12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Наталия Валериевна122
Творческая деятельность помогает осмыслить и понять свои таланты и способности.
Россия, Ростовская обл., Гуково
2

Связь воспитательного и образовательного процесса в системе дополнительного образования

Связь воспитательного и образовательного процесса в системе дополнительного образования

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования является очень специфичным в отличие от образовательного процесса в рамках общеобразовательного учреждения. Сам процесс обучения и приобретения знаний, умений и навыков в дополнительной системе неустойчив: ребенок имеет право выбора направления своей деятельности, право выбора времени занятий, право выбора самостоятельного планирования своей деятельности. Т.е нет определенных регламентированных рамок. Но именно этот аспект играет большую роль в становлении человека как личности. У ребенка появляется возможность проявить себя в ненавязанной ему социальной среде, ведь каждый ребенок имеет право на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

Вообще, в деятельности педагога дополнительного образования, так же как и в любой педагогической деятельности осуществляется как воспитательный, так и образовательный процесс. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А процесс обучения это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и процесса обучения раскрывает смысл единства обучения и воспитания. Именно этот принцип единства поддерживает система дополнительного образования, и, в частности, учреждение дополнительного образования Станция юных техников города Гуково.

Процесс обучения в системе дополнительного образования подразумевает как общеразвивающую, так и воспитательную цель. Обучение в учреждении дает возможность учащимся достичь высокого уровня в выбранной ими деятельности. Уровень обученности выявляется путем мониторинга приобретенных знаний, умений и навыков. Уровень обученности – показатель результативности и главный параметр слежения результатов усвоения образовательной программы.

Но, осуществляя образовательную деятельность, педагог дополнительного образования не должен забывать и о воспитании, ведь именно этот критерий является главным в формировании учащегося как личности. Вопрос воспитания как никогда, по моему мнению, актуален в настоящее время. Главной задачей деятельности педагога дополнительного образования является поддержка, формирование и развитие тех личностных качеств, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в современном обществе.

Занятия в объединениях Станции юных техников города Гуково строятся на приоритете специально организованной воспитательной деятельности. Учащиеся в процессе занятий в объединениях принимают на себя ответственность, приобретают опыт позитивных отношений: заботы, взаимопомощи. Сам характер деятельности нашего учреждения подразумевает творческо-поисковый характер. Помимо того, что ребенок обучается технологии изготовления предметов, он еще и познает историю, современные достижения в сфере создания и использования данных предметов. Вот, например, задумался проект макета отечественного космического аппарата. Прежде чем приступить к его изготовлению, дети изучают историю отечественной космонавтики, знакомятся с именами известных российских конструкторов. При этом им дается возможность самим выбрать источники информации, проанализировать известные и неизвестные факты. Ребята с удовольствием делятся своими познаниями, с интересом участвуют в исследованиях. Все эти деятельностные познавательные процессы формируют у детей чувство значимости, гордости за страну, в которой они живут, формируется гражданская позиция. Патриотические чувства очень важны для личности в современном сложном социуме.

Эффективно влияют на формирование положительных качеств личности такие формы работы, как соревнования, конкурсы, конференции, выставки, слеты. Эти формы работы с детьми помогают выявить и развивать в дальнейшей индивидуальной и групповой работе интеллектуальные и творческие способности, формируют у детей опыт самоутверждения и стимулируют к дальнейшему самоусовершенствованию. На базе нашего учреждения проводятся все виды таких мероприятий. Победители городских мероприятий участвуют и побеждают в областных и общероссийских мероприятиях. Такого вида соревновательная деятельность способствует духовному развитию личности. А стремление к результату, к победе формирует волю и характер.

Также в практике нашего учреждения в рамках образовательных программ используется метод проектов, который помогает успешно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. В процессе обучения метод проектов − это катализатор познавательной и мыслительной деятельности обучающихся. Дети проходят большой путь от замысла, идеи к готовому результату. При этом они большую часть работы выполняют самостоятельно: изучают необходимые теоретические материалы, историю исследований в заинтересовавшей их области. Это, несомненно, очень хороший фактор для развития умственной деятельности. Метод проектов дает возможность активно проявить себя в системе общественных отношений: формирует общественную социальную позицию, позволяет приобрести навыки планирования своей деятельности. Сам процесс проектирования предмета – это работа в коллективе, это совместная деятельность педагога, учащихся. Такой вид деятельности способствует формированию и развитию таких качеств, как доброжелательность, коммуникабельность, ответственность, терпимость и терпение, взаимоподдержка и взаимовыручка. Кроме этого развиваются еще и лидерские качества.

