12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Татьяна Семеновна33

Цель: формирование навыков ведения меха на баяне.


Задача:
- познакомить с особенностями звукообразования и звукоизвлечения;
-рассмотреть основные моменты изменения направления движения меха;
-особенности техники ведения меха на баяне.

 

В основу современной классификации музыкальных инструментов положен принцип звукообразования и способ звукоизвлечения. В баянах и аккордеонах звук возникает в результате свободного колебания упругих металлических язычков под воздействием воздушной струи, направляемой по специальным каналам при помощи меха.Звукообразователями являются язычки, а способ извлечения звука- пневматический, осуществляемый с помощью ведения меха.

Звукообразование на баяне зависит от способов нажатия клавиш – туше, и способов ведения меха.Такой специфики не имеет никакой другой инструмент, поэтому исполнительские навыки баяниста и методы их развития отличаются от других инстументалистов. « Мех, без преувеличения,является главным средством для достижения художественной выразительности…мех баяна выполняет как бы функцию легких, вдыхая жизнь в исполнение произведения»,- писал Липс Ф в работе «Искусство игры на баяне».Баян обладает сочным, певучим, сильным звуком,возможностью динамической гибкости и тончайшей филировкой звука. В саратовских гармошках звук на разжим и сжим меха извлекает разные звуки. На уроках демонстрирую гармошки семиклавишные, пяти и трехклавишные, сделанные моим дедушкой, гармонным мастером самоучкой Слинкиным Павлом Терентьевичем.Учащимся интересно услышать голосистые гармошки с колокольчиками,провести сравнительный анализ ведения меха на баяне и гармошках.

Еще одна особенность нашего инструмента заключается в том,что во время игры учащийся не видит левого полукорпуса инструмента. Для того, чтобы точно и выразительно передать авторский замысел в исполнении произведения, нужно, чтобы учащийся на начальном этапе овладел техникой ведения меха: ровное движение меха, ускорение или замедление, меховой рывок.

Ровное движение меха обусловлено необходимостью получения одинаковой на всех основных динамических градациях от рр до ff звучности , при неизменной скорости ведения меха, постоянным одинаковым усилием левой руки.

Ускорение или замедление движения меха обусловлено необходимостью получения равномерного усиления или ослабления звучности. Динамическая нюансировка crеsсhеndо и diminuendo на баяне и аккордеоне достигается именно за счёт обращения к данному способу ведения меха.

Меховой рывок используется при сфорцандо, акценте мехом. Использование данного приёма при акценте меха возможно на самых различных динамических уровнях звучания.

На начальном этапе обучения надо учить ученика вести мех плавно и достаточно активно, незаметно для слуха изменять направление его движения. Разучивая песни и пьесы, надо требовать выполнения динамических оттенков p - f, crescendo, diminuendo. На следующем этапе обучения рекомендуется одновременное прохождение разных по характеру пьес.Такое сочетание охватывает два основных, противоположных друг другу приема ведения меха. При игре на инструменте необходимо ощущать свободу, направленную на реализацию конкретных художественных задач.

В самом начале работы над произведением нужно установить моменты смены направления меха, внося необходимые поправки по мере дальнейшего разучивания.Часто смена направления движения меха приходится на начало музыкальных построений - мотивов, фраз, предложений, разделов частей. В больших фразах и на выдержанных звуках необходимо менять движение меха перед сильной долей такта.

Нельзя менять мех на одном звуке.Смена меха выполняется между фразами и предложениями. Чем быстрее темп, тем больше фраз укладывается на движение меха в одну сторону. В каждом случае надо искать наилучший вариант смены движения меха, в соответствии с содержанием и характером пьесы. Не желательна смена меха на лиге или в середине фразы. Но, если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно его поменять в середине фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.

Когда эти основные приемы будут хорошо усвоены, можно переходить к более тонкой работе над штрихами и нюансировкой.

В определении моментов смены направления движения меха, нужно исходить из идейно- эмоционального содержания данного произведения, строения музыкальной речи и артикуляционных средств воплощения музыкальной мысли.

После освоения учащимся основных способов ведения меха, можно приступать к изучению тремоло мехом, вибрато, рикошету.

Овладение техникой ведения меха способствует выразительному исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, дальнейшему формированию исполнительских навыков учащегося.

Литература.

1. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне.-М.: Советский композитор.1988 г.
2. Липс Ф.Искусство игры на баяне.-М.: Музыка,2004
3. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. -М.: Советский композитор. 1990 г.
4.Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. -М.:Музыка.1989 г

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.