12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Санникова Екатерина Георгиевна87
Учитель математики
Россия, Иркутская обл., Братск
0

Статья «Технология целеполагания современного урока»

Технология целеполагания современного урока


Современная педагогика ориентирована на развитие у детей универсальных навыков, позволяющих самостоятельно работать с информацией: искать, интерпретировать, осознавать. Важными становятся диагностические умения, которые способствуют самоуправлению образовательной деятельностью. При грамотной реализации учебной работы ребёнок учится самоконтролю, самооценке, постановке цели, задач и оценке результатов.


Для реализации и развития системы целей необходима слаженная работа педагога и ученика. Привитие школьникам навыков целеполагания является важной составляющей личностно-ориентированного обучения. В современных реалиях делается акцент не столько на качество занятия, сколько на достижение чётких, конкретных образовательных результатов. Педагