12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прилепова Ольга Александровна80
1

Технологические аспекты применения ИКТ на уроках математики при реализации ФГОС.

Прилепова Ольга Александровна

учитель математики

МБОУ Дмитриевская СОШ

Новосибирская область

Татарский район

Технологические аспекты применения ИКТ на уроках математики при реализации ФГОС.

Цель проекта - повышение эффективности образовательного процесса средствами ИКТ.

Далеко не все в учебном материале может быть для обучающихся интересно. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Чтобы повысить уровень учебно-познавательной компетенции обучающихся применяю следующие методы, помогающие внести в процесс обучения положительный заряд. Применяя методы обучения, стараюсь использовать ИКТ.

Метод беседы предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся. Главный смысл беседы - побуждать обучающихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному "открытию" новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала ставила вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых обучающиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, позволяющие обучающимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний. Данный метод использую на разных этапах урока: подвожу к постановке цели урока, планированию урока и работы, рефлексию провожу. Наглядно демонстрируя на слайдах презентации.

На уроках применяю элементы игрового обучения, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих. Игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность обучающихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках даю обучающимся такие игровые упражнения, как: найди лишнее слово; отгадай загадку, расшифруй ребус; логическая цепочка; подбери пару; кроссворды, шарады и др. Элементы игры удобно использовать практически на любом этапе урока.

Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Например, нестандартные уроки (урок- лабиринт, урок-соревнование и др.). Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам, поэтому в нашей школе большой популярностью пользуются недели математики, где обучающиеся решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач, ответах на викторинах, принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Путешествие по станциям», «Математическая сцена», «Устами младенца» и др.

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять полученные знания в заданиях.

Исследовательская деятельность – это метод обучения, при котором учеба строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов обучающихся, используя материал из Интернета. Исследовательская деятельность способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

- самостоятельно объяснять;

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ;

- оценивать работу исследовательского характера.

В качестве основного средства организации исследовательской работы на уроках математики использую исследовательские задания. Такие задания применяю на любом этапе урока, а также задаю на дом. Например, задание-исследование: «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.

Один из методов, которым пользуюсь в своей работе, - это применение схем и знаковых моделей учебного материала (технология Шаталова В.Ф.).

Работа с таблицами, схемами требует умения анализировать и обобщать, и в результате этого знания обучающихся становятся осмысленными и системными.

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют мне увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность обучающихся; помогают запомнить теоретический материал. Удобно демонстрировать в виде презентации.

Модернизация современного образования рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Одним из этих открытий явилось использование в работе электронных форм учебников (ЭФУ).  Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, и, конечно же, повысить мотивацию к учению.

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.

Система «ЛЕКТА» позволяет школе выбрать наиболее удобные варианты использования электронного образовательного контента: мобильный класс, демонстрационный режим и компьютерный класс, модель BYOD. В нашей школе есть компьютерный класс, мультимедийный проектор почти в каждом классе и малая часть детей всей школы имеют и могут принести на урок свои мобильные устройства, но в моем классе из 10 человек у троих есть компьютер. Поэтому в наших условиях могу в полной мере использовать вариант демонстрационного режима и «компьютерный класс».

В демонстрационном режиме мне работать удобно, а детям труднее. Кто-то быстрее читает, пишет, выполнят задания и не имеет возможности перейти на другую страницу. Поэтому, например, правила, иллюстрации, анимации и т.д., выношу на экран для фронтальной работы.

Применение модели «компьютерный класс» для моего класса хорошо подходит, например, те ребята, которые самостоятельно могут усвоить тему урока, работают с ЭФУ (прослушать аудио фрагмент и выполнить задания из печатного учебника или тренажер из ЭФУ), а с остальными работаю сама (подвожу к теме урока, используя различные методы).

Использование информационно-коммуникационные технологии на уроках математики. Опыт работы показывает, что использование презентаций, видеороликов на уроках позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока принципиально другая. Например, использую фрагмент презентации для устных упражнений; работа по готовым чертежам способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности; предлагаю образцы оформления решений, записи условия задач.

Для закрепления полученных знаний, обучающимся предлагаю работу на математических тренажерах. С математическими тренажерами обучающимся очень нравится работать, они решают задачи на компьютере, не используя письменных принадлежностей.

Изучение геометрии вызывает сложность у многих обучающихся, особенно на начальном этапе. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать логические рассуждения при доказательстве теорем. На таких уроках использую коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые включают в себя методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ на уроке и во внеурочное время применяю следующие современные электронные учебные пособия: «Репетитор по математике», электронное учебное издание Кирилла и Мефодия (математика). Сейчас есть возможность не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать Online тестирование по предмету: открытый банк заданий ФИПИ, «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ», «Всё решим», сайт А. Ларина и т.д. Используем сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ.

В сети существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении дистанционных курсов. Роль дистанционного обучения постоянно возрастает. Такое обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого, а использование различных информационно-коммуникативных технологий способствует повышению эффективности образования.

Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся в процессе обучения является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик обучения и воспитания, способствует результативности. Полученный опыт позволяет мне сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы, с использованием ИКТ, по формированию у обучающихся учебно-познавательных компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

Учебно-познавательная компетенция реализуется в нашей школе, она имеет практическую направленность, однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребёнка. 

Все используемые методы по формированию у обучающихся учебно-познавательных компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций, способностей к рефлексии, целеполаганию, планированию и мотивированию интереса к математике.

Моя практика показала, что уроки с использованием ИКТ активизируют познавательную деятельность учащегося, они становятся активными, самостоятельными. Каждый год увеличивается процент моих уроков, проводимых с использованием мультимедийных средств, поэтому повышается качество и эффективность обучения. Становится больше учащихся, которые работают на реконструктивном и творческом уровне.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.