12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Василькова Анастасия Юрьевна56
Россия, Коми респ., пгт. Усогорск
1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» пгт. Усогорск







Технологическая карта занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фортуна»

Художественной направленности

(эстрадный вокал)



Тема занятия «Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства»

















Автор:

Василькова Анастасия Юрьевна,

Педагог дополнительного образования





Усогорск

2022 год

Объединение по интересам

«Фортуна»

Возраст учащихся

9-10

Количество учащихся

10

Тема занятия

«Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства»

Место занятия в ДООП

Данное занятие проводится в первом полугодии третьего года обучения по ДООП «Фортуна» 3 раздел «Ансамблевое исполнительство» (тема: «Репетиционно-постановочная работа»)

Тип занятия

Занятие открытия новых знаний

Жанр занятия

Занятие – презентация (от латинского praesentatio – предъявление, представление к взысканию)

Цель занятия

(с точки зрения результата

учащихся)

1 Формирование компонентов компетенций 4К посредством знакомства со средствами сценической выразительности.

2 Знакомство со средствами сценической выразительности, как необходимыми составляющими сценической деятельности вокалиста.

Задачи занятия

(с точки зрения деятельности

педагога на занятии)

Обучающие:

- расширить понятийно – терминологическую базу посредством включения в нее понятий сценического воплощения (средств сценической выразительности, действия) (выразительность, мимика, жесты, мизансцена, сценическое движение, презентация);

- организовать выполнение упражнения «Зеркало» для осуществления пробного действия и фиксирования возникшего затруднения;

- организовать деятельность по использованию средств сценической выразительности в форме учебного мозгового штурма, обеспечивающего решение практической задачи;

Развивающие:

- закрепить умения в области целеполагания, планирования, анализа, аргументации, самооценки и саморегуляции деятельности;

- организовать взаимодействие учащихся в группе;

- создать ситуацию для проявления креативности учащихся;

- закрепить умения по презентации результатов работы групп (творческий продукт по выполнению «Мозгового штурма»);

- закрепить умения контрольно-оценочной деятельности учащихся;

Воспитательные:

- сформировать ценностное отношение и познавательный интерес к средствам сценической выразительности;

- сформировать личностный компонент креативной компетенции.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

- узнали и зафиксировали новые теоретические понятия в области вокального исполнительства (выразительные средства сценического воплощения);

- приобрели опыт деятельности в формате мозгового штурма;

- демонстрируют умения выражать и интерпретировать художественный образ (презентация творческого продукта);

Метапредметные:

- демонстрируют умения целеполагания, планирования, анализа, аргументации, самооценки и соморегуляции деятельности;

- проявляют заинтересованность к совместной (групповой) деятельности, демонстрируют умения бесконфликтной работы в группах;

- демонстрируют умение выражать идеи при решение проблемы;

- приобрели опыт презентации результатов совместной творческой деятельности;

Личностные:

- проявляют активный интерес к выполнению творческого задания;

- проявляют ценностное отношение к знанию через его демонстрацию;

- проявляют гибкость и оригинальность мышления.

Используемая педагогическая технология

Технология проблемного обучения

Форма занятия

Занятие когнитивного и креативного типа

Условия реализации занятия

- учебный кабинет (актовый зал), соответствующий нормам СанПин;

необходимое оборудование: аудиовизуальная аппаратура (ноутбук, мониторы, микшер, микрофоны, наушники, проектор, экран);

- фонограммы «+» и « ̶ »;

- видеоматериалы: видеозаписи;

- флип-чарт;

- бумага формата А4

- пишущие принадлежности (ручки, карандаши)

Время проведения занятия

80 минут

Основные понятия

Выразительность, выразительные средства, сценический образ: мимика, жесты, пластика, мизансцена, сценическое движение; презентация; мозговой штурм.

Этапы Мозгового штурма:

Предварительный: инструктаж, выбор капитана для фиксирования возникающих идей (ключевые слова, рисунки мизансцен);

Создание банка идей (образов музыкального произведения);

Анализ идей;

Обработка результатов, подготовка;

Презентация (все участники группы)





Ход занятия

Задача этапа

(с точки зрения педагога)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

Планируемый результат

Способ диагностики

Этап мотивации к деятельности на занятии

Цель этапа: Выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности к собственной деятельности на занятии.


