12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаталова Светлана Николаевна47
Россия, Тульская обл., Ефремов
3

Технологическая карта урока «Класс Птицы. Общая характеристика»



Технологическая карта урока

«Класс Птицы. Общая характеристика»

ФИО

Шаталова Светлана Николаевна

Класс, дата, предмет

Биология, 7 класс; 19.03. 2018 г.

Тема урока

Класс Птицы. Общая характеристика

Тип урока

Урок получения нового знания

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полётом

Задачи урока

Достижение учащимися следующих результатов:

1.Предметных:

Уметь давать общую характеристику птиц, указывать особенности их организа­ции в связи с приспособленностью к воздушной сре­де обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.

2. Метапредметных:

учиться:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и коллективно: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной речью, монологической контекстной речью.

3. Личностных:

формирование устойчивого интереса к биологии в связи с актуальностью темы и возможностью использовать полученные знания в повседневной жизни;

усиление мотивации познавательной деятельности в ходе нахождения логической связи теоретического материала и имеющегося практического опыта;

развития внимания, памяти, логического и творческого мышления, навыков деятельности с лабораторным оборудованием.

Оборудование

пинцет, лупа, чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух).

ЭОР

Презентация к уроку; конвертируемое видео (в связи с повторениями в авторской версии)

https://www.youtube.com/watch?v=CXvg49U1SEw

 


     

             «Как растут перья птицы»

Межпредметные связи

С физикой, литературой

Литература

Биология 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана – Граф», 2017 г.

План-конспект урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

(2 мин.)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

(1 мин.)

Активизация знаний по теме из жизненного опыта учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся

Здравствуйте, ребята. Сегодняшним уроком мы начинаем тему, посвящённую птицам. Образ птицы у человека всегда олицетворял его стремление к свободе. Недаром говорят:

« Свободен как птица».

Птицами всегда называли людей, сумевших достичь вершин мастерства в каком-либо деле, творцов, бунтарей, стремящихся изменить мир, сделать жизнь ярче, интереснее, совершеннее. Птицы горды, умны и независимы. Они – важное звено в цепях питания живых организмов различных экосистем.

Ни одному музыкальному оркестру не достичь гармонии многоголосого птичьего пения, и, ни одно музыкальное произведение не сравнится в умении вносить в душу человека покой и умиротворение. С возможностями птиц к полёту сравнивают реальные возможности человека. Ведь недаром родились пословицы и афоризмы «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»», «Рождённый ползать летать не может», «Птицы высокого полёта низко не садятся».

Но, как говорят, соловья баснями не кормят. Поэтому в своих интересах к птицам человек руководствуется не только эстетическими соображениями. Некоторые птицы для нас – источник питания и производственного сырья. Так что тема является весьма актуальной. Изучая привычки, особенности физиологии пернатых питомцев, человек учится понимать живую природу и бережно относится к её обитателям. Так какие же они, птицы? Об этом сегодня и поговорим.

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысливают сказанного учителем. Понимают актуальность изучаемой темы.

Получение нового знания

(22 мин.)

Работа с новыми понятиями темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео:

https://www.youtube.com/watch?v=CXvg49U1SEw

«Как растут перья птицы»

 

- Характеристику класса Птицы мы начнём, обозначив среду его обитания. Какую среду жизни освоили птицы? (слайд 2)

 

 

Беседа с элементами подводящего и побуждающего диалога. Проблемное изложение нового материала.

- Какую форму тела и почему приобрели птицы в процессе эволюции? Живым организмам каких жизненных сред свойственна аналогичная форма?

 

 

 

 

 

- Птицы – теплокровные животные. Как вы думаете, как такие особенности организма связаны со средой обитания?

 

 

 

 

 

 

- Внешний облик птиц хорошо отражает их приспособленность к полёту. Какие же особенности строения, кроме обтекаемой формы тела, позволяют птицам летать и выдерживать конкуренцию за жизненное пространство с другими живыми организмами? (слайд 3).

 

 

Рассмотрим строение тела птицы.

- По обе стороны головы птицы расположены слуховые отверстия. Как вы думаете, птицы хорошо слышат?

 

 

 

- На голове птицы есть глаза, снабжённые веками. Каким, по - вашему, должно быть зрение птиц?

