Статья «Современные средства конструирования урока»
Ершова Н.А., учитель географии
МАОУ СОШ №67 города Тюмени, Тюменская область
«Современные средства конструирования урока»
Информационные технологии позволяют по-новому на уроках использовать текстовую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом по теме самообразования и рассказать о современных средствах конструирования урока.
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и форм обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact»: inter — «взаимный», act — «действовать».
Следовательно, понятие «интерактивность» переводится с английского языка на русский как «взаимодействие», а понятие «интерактивный» - как «взаимодействующий». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет положительно отражаться на учебной мотивации и эффективности обучения (большая наглядность и эргономика восприятия).
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая обучающихся в процесс восприятия учебной информации. Они интегрируют в себе мощные распределительные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества.
Именно поэтому интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, такие упражнения являются практическими и полезными для учащихся и вызывают интерес у обучающихся.
С помощью огромного количества Интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера: рабочие листы, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины, квесты.
На уроках мы часто используем рабочие листы. Они позволяют обучающимся самостоятельно получать, осмысливать и осваивать новый материал, обрабатывать полученную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации; развивает умение работать с различными источниками информации. Он позволяет также провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся. Можно сказать, на каждом уроке мы формируем функциональную грамотность.
На данный момент в интернете множество готовых листов, одним из популярных сайтов с такими разработками является «Worksheets» (https://worksheets.ru/).
Здесь можно найти множество красочных и черно-белых рабочих листов, но в день с одного аккаунта можно сказать всего 3 файла. Для 5-6 классов всегда можно найти неплохой готовый материал.
Нельзя не сказать и о том, что разработка собственных листов всегда ориентирована на получение конкретных знаний и умений обучающимися. На рис.1 вы можете увидеть примеры рабочих листов по географии для 5-6 классов.
Рис. 1. Собственные рабочие по географии листы для 5 класса
Задания в виде кроссвордов и ребусов достаточно часто можно использовать на уроках.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Или, наоборот, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания.
Кроме этого, найти такой кроссворд в готовом виде в Интернете невозможно, поэтому детям необходимо работать самостоятельно (рис.2).
Рис. 2. Кроссворды-ребусы по географии
В интернете существует множество сайтов для создания и кроссвордов и ребусов, но для себя отметила несколько самых удобных:
Генератор кроссвордов «Биоуроки» (https://biouroki.ru/). На сайте множество материала для биологов, но лично для меня это генератор кроссворда. В свободном поле необходимо напечатать слова, и система генерирует его в разных вариациях. Затем мы можем скачать и его картинкой или документом.
Генератор ребусов (http://kvestodel.ru/generator-rebusov) работает по такому же принципу. Мы пишем впечатываем нужное слово, а сайт предлагает готовую картинку зашифрованного термина или объекта.
Имеется множество сайтов с комплексными генераторами. Самым удобным является «Online Test Pad» и «Развитие ребенка».
На сайте Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/) можно создать самые разнообразные тестовые задания, опросы и голосования и кроссворды. Притом, если вы будете шифровать в кроссворд термины, то сайт может предложить вам уже готовые вопросы для данного слова. Тогда вопросы не придется печатать самостоятельно. Готовую ссылку на кроссворд вы можете отправить детям в электронном варианте или более привычным способом скачать и распечатать.
Сайт «Развитие ребенка» (https://childdevelop.info/) ориентирован на обучающихся младших классах, но мы для себя можем там найти хороший генератор филфордов. Механизм работы простой: необходимо напечатать слова, и сгенерировать готовый венгерский кроссворд. Для учителей младших классов на сайте представлено множественный выбор заданий: начиная с прописей и заканчивая разнообразными заданиями по математике.
Образовательная платформа Joyteka (https://joyteka.com/ru) помогает провести урок или внеклассное мероприятие нестандартно. Здесь очень легко и быстро можно создать квест, в котором нужно не просто ответить на вопросы, но и найти пути выхода из комнаты; интеллектуальную викторину; интерактивное видео, в которое можно вставить задания; и множество других игр.
Хочу поделиться с вами полезными ссылками, которые бывают нам крайне необходимы для подготовки урока (рис.3).
Рис.3 Полезные ссылки, используемые для подготовки к уроку
Очень легко и просто в несколько кликов можно создать QR-код или облако слов, или удалить фон на определенных изображениях. Также вы можете самостоятельно найти на сайт «Дидактор.ру» Георгия Осиповича Аствацатурова. Здесь вы найдете огромное множество шаблонов для квестов, игр и лайфхаков для проведения уроков по разным дисциплинам.
Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что современные возможности Интернета, помогают быстро и интересно создать интересный материал для проведения занятия. Это делает урок динамичным и мотивирует детей на получение новых знаний.
В дополнение к изложенному материалу прилагаю флаер, в котором вы найдете всю актуальную информацию (приложение 1).
Используемые источники:
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Приложение 1
Горбачёва Марина Юрьевна
Ершова Надежда Алексеевна
Фалина Ирина Валериевна
Ершова Надежда Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Ершова Надежда Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Ершова Надежда Алексеевна
Авангард