12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабанова Альбина Хушиновна83
1

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 4 классе на тему :"Природные зоны России"







Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.


                                             Тема: « Природные зоны России»













                                                       Учитель- Сабанова А.Х.









     









Тема: « Природные зоны России.»

Цели и задачи урока:

Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.

Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.

Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.

Учить учащихся анализировать изученный материал и делать выводы.

Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.

Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.



Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с природными зонами России;

- уметь классифицировать природные зоны России;

- уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.    

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ипроблему;

- делать обобщение и сопоставление.



Оборудование:  мультимедио проектор, компьютерная презентация, карта природных зон России, атласы, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты, индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии о животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (чтение стихотворения наизусть)

Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке послушайте стихотворение.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.



2. Актуализация знаний учащихся. Учитель: - О чём это стихотворение?

Уч-ся : - О нашей Родине ,о России

Учитель:- Как вы думаете о чём будем говорить на уроке?



Уч-ся : - Сегодня мы вспомним, где находится та или иная природная зона, о разнообразии растительного и животного мира, о том чем занимается население в данной природной зоне и об экологических проблемах которые есть на каждой природной зоне.


Учитель: - Правильно , именно об этом мы и поговорим на нашем уроке. Вспомним все знания ,которые мы получили на последних уроках.

Учитель: – Скажите ,а почему на планете Земля существуют различные природные зоны? Почему в одном месте вечная мерзлота ,а в другом месте на земле от жары нет растительности?

Ответ: Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по- разному.




Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.

– А что такое природные зоны?
( слайд). Природные зоны – это территория, где все природные явления связаны между собой.


–Так как наша страна велика, то на территории нашей страны имеется несколько природных зон, чего нет ни в одной стране мира.


– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)



3. Проблемная ситуация

А может кто то знает ,какую территорию занимает наша страна?(17,1 млн.кв.км)
– Что бы понять на сколько огромна наша страна ,я вам приведу несколько примеров. На нашей территории поместится два таких государства как США,56 таких государств как Италия



Показываю на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта).



– Убедились, как велика Россия. Она занимает 1/6 часть земной суши,ее площадь превышает 17 миллионов квадратных километров. Чтобы пролететь над Россией с запада на восток , самолету потребуется не менее одиннадцати часов, а на поезде с севера на юг будет ехать трое суток. Поэтому она имеет такое разнообразие природных зон.

V. Обобщение по природным зонам

А теперь ,я буду загадывать загадки ,а вы попробуйте отгадать природную зону.

Загадка. Вот песочница огромна

Тут лежат барханы ровно.

Жалко, воду не добыть

Пересох ручей.

Можно было бы слепить

Сотни куличей. (Тустыня) ( название отгадки вывешивается на доску.)

Загадка:

Ровная безлесная,

И все же интересная.( степь) вывешивается на доску.

Загадка:

Зима холодная морозная

Света мало, ветра много

Зима длинная, лето короткое,

Где это бывает? ( тундра.)

Загадка:

-В какой зоне бывает полярная ночь? ( Арктика)

Загадка:

В шубе летом,

А зимой раздетый. ( лес)

( все отгадки вывесили на доске.)

Пустыня

Степь

Тундра

Арктика

Лесная зона

Учитель: _ Ребята, расположите пожалуйста природные зоны в таком порядке , в каком мы их проходили.( Арктика, Тундра, Лесная зона, степь , пустыня .)

Групповая работа.

( дальше класс делится на группы и каждая группа готовит выступление о той зоне, которая ему досталась.)

Учитель: Ребята, каждый из команд получил свою зону и вы должны сообщить, что узнали о природных условиях, о растительном и животном мире этой зоны и о жизнедеятельности людей живущих на этой зоне.



(далее выслушиваются ответы детей. Если ответ команды не полный, предоставляю право другим командам дополнить материал ответом.)

4. Закрепление изученного материала

Назовите еще раз природные зоны.
– Что изменилось и в растительном и в животном мире рассматривая зоны и как меняется жизнедеятельность человека? ( растительность становится богаче, чем теплее тем и животный мир меняется. Жизнедеятельность человека тоже связанна с природными условиями.)
– От чего это зависит? 
(От климата, расположения природной зоны)

(выслушав ответы детей открываю слайд и ведется работа по слайду.)

1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.

​​​​​​​t1670273063aa.gif

Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с природой!

5. Проверка знаний учащихся 

Какие взаимосвязи существуют в природных зонах?

-Давайте составим экологическую цепочку и природе. ( совместно с учителем дети составляют цепочку.

Например: В тундре растет ягель, ею питается олень , на оленя охотится волк .

а) ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)

6.Физическая минутка

Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне?
Например: на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать их, истребили очень много. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 1,5 раза. Волки то были природными санитарами.
– Это всё составляет природное равновесие? В природе всё взаимосвязано: неживая природа и живая, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого.
* Какое природное равновесие нарушилось?

(Запись на доске, уч-ся советуются и дают обоснованный ответ)

6. Самостоятельная работа

(Для самостоятельной работы дается тестовая работа)


       1.      Северное сияние – явление, характерное для природной зоны:

          а) пустынь        б) степей       

          в) лесов            г) ледяная зона арктических пустынь

 2.  Основным занятием населения тундры является …

          а) рыболовство           б) земледелие           в) оленеводство

 3.  Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это:

        а) оазисы       б) миражи       в) барханы

 4.  Корни растений глубоко проникают в почву в зоне:

       а) степей      б) тундры        в) пустынь       г) лесов

 5.  Огромное количество грызунов в зоне:

      а) степей      б)  Арктики     в) лесов    г) пустынь

 6. Листья растений часто похожи на колючки в зоне:

     а) Арктики     б) лесов     в) пустынь    г) тундры

 7. Как располагаются природные зоны России с севера на юг?

   а)ледяная зона, зона лесов, зона тундры, зона пустыни, зона степей

   б)ледяная зона, зона степей, зона тундры, зона пустыни, зона лесов

   в) ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь

 8. Как изменяется продолжительность лета от ледяной зоны к зоне лесов?

   а) продолжительность лета увеличивается

   б) продолжительность лета уменьшается

   в) продолжительность лета от ледяной зоны к зоне лесов не меняется

9. В пустыне …

          а) чаще всего осадков не бывает      

          б) выпадает много осадков в виде дождя и снега

           в) выпадает малое количество осадков

10. В Чёрном море у побережья обитают

          а) киты,  черепахи, тюлени                    

          б) крокодилы, анаконды, котики  

          в) медузы, крабы, морские коньки

11. Прочитай выражения, характеризующие разные природные зоны. Напиши, о каких природных зонах идет речь.

а) царство деревьев ______________________________________

б) царство льда и снега ___________________________________

в) разнообразие трав _____________________________________

г) земля солнечного огня _________________________________

д) царство мхов и лишайников _____________________________



7. Домашнее задание

Составить экологические цепочки по каждой природной зоне .

8.. Итог урока

Что интересного узнали на этом уроке.? ( территория нашей страны огромна.)

_ Сколько природных зон на территории нашей страны?

Рефлексия

В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?

– Спасибо за урок.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.