 

 

 

- На слайде хорошо видно, что тело птицы покрыто перьями? Для чего птицам перья?

 

 

 

- Голова птицы снабжена клювом, в котором различают надклювье и подклювье. Когда птица раскрывает клюв, хорошо виден язык птицы. Как вы думаете, какие функции выполняет клюв птицы?

 

- В зависимости от образа жизни клювы птиц имеют различную специализацию 

 (слайд 4).

 

 

- Давайте подумаем, чем вызвано такое разнообразие клювов у птиц.

Даёт названия клювам тех птиц, которые ребятам не известны. Характеризует образ питания малознакомых учащимися птиц.

Говорит о том, что в отличие от многих животных у птиц нет зубов. В ходе эволюции они утратились, так как природа постаралась максимально облегчить вес пернатых. Максимально лёгок и приспособлен к полёту и скелет птиц.

- Формы и строение ног птиц также разнообразны. Давайте попробуем определить образ жизни птиц - обладателей ног, изображённых на слайде 

(слайд 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-- Рассматривая строение птицы вы, наверняка, обратили внимание, что практически у всех птиц есть хвост. Для чего птице хвост? Может для красоты? (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

- У основания хвоста на теле птицы имеется копчиковая железа, которая вырабатывает жирный секрет. Часто можно наблюдать за тем, как птицы клювом выбирают секрет и смазывают им перья. Как вы думаете, для чего?

 

- Крылья – неотъемлемая часть тела всех птиц, без исключения. Давайте поговорим о том, зачем птице крылья? (слайд 7).

 

 

 

Попробуйте использовать при ответе знания из курса физики по теме «Воздухоплавание».

 

 

- Молодцы. Всё правильно. А какие функции ещё способно выполнять крыло? Посмотрите на фотографии слайда.

 

- Для того, чтобы крыло смогло выполнять так много «обязанностей», природа позаботилась о его совершенстве. Перья отличают птиц от всех других существ, живущих на нашей планете. Они развиваются из тех же зачатков эпителия, что и чешуи рептилий.

О единстве происхождения птичьих перьев и чешуй рептилий свидетельствуют и другие роговые образования птиц. Так, ноги птиц покрыты такими же роговыми щитками, какими покрыто тело ящериц и змей. Иногда при нарушении развития на месте отдельных чешуй на ногах появляются перья. Роговые чехлы надклювья и подклювья птиц очень похожи на роговые чехлы, которыми прикрыты челюсти черепах.

Оперение  необходимо  птицам для полета, для сохранения тепла, для привлечения противоположного пола. По цвету и форме перьев различные виды птиц отличаются друг от друга, а в некоторых случаях благодаря оперению можно отличить самца от самки. Давайте посмотрим, как расположены перья на крыле птицы (слайд 8).

 

 

- У птиц есть разные типы перьев, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Контурные перья покрывают большую часть тела птицы, придавая ей обтекаемую форму. Они предохраняют птицу от солнца, ветра, дождя и ран. Часто эти перья ярко окрашены. Различают контурные и кроющие маховые перья.
Даёт характеристику маховых , кроющих и пуховых перьев в соответствии с информацией слайда.
(слайд 9)

 

 

Пух птицы: мелкий, мягкий, пушистый, находится под контурными перьями. Он позволяет сохранять теплоизоляцию, защищая птицу от холода и жары. Пух так эффективен, что  люди его используют для утепления  верхней одежды.

Кто знает, как пух греет птицу?

 

 

 

 

 

 

Даёт характеристику пуховых и нитевидных перьев, щетинок.

(слайд 10)

 

 

- Перо имеет особенное строение, благодаря чему не пропускает воздух и обеспечивает птице возможность полёта. Рассмотрим строение пера.

Устная работа с содержимым слайда.

-Какие особенности пера человек научился применять?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Перо птицы состоит из особого вещества – кератина. Хотя это – очень прочное вещество, но перья со временем изнашиваются. Процесс смены перьев у птиц называется линькой. Смена перьев у птиц происходит постепенно, и образ их жизни при этом меняется незначительно. Формирование и рост пера – достаточно сложный процесс. Давайте посмотрим, как это происходит.

