использование элементов современных образовательных технологий на уроках географии»

 Методологическим основанием ФГОС, которое лежит в основе построения современного учебного занятия, является системно-деятельностный подход. Этот подход представляет собой объединение двух подходов, разработанных классиками отечественной психологической науки - системного подхода и деятельностного. Согласно методологии системно-деятельностного подхода в учебном процессе главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной коммуникативной, регулятивной деятельности школьника. Деятельность является условием развития личности. Идеолог ФГОС академик Асмолов А.Г. говорит, что целью образования является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом». Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека. Системно-деятельностный подход постулирует, что новые знания не даются в готовом виде, что обучающиеся «открывают» их сами с помощью учителя, который организует различные виды учебной деятельности. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода – это создание учителем ситуации активизирующего затруднения, и дальнейшая учебная деятельность, связанная с выдвижением идей, гипотез, версий, целью которой является получение нового знания.

Согласно методологии системно-деятельностного подхода учитель не передает готовые знания школьникам, не является транслятором знаний, он дифференцирует требования к учащимся, организует групповую и индивидуальную, а не только фронтальную работу, предъявляет не репродуктивные задания на повторение и запоминание, а продуктивные – на формирование УУД, на применение знаний, интеграцию, перенос знаний..

Современное учебное занятие проектируется следующим образом: учитель определяет цели, отбирает содержание, разрабатывает систему учебных задач, выбирает формы организации учебной деятельности на всех этапах урока.

Учебное занятие (комбинированный урок) состоит из этапов: мотивационно-целевой, этап актуализации знаний, изучение нового материала, самоконтроль и самооценка, рефлексия. В основе учебной деятельности на всех этапах учебного занятия лежит решение учебных задач. Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях, которые направлены на познавательную деятельность, коммуникацию и сотрудничество, на самоорганизацию, саморегуляцию и рефлексию и др. На учебном занятии могут быть организованы разные формы учебной деятельности, которые применяются в сочетании. Индивидуальная работа - самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий, и групповая форма являются предпочтительными по отношению к фронтальной форме работы. Наиболее эффективный путь реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности - дифференцированные индивидуальные задания. Они позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Наиболее эффективный путь реализации фронтальной формы организации учебной деятельности эвристическая (сократическая) беседа. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия. Базовыми образовательными технологиями на современном уроке выступают технологии проектного, проблемного обучения, развития критического мышления.

Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность. При реализации технологии проблемного обучения учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает рассматривать явление с различных позиций, побуждает к сравнению, обобщению, выводам, постановке проблемных задач и вопросов, предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Проектное обучение – это способ организации процесса познания, система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов. Проект направлен на получение конкретного задуманного результата – продукта, обладающего определенной системой свойств и предназначенного для определенного использования. Процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. В процессе работы над учебным проектом ученик постигает реальные жизненные проблемы, процессы, объекты. Реализация технологии способствует развитию самостоятельности, инициативности, способности к творчеству. Оценка проектной деятельности обучающихся входит в систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.

Технология развития критического мышления основана на ряде методических приемов. Мозговой штурм, работа с текстом - выделение смысловых единиц, маркировка текста значками по мере его чтения, чтение с остановками; графическое отображение систематизированной информации, синквейн и др. Критерии результативности современного учебного занятия следующие: цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику, в определении целей урока учитываются личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, в уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий обучающегося - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

Таким образом, изучение географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более, что специфика географии предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно - познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 Соответствие проведения урока географии в рамках реализации ФГОС

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС третьего поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

В примерной программе по географии в свете требований стандартов третьего поколения отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у обучающихся комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Отличительные особенности современного урока географии

 Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.Проблема урока в школе всегда актуальна.   Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление и повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения.

Использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе помогает решить данные проблему. Учитель имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. В современном мире расширяется сфера применения информационных образовательных технологий, интенсифицируют общее развитие школьника, его творческие способности, обеспечивают условия для самообразования и освоения новых видов деятельности, что в свою очередь, способствует самовыражению и самореализации.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровье сберегающим технологиям. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на уроках обязательны.

Так же следует уделять внимание учебно-исследовательским проектам учащихся, проблемным, творческим заданиям, где наиболее полно могут быть реализованы информационные, коммуникативные, самообразовательные, социальные компетентности.

Используя поисково-исследовательский метод на уроках, учащиеся выполняют задания на составление характеристик по типовым планам и на сравнение географических признаков и объектов материков и стран с использованием карт, и атласов, контурных карт; поиск причинно-следственных связей между природным богатством стран и хозяйственной деятельностью населения; сравнение традиционно хозяйственной деятельности населения стран или регионов странДанное знание учащиеся выполняют группами или парами.

Часто на уроках можно прибегать к методу моделирования. Смоделировать, как изменится климат Северной Америки, Евразии, если замедлится скорость течения Гольфстрим. Результатом могут быть модели, выполненные на контурной карте, в виде описаний, отчетов.

Игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии.  Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.   Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока заключаются:

в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

в эмпатии и сопереживании, эмоционально-нравственной отзывчивости;

в освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

в формировании адекватной позитивной осознанной самооценки;

в формировании ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

в формировании мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Так какой же он, современный урок географии? 

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. 

 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.