Приветствие

Приветствует учащихся

Приветствуют педагога

1 мин



-сформировать ценностное отношение и познавательный интерес к средствам сценической выразительности;

Педагог предлагает учащимся просмотреть два отрывка музыкальных произведений (текущий репертуар) из выступлений современных детских ансамблей, в которых одни исполнители демонстрируют эмоционально выразительный образ (данный факт вызывает восхищение и удивление детей), вторые, напротив – статичный, вялый образ:

- «Папенькины дочки», в исполнении Like Teens;

- "Как интересно" (музыка и слова Дмитрия Воскресенского) Вокальная студия "Созвучие»

После просмотра педагог задает детям вопрос:

- Какое исполнение вам понравилось, какое было более интересное и убедительное?

- Чего не хватило, по вашему мнению, второму коллективу для большей убедительности, красочности?

- Как вы думаете, важно ли нам исполнителям уметь представлять песню, её характер, её замысел, её образы?

- Сегодня на занятии мы познакомимся с «инструментами» музыкального языка, которые помогут нам интересно для нас и

зрителя представить наши песни. 

















После просмотра видео, отвечают на вопрос педагога.

Предполагаемые ответы детей:

- первое исполнение яркое, интересное;

- во втором исполнении дети стоят, мало двигаются, мало улыбаются, хотя песня веселая, быстрая и т.п.

- важно представить песню, чтобы зритель понял то, что хотели сказать авторы, чтобы зрителю было интересно и т.п.


9 мин

Учащиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге и устанавливать тематические рамки деятельности.




Наблюдение


Этап пробного действия и выявления места и причины затруднения

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению собственных действий на занятии и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- организовать выполнение упражнения «Зеркало» для осуществления пробного действия, (исполнение вокального произведения);

- зафиксировать возникшее

затруднение в выполнении пробного действия.

- обеспечить включение учащихся в процесс целеполагания, планирования, анализа, аргументации, самооценки и соморегуляции деятельности;

Педагог предлагает выполнить упражнение «Зеркало».

Объясняет требование к упражнению: во время звучания музыкального фрагмента в наушниках (из текущего репертуара), учащийся «отражает» как в зеркале все подробности содержания музыкального фрагмента всеми возможными способами: движениями, изображением образов так, чтобы остальные смогли угадать песню.

Объясняет остальным учащимся – зрителям о необходимости анализа выступления и угадывание музыкального произведения.


Организует фронтальный опрос с наводящими вопросами:

- получилось ли показать музыкальное произведение?

- чего, по-вашему мнению, хватило, не хватило артисту?

- какие трудности испытал ты, как «немой» исполнитель (к исполнителю)?



Учащиеся (три, четыре), проявившие готовность к выполнению упражнения получают на листках название музыкального произведения, которое им предстоит показать.


Остальные учащиеся, не слыша музыку, наблюдают, анализируют и предполагают (угадывают) название музыкального произведения.


Отвечают на вопросы педагога.

- получилось, потому что он/она движениями показал, выразил, продемонстрировал;

- было понятно/не понятно что за образ;

- надо было руками, лицом изобразить;

Анализируют выступление. Определяют причины удачного и неудачного представления музыкального произведения.

Предполагаемые ответы детей:

- я не смог понять, как изобразить;

- не знаю как это сделать;

- сразу понял, как это изобразить.

20 минут

- учащиеся демонстрируют внутреннюю потребность к построению собственных действий;




- учащиеся демонстрируют умения в

области самооценки и саморегуляции деятельности;


- учащиеся фиксируют затруднения в пробном действии;


- Наблюдение за деятельностью детей

- Фронтальный опрос

- организовать обобщение и знаковую фиксацию

индивидуальных

затруднений

, зафиксированных детьми

Педагог фиксирует на флип – чарте фломастером трудности в пробном действии:

- выразительность лица;

- движения корпуса (тела) во время исполнения, сценическое движение;

- внешнее проявление – жесты, сценический жест, изобразительный жест;

- расположение на сцене – мизансцена;

- костюм.

Анализируют знаковую запись и проговаривают вслух затруднения.


5 минут

Учащиеся в результате соотнесения своих действий с изученными способами фиксируют, какого знания или умения им недостает.


Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели деятельности на занятии и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


- расширить понятийно – терминологическую базу посредством включения в нее понятий сценического воплощения (действия) (выразительность, мимика, жесты, мизансцена, сценическое движение, презентация);


- обеспечить включение учащихся в процесс целеполагания, планирования, самооценки и саморегуляции деятельности

Педагог организует фиксацию на флип – чарт фломастером основных понятий, терминов сценических средств выразительности (жест, мимику, сценическое движение, мизансцена, костюм), для дальнейшего развития занятия, помогает в определение термина.



Педагог предлагает учащимся сформулировать цель их деятельности на занятии.








Педагог предлагает выбрать способ построения нового знания (как?)