Организует показ и просмотр видеоролика.

 

 

- Наземно-воздушную.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отмечают, что у птиц обтекаемая форма тела. Такая форма позволяет воздушным потокам обтекать тело при полёте или беге, иными словами, уменьшать трение о воздух. Подобная форма тела у рыб. Она помогает уменьшать жидкое трение в воде.

- Птицы активны в течение всего года. Многие из них совершают далёкие сезонные миграции. Для этого нужно много энергии, а, следовательно, и обмен веществ должен быть повышенным. Это так же помогает птицам выдерживать резкие перепады сезонных температур и согревать своё потомство.

 

 

 

 

 

Рассматривают содержание слайда.

 

 

 

 

Предполагают, что тонкий слух позволяет улавливать звуки добычи и своевременно реагировать на приближение врагов.

 

- У птиц должно быть хорошее зрение, так как многие из них высматривают движущуюся добычу, насекомых, ягодные травы и кустарники с большой высоты.

- Перья формируют крыло птицы, и, она получает возможность летать. Кроме того, перья как одежда, защищают тело птицы от перегревания и охлаждения.

Предполагают, что клюв выполняет несколько функций. С помощью него птица добывает себе пропитание, охотится, удерживает добычу, обороняется.

Рассматривают формы клювов птиц. Предполагают, что различие вызвано способом добычи пищи.

 

 

 

Характеризуют способы питания известных птиц: утки, клёста, дятла и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Замечают, что у нелетающих птиц сокращено число пальцев, ступня широкая, уплощённая (для уменьшения давления на грунт), голень широкая, способная выдержать и нести большую массу тела. У водоплавающих птиц ноги снабжены перепонками. С их помощью птица, как веслом, отталкивается от воды; есть птицы, которые не плавают, а лишь охотятся в воде, например зимородок. Пальцы его ног приспособлены к тому, что птица ныряет в воду за мелкой рыбёшкой, а затем возвращается на сушу и терпеливо ждёт проплывающую мимо добычу. Пальцы дятла, например, расположены так, что он легко удерживается на стволе дерева в вертикальном положении длительное время. Пальцы птиц, садящихся на ветку, кроме того снабжены острыми когтями и способны изгибаться.

Возможные ответы: хвост у птицы выполняет функции руля. Если понаблюдать за птицами, то можно увидеть, что положение её хвоста меняется в зависимости от того, взлетает птица, садится или парит в небе. У тех птиц, которые не летают, хвост не так хорошо развит. В процессе эволюции они избавились от ненужного приспособления.

Предполагают, что смазывание перьев увеличивает их водоотталкивающие свойства, благодаря чему между ними сохраняется воздух, и, птица не тонет.

- С помощью крыльев птица летает. Когда она взмахивает крыльями, она как бы отталкивается от воздуха.

 

 

 

Когда птица парит в небе, её крылья широко раскинуты. Она увеличивает объём своего тела и сила Архимеда помогает ей не упасть.

- С помощью крыльев птицы обороняются от врагов, ими они согревают и оберегают своё потомство, выражают чувства.

 

Слушают учителя, делают вывод о единстве происхождения птиц от древних рептилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают сложное строение крыла. Отмечают, что перья уложены так, как черепица на крыше. Благодаря такому расположению вода не попадает внутрь крыла, а скатывается по нему.

Сопоставляют слова учителя с содержимым слайда. Запоминают информацию.

 

Знакомятся с типами перьев птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможный ответ: между пушинками находится воздух, который обладает плохой теплопроводностью. Пух не греет, он просто не даёт теплу уйти от тела птицы, или, наоборот, не пропускает горячий воздух. Так птица поддерживает температуру тела.

 

Рассматривают строение пера, отмечают и запоминают детали строения, новые понятия: очин, бородки, опахало, ствол.

 

 

 

 

 

Приводят примеры из жизненного опыта:

1)Свойство пуха удерживать тепло используют для изготовления подушек и одеял;

2) Твёрдость ствола и очина пера дают возможность изготовить из него чернильную ручку. Интересно, что та часть пера, которую срезают ножом при заточке, называется очином (от слова очинить);

3)Зная водоотталкивающие свойства пера и его лёгкость, из него легко изготовить поплавок для рыбалки;

4) С незапамятных времён люди использовали перья для украшения шляп, причёсок, одежды, поделок из природных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик, сопоставляют информацию учителя с содержанием видеофрагмента. Запоминают новые понятия: фолликул, эпидермис, мезодерма, пульпа и др.

