12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Виктория Олеговна563
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 п.Хор района имени Лазо Хабаровского края, стаж 29 лет
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор

Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок

с мультимедийным сопровождением

 

Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Учитель истории и обществознания: Мельник Виктория Олеговна

Класс: 8

Технологическая карта урока

Урок истории «Губернская и сословная политика Екатерины II»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для формирования представления у обучающихся о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.

Задачи:

Образовательная – содействовать формированию представлений о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа исторических событий на примере реформ Екатерины II, умения выступать и защищать свою точку зрения, представлять одну и ту же информацию в разных формах, извлекать знания из различных источников, работать с учебником, строить речевые высказывания.
Воспитательная: вовлечь в активную деятельность, создать условия для реальной самооценки учениками своей работы на уроке, умения выделять морально-этическое содержание событий и действий исторических личностей;

УМК:

1.Учебник. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII век. Издательство «Русское слово», 2017, параграф 15, страница 91 – 97.

2.Печатная тетрадь - Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс

3. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс

4. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Захаров В.Н., Программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание проблемной ситуации

Объявление темы урока

- Как вы понимаете выражение «просвещённый абсолютизм»?

 

 

 

 

 

- Прочитайте высказывания историка

Н. М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция о русской императрице Екатерине II. Карамзин Н.М.: «Громки и велики были дела Екатерины, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Екатерина внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами»

Французский просветитель Гельвеций:

«Она защитница от азиатского деспотизма».

- Можно ли назвать Екатерину II просвещённой государыней?

 

 

- Познакомьтесь с высказыванием Екатерины II о государственных порядках.

«Российская империя столь велика, что любая власть, кроме власти суверена, приносит ей ущерб, ибо другая власть медленнее осуществляется и содержит бесчисленное множество страстей, которые ведут к фрагментации центральной власти; только единый суверен обладает средствами ограничения зла и считает общественное благо своим собственным».

- Соответствует ли высказывание Екатерины II идеям европейского Просвещения о государстве?

- В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

 

Да, можно. 18 век - это век Просвещения. Правители многих стран, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения. Это была попытка Екатерины II разделить власть с обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания самой императрицы, где говорится о разделении властей, противоречат идеям Просвещения о государстве. Екатерина II считала, что для России подходит только монарх (суверен), власть которого неограниченна.

Формулирование проблемы урока

- Сравните оценки Екатерины II историка Н.М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция и её собственные высказывания. В чём противоречие?

- Какой возникает вопрос?

- По одному документу Екатерина II выступает против деспотизма, по другому – поддерживает его.

Реформы Екатерины II соответствовали

идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

Гипотезы

Данный этап можно пропустить, так сами гипотезы заложены в вопросе

 

Актуализация знаний

Какие знания из прошлого урока нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос:

Реформы Екатерины II соответствовали

идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

- Приведите аргументы на основе первых государственных решений императрицы (на основе изученного на прошлом уроке параграфа 14). Какой вывод мы можем сделать, сравнивая первые шаги Екатерины II и идеи Просветителей?

 

1.Основные идеи Просвещения.

(Работа со словарем– с. 229 – термин Просвещенный абсолютизм)

2.Внутренняя политика Екатерины II в первой половине царствования.

 

К государственным решениям в духе Просвещения можно отнести: продолжение секуляризации и ограничение власти церкви; 1767г. создание Уложенной комиссии для составления нового свода законов, провозглашение принципа разделения властей - законодательная власть - парламенту, исполнительная - королю и правительству. судебная – судьям, выдвинутым населением

 

Создание плана урока

Какие знания вам потребуются, чтобы ответить на вопрос: Реформы Екатерины II соответствовали

идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

Внутренняя политика Екатерины II в 1775 – 1789гг.

 

Открытие нового знания

 

- Чтобы проверить ваши предположения, посмотрим, что изменила в стране Екатерина II после 1775г?

Екатерина II провела ряд реформ, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества.

- Нам предстоит выяснить причины и последствия этих реформ.