Фиксируют, записывают на флип – чарт название понятий, терминов.






Предлагают и согласовывают тему занятия и цель деятельности

Фиксируют цель, предложенную детьми, на флип-чарт.

Предполагаемая цель деятельности детей: средства сценической выразительности

Учащиеся предполагают способы действия из построения нового знания: использовать не только одно средство выразительности, а все в комплексе. Предположительный выбор – новые знания.

5 минут

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями.









Учащиеся демонстрируют умения в области целеполагания для устранения возникшего затруднения (какие знания им нужно получить, чему научиться).



наблюдение











Этап реализации проекта

Цель этапа: Организация фиксации нового способа действий и формирование умений его применения.

- организовать деятельность по использованию средств сценической выразительности в форме учебного мозгового штурма, обеспечивающего решение практической задачи.

- организовать взаимодействие учащихся в группе.

- организовать презентацию результатов совместной творческой деятельности

Педагог озвучивает творческое задание: подготовить исполнение вокального произведения, использую сценические средства выразительности, зафиксированные в предыдущем этапе, создать свою интерпретацию.

Педагог предлагает решение творческой задачи в виде «Мозгового штурма».

Педагог описывает этапы реализации «Мозгового штурма», выбирает ведущего, для фиксации возникающих идей. Организует работу по группам. Уточняет время обсуждения и форму представления результата – презентация творческого продукта – исполнение музыкального произведения всей группой с использованием всех сценических средств выразительности. Выделяет опорные моменты, содержательный стержень, на основе которого будет происходить самостоятельная работа учащихся.

Наблюдает за выполнением задания, помогает при возникновении трудностей, направляет.

Организует презентацию работ групп.

Слушают педагога.






Фиксируют этапы «Мозгового штурма» на представленных педагогом карточках.



Выбирают музыкальное произведение для выполнения творческого задания. Фиксируют идеи сценической реализации произведения на листе бумаги. Творчески преобразовывают новые знания.

Готовят презентацию – творческий продукт. Репетиция проходит в противоположных сторонах помещения с использованием портативных аудиоколонок.


Учащиеся презентуют свои результаты – творческий продукт на сцене (актовый зал).

25 минут

- Учащиеся проявляют активный интерес к выполнению творческого задания;


Учащиеся познакомятся с новой активной формой работы «Мозговой штурм».

Учащиеся будут слушать и слышать друг друга. Наработанные идеи – решения дадут новые подходы к пониманию и изучению новой темы.

Учащиеся получат возможность проявить презентационные умения.

наблюдение

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Организация по работе закрепления нового материала.

Педагог фиксирует новые понятия и границы применимости нового знания.

Предлагает включить новый способ действия в систему знаний.

Педагог организует фронтальную беседу:

- какие новые знания мы открыли на сегодняшнем занятии?

- перечислите новые понятия открытые на занятии.

- какие идеи были для вас самыми привлекательными?


Отвечают на вопросы педагога.

10 мин

Учащиеся демонстрируют умения в области обобщения, аргументации, коммуникативные умения.


Этап рефлексии

Цель этапа: организация рефлексии деятельности на занятии, самоанализ учащимися результатов своей деятельности на занятии.

Педагог организует оценку работы, достижений на занятии.


Педагог организует соотнесение учащимися цели и результатов своей деятельности.

Педагог предлагает ответить на вопросы:

- определите верно ли решена поставленная перед вами задача?

- в чем были затруднения?

- какой настрой был у команды во время подготовки задания?

- все ли трудности, зафиксированные нами были преодолены?

- приблизило ли нас знакомство с новыми понятиями к хорошему, интересному уровню исполнительства?

Педагог оценивает работу детей и благодарит за сотрудничество.

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют выполнение задач.

5 минут

Учащиеся демонстрируют умения в области рафлексивных умений (анализ, самооценка, саморегуляция, аргументация)








Использованная литература

Копылова А. В.,. Технология урока искусства : кн. для учителя музыки и мировой худож. культуры / А. В. Копылова. - М. : Тач Маркетинг, 2004-____. - 22 см. - (Эссе на темы художественной педагогики).
Кн. 1. - 2004. - 279 с., [16] л. ил., цв. ил., портр., факс. : табл. (Эссе на темы художественной педагогики).

Коюшева Е. Н. Компетентностно-ориентированное занятие в дополнительном образовании детей; методические рекомендации/ Е. Н. Коюшева. - ГАУДО Республики Коми «Республиканский центр дополнительного образования» Региональный модельный центр дополнительного образования детей, 2020. – 79 стр.





0


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.