12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алена Мезенцева33

Тема:

«Финикийские мореплаватели»

Класс:

5 класс

Дата:

28.11.2021 год

Учитель:

Мезенцева Алена Владимировна

Тип, форма урока:

Изучение нового материала, урок-путешествие

Цель:

 Познакомить обучающихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

Задачи:

Образовательные:

1) выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев. 
Развивающие:

1) продолжить  формирование  умений   самостоятельной работы с учебником, атласом и картой, с текстом учебника, дополнительной литературой по изучению нового  материала. 
Воспитательные:

1) формировать  нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами; 
 2) умение оценивать свои возможности.     

УУД:

Личностные УУД освоение общемирового культурного наследия.

Регулятивные УУД: самостоятельная поставка учебной цели и задачи, умение самостоятельно контролировать своё время, принятие решения в проблемной ситуации.

  Коммуникативные УУД: формулирование своего собственного мнения, аргументации.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, обобщение понятий.


Планируемые результаты:

Предметные:

- знать исторические факты, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

Личностные:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Метапредметные:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе.


Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1) Орг.момент

- Здравствуйте, ребята.

Обратите внимание на слайд, на вещи, стоящие на столе.

( Волна, море, ракушки, песок, соль в банке), стекло, пурпурная краска

- Как вы думаете, как они могут связаны с темой занятия.

- Правильно. Сегодня именно о людях моря и о море пойдет речь.

-звучат предполагаемые ответы детей,

-МОРЕ.

2) Постановка целей и задач

- Обратите внимание, как написана тема урока.

ФНКЙСК МРПЛВТЛ.

- Она записана как-то странно.

Ответ на эту загадку мы найдем в конце урока.


- Ребята, на ваших партах лежит письмо, которое прислал фараон. Прочтем его и узнаем, с какой просьбой обращается к нам фараон.


-(нам нужно узнать, где находится эта страна, чем занимаются люди, куда и зачем плавают).

- вывешиваю план

- Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи.

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать, где находится страна – Финикия, чем занимаются финикийцы, а также продолжим работу над развитием умений слушать, выделять главное, делать выводы.

- скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы?

-записывают тему в тетрадь;

- выдвигают гипотезу;



- слушают;

- определяют задачи;

1) Где находится страна?

2) Главные занятия жителей?

3) Изобретения?





(картой, атласом, иллюстрациями в учебниках).

3) Изучение нового

материала

-Занятие у нас не совсем обычное. Путешествие. Поэтому у вас на партах лежит корабль понятий, который по ходу урока нужно заполнять. Ну а девизом урока возьмем слова Сенеки:

1) Где находится страна?

(рассказ + карта и атлас)

«На восточном побережье Средиземного моря узкой полоской протянулась страна Финикия. С одной стороны ее окружало море, а с другой Ливанские горы, покрытыми могучими зелеными кедрами. В настоящее время на территории этого древнего государства находится государство Ливан.

Греки называли финикийцев «фойны» - «багровые люди», точнее красящие в багряный цвет, а Египтяне называли финикийцев «фенеху» - «кораблестроители». В ходе урока мы выясним, с чем связаны эти названия.

первичное закрепление: отработка картографических умений, заполнение контурной карты в раб. тетради стр.

46 задание №60.


- Итак ребята, обратите внимание на наш корабль понятий и заполните 1 парус.


2) Главные занятия жителей

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Греки называли финикийцев «фойны» - «багровые люди», точнее красящие в багряный цвет, а Египтяне называли финикийцев «фенеху» - «кораблестроители». В ходе урока мы выясним, с чем связаны эти названия.

Комментированное чтение п. 1 § 15 на с. 73 Вигасина. Выясните, какие главные занятия существовали у жителей Финикии?

Побываем в порту у финикийцев. Посмотрите на слайд и подумайте,

Что финикийские купцы везли на продажу в другие страны и наоборот, что привозили на продажу из других стран?

(ребята предлагают сои варианты ответов, затем сверяют их с ответами на слайде)

Продавали

Покупали

Оливковое масло, вино, изделия ремесла (выкрашенные ткани, украшения, зеркала), строительный лес, рабы

Зерно, шерстяные и льняные ткани


-Вас не удивило, что финикийцы продавали рабов, хотя завоевателями они не были?

Финикийцы пользовались дурной славой хитрых разбойников - работорговцев. Они воровали детей, женщин. Обратите внимание на документ «по рассказу древнегреческого историка Геродота» и прочитайте его вслух.

-Что еще мы можем записать в 1 колонку.

- Хорошо. Эти товары они вывозили, потому что их было много.

- А как вы думаете, ребята, чего не хватало в Финикии. Что они могли привозить себе в страну?

Но помимо этого Финикия известна своими изобретениями

- Хорошо. Давайте отметим на наших парусах.

Помимо этих товаров, финикийцы подарили нам несколько важных изобретений. Вот посмотрите на эти предметы и скажите, что это.

( Стекло и ткань пурпурная)

«Кто не знает в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра»





работают в контурных картах











на парусе записывают: Средиземное море, название городов: Библ, Сидон, Тир









Главные занятия: торговля, мореплавание.



-Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, про­давали лес,, строили корабли и бороздили моря и океаны.)






















сообщения учеников

1) пурпурная краска (Лопатин Н.)

2) стекло (Тупицын А.)


4) Физкультминутка

А сейчас мы с вами немного разомнемся. А заодно и повторим предыдущие страны. Если понятие относится к Египту, вы хлопаете, а если к другой стране, то ничего не предпринимаете.



5)

3) Изобретение алфавита

Ребята, обратите внимание на это загадочное словосочетание. Как написана наша тема. Сможете прочитать, что здесь написано? Так писали финикийцы.

Изучив Египет, Междуречье, где грамотой овладеть было очень сложно, так как там было коло 100 иероглифов. финикийцам купцам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи и что-то прочесть.

Пользоваться иероглифами было нелегко. И постепенно письменность стала упрощаться.

Самый первый алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы пишем сейчас. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря.

Учитель: в чем вы видите недостаток финикийского алфавита? (не было гласных) Финикийский алфавит заимствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

первичное закрепление: работа по раздаточному материалу.

- пометьте на корабле понятий


выдвигают гипотезы;
















-не было гласных;

- работают с раздаточным материалом;





- пытаются составить слова

6) Закрепление.

-Что такое Финикия?

Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал.

Словно тюрьма, из которой не вырваться.

Почти со всех сторон сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов.

Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. Морская дорога. Она уходит вдаль, в бесконечность…

Финикийские мореплаватели были самыми отважными и смелыми мореходами в древнем мире. Именно они первыми совершили путешествие вокруг Африки, строители замечательные корабли. Вот и мы с вами сегодня совершили небольшое путешествие в историю.

Итак, наше путешествие подошло к концу и мы заходим на корабль и возвращаемся домой с багажом знаний



7) Рефлексия

Перед вами тест, выполните его, совершите взаимопроверку.

Взаимопроверка

8) Итоги рока

Озвучиваю оценку, что получилось, что не получилось

Анализ урока





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.