Работа коллектива с педагогом является хорошим вспомогателем для развития различных человеческих проявлений и личностных качеств. Ведь педагог может в процессе деятельности быть другом, учителем, компаньоном. Ситуации в коллективной работе складываются разные, и педагог должен контролировать внутренние отношения между участниками, направлять ситуацию в нужную для успешной деятельности сторону.

Самое главное для педагога, работающего в системе дополнительного образования, это удержать детей на весь запланированный процесс обучения. Очень важно, чтобы ребенок не терял интерес к занятиям. Ведь в отличие от процесса обучения в школе, занятия в учреждении дополнительного образования не являются обязательными, они основаны на добровольности. Только если ребенок сам захочет заниматься в объединении того или иного профиля, он сможет показать какие-то результаты. А результативность работы любого объединения измеряется в следующих критериях: постоянство контингента обучающихся, рост показателей знаний, умений и навыков в процессе обучения, участие в мероприятиях, личные достижения учащихся. Поэтому, на первоначальном этапе обучения педагог должен создать благоприятный морально-психологический климат, направляющий детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной творческой деятельности.

Как уже говорилось выше, и процесс обучения, и процесс воспитания очень взаимосвязаны. В процессе обучения осуществляется воспитательный процесс. Вот только процесс обучения имеет свои временные рамки, организационные формы, определенную цель и способы ее достижения. Показатель обученности – это достижение поставленной цели. В нашем учреждении эти цели изложены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе каждого объединения. Все программы, по которым работают объединения, основаны на таких принципах, как:

соответствие программы возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность программы;

разноуровневость (ступенчатость) программы;

ориентация программы на метапредметные и личностные результаты;

творческий и продуктивный характер программы.

Результаты воспитательного процесса невозможно отследить в определенных временных рамках. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности и ее результатах.
Содержание обучения можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке, к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе.

Результаты обучения — уровень усвоения знаний и умений, овладение способами решения познавательных и практических задач, интенсивность продвижения в развитии — однозначно определяются деятельностью педагога, т.е. его способностью вызвать интерес к познанию и правильно направить познавательную деятельность обучающегося. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательном же процессе результат зависит от множества внешних факторов. Педагог должен считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на обучающегося вне занятий в учреждении. Поэтому помимо личного контакта с учениками, нужна еще и постоянная совместная работа с родителями. Беседы, совместная подготовка к мероприятиям −− все это практикуется в работе нашего учреждения.

В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности педагога как воспитателя. В силу того, что в воспитательном процессе присутствует случайность, вероятность педагогического процесса, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно, затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются прежде всего те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на занятиях атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах не только своих, но и всего коллектива в целом.

Педагог дополнительного образования, как никто, может повлиять на становление личности своего обучающегося. В современной школе большой упор сейчас делается на качественные показатели процесса обучения. Воспитание на сегодняшний момент отходит на вторичный план. Различают только «троечников», «хорошистов» и «отличников». В педагогике же дополнительного образования оценок не существует. Здесь нет деления на хороших и плохих учеников. Дополнительное образование создает условия для успешности каждого ребенка независимо от его социального статуса, тем самым компенсируя тот недостаток знаний, внимания, условий для самореализации и предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений ребенка. Мы, педагоги Станции юных техников в процессе своей деятельности решаем две основные задачи:

вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований технологии;

подготовить такого выпускника нашего учреждения, который сознательно стремился бы к повышению своего познавательного уровня, был бы организован, дорожил честью коллектива.

Хороший педагог не только передает свои знания ученикам, но и направляет их личностное становление. В этом, собственно, и заключается суть воспитания. Воспитание и обучение взаимосвязаны и нераздельны.


ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. Издание второе.2003.

2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования. Издательство «Учитель», 2007.

3.Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Издательство «Учитель», 2005.

4.Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014

5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273






















8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.