Закрепление первичных знаний

( 13 мин.)

Лабораторная работа.

- А теперь пришла пора убедиться, что те особенности строения, которые мы выявили у птиц, действительно им принадлежат. Рассмотрите выданные вам чучела птиц и лабораторное оборудование. Задание к выполнению работы на слайде (слайд 12).

 

 

Наблюдает за работой учащихся. При необходимости оказывает помощь, консультирует.

Читают задание, рассматривают выданное оборудование, уточняют детали работы.

 

 

Выполняют работу в соответствии с порядком выполнения, приведённым в учебнике.

Отработка узловых вопросов темы

- Оформлением отчёта по выполненной работе вы займётесь дома, а сейчас пришла пора посмотреть, насколько хорошо вы поняли материал сегодняшнего урока (слайд 13)

 

 

Фронтальный опрос.

Побуждает учащихся к ответу, учит выделять главное из материала урока. Выслушивает ответы и дополнения к ним. При необходимости корректирует.

 

 

 

 

 

Обобщают изученный материал. Отвечают на вопросы слайда:

Называют части тела птицы на слайде, обозначенные цифрами, отмечают особенности строения головы и ног.

Приводят примеры, взятые из рассказа учителя:

1)ноги птиц покрыты такими же роговыми щитками, какими покрыто тело ящериц и змей;

роговые чехлы надклювья и подклювья птиц очень похожи на роговые чехлы, которыми прикрыты челюсти черепах;

3) говорят об обтекаемой форме тела, наличии крыльев, особом строении крыла и пера, максимально облегченном скелете птиц.

Рефлексия

( 5 мин.)

Организует обсуждение результатов урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Был ли материал урока полезным? Интересным? 

- Что больше всего понравилось (не понравилось)?

- Кто из ребят, по вашему мнению, был самым активным? Отвечал лучше всех?

В оставшееся время хочу предложить вам блеснуть своей эрудицией. Как известно, в пословицах и поговорках всегда есть второй, скрытый смысл, неявно указывающий на поведение людей в той или иной ситуации. Каков прямой и скрытый смысл в пословицах на слайде? (слайд 14)

 

 

Индивидуальные варианты ответов. Коллективное обсуждение.

Выслушивает различные варианты ответов учащихся, направляет обсуждение. Поощряет удачные ответы.

Принимают участие в обсуждении. Анализируют результаты урока, оценивают работу класса и отдельных учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные варианты ответов:

1) Прямой смысл первой пословицы говорит о том, что птицы в течение всей жизни линяют. Их перья обновляются. Скрытый смысл в том, что человек не должен быть рабом стереотипов. Для каждой проблемной ситуации существует масса вариантов её решения, и, человек должен уметь выбирать наиболее подходящий стиль общения и действия. Там, где хорош один способ, другой совершенно не годится. Человек должен уметь правильно оценить ситуацию и действовать наиболее разумно.

2) Прямой смысл. Журавль питается лягушками и рыбой, поэтому всегда держится вблизи воды. Перелетая, он находит новые места обитания.

Скрытый смысл. Умный человек, каких бы высот в профессиональной и социальной деятельности не достиг, никогда не забывает своё происхождение, свои корни и Родину.

3) Прямой смысл: птицы привлекают к себе внимание разноцветным нарядом оперения.

Скрытый смысл: человеку для этого необходима незаурядность ума, умение находить в общении общий язык с людьми разных сословий, высокие профессиональные и социальные качества. Недаром говорят «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Домашнее задание.

(1 мин.)

- Пришла пора получить домашнее задание (слайд 15)

 

 

Озвучивает задание. Отвечает на вопросы учащихся.

Знакомятся с заданием, при необходимости уточняют его детали, задают вопросы.

Итоги урока. Выставление оценок

(1 мин.)

Отмечает уровень активности отдельных учащихся и класса в целом. Выставляет оценки.

Слушают учителя. Сравнивают собственные успехи с успехами остальных учащихся класса.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.