Задание из печатной тетради

( Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс с. 81 № 2)

 

Работа по рядам

1 ряд - Губернская реформа 1775 г, с.90 – 93

2 ряд – Судебная реформа, с.92 – 93

3 ряд - Жалованная грамота дворянству и городам

1785г., с.94 - 97

 

 

 

 

 

Работа с задание в печатной тетради (таблица приводится далее)

 

Причины

Реформа

Последствия

Необходимо улучшить управление отдельными частями империи.

Губернская реформа 1775 г

Упорядочилась система местной власти. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. Стали открываться газеты и театры, больницы и народные училища.

Используя теорию разделения властей, совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных.

Судебная реформа

1775г.

Суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

«Жалованная грамота городам» в 1785 г. определила систему управления в городах и в стране в целом.

 

Жалованная грамота дворянству и городам

1785г.

Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России.

Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открытие нового знания

(продолжение)

Вопросы

1 ряду

- Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области местного самоуправления. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?

 

 

 

 

2 ряд

Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области судебной власти. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?

 

3 ряд

1.Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области сословной политики. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?

2.С помощью конкретных фактов докажите, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием.

 

 

 

Возможные ответы учеников

1.Упорядочилась система местной власти. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. На уровне местного управления стал развиваться принцип разделения властей. Но данная реформа не меняли всей системы управления, а только старались избавиться от наиболее устаревших порядков.

 

2. Судебная реформа была проведена для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов /это и было в духе идей Просвещения/, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

 

3ряд

1.Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России.

Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников.

2. Дворяне не платили налоги, могли заводить мануфактуры, торги, владеть землями – выбирали себе занятие по душе. Закон защищал жизнь, достоинство и имущество дворян. Представители дворянства имели право заявлять о своих нуждах губернатору и императрице.

Физкультминутка

Упражнения для шеи и головы.

Исходное положение – сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо; 2 – исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – исходное положение; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный.

Выполнение упражнений

Применение нового знания

1.Какое сословие оказалось вне поля зрения Екатерины II? Почему права и обязанности этого сословия так и не были законодательно оформлены? Как вы это объясните?

2. Объясните, почему время правления Екатерины II стали именовать «золотым веком дворянства»?

 

 

 

Возможные ответы обучающихся:

1.Крестьянство

2. Подтвердив в начале своего правления Указ о вольности дворянства, Екатерина II и далее оказывала особое покровительство этому сословию. Только дворяне могли владеть в России землями и крепостными, наряду с другими свободно заводить мануфактуры и торги, но при этом были освобождены от всех налогов.

Решение проблемы урока

Вопросы учителя:

Какой ответ на проблему урока вы можете дать?

Как было найдено решение проблемы?

Реформы Екатерины II соответствовали

идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

Возможные ответы обучающихся:

В ходе анализа реформ императрицы, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества.

Преобразования Екатерины II отчасти соответствовали

идеям Просветителей, так как некоторые реформы, которые проводила Екатерина II, отражали идеи Просвещения – судебная, частично местного управления.

И в тоже время преобразования Екатерины II не соответствовали

идеям Просветителей, так как реформы, которые проводила Екатерина II, не затрагивали основ самодержавия и крепостного права.

Домашнее задание

Параграф 15, задание из печатной тетради с.51 № 3, 4, с.53 № 7.

Фиксация домашнего задания в дневниках и тетрадях

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока.

- Дайте морально-этическую оценку реформ Екатерины II, изученных на уроке.

- Кем бы вы хотели быть, если бы могли жить в эпоху Екатерины II?

Рефлексия учебной деятельности «Чемодан, мясорубка, корзина».

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.  

Ответы обучающихся


Презентация Губернская и сословная политика Екатерины II
PPTX / 4.91 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Мещеряков Андрей Геннадьевич, 10.08.19 в 20:00 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Маленькое замечание: "причины" повторяют и раскрывают суть реформы; собственно причины не сформулированы. Но это легко исправить))) Спасибо!
Мельник Виктория Олеговна, 11.08.19 в 05:07 0Ответить Пожаловаться
Андрей Геннадьевич, спасибо большое, подработаю этот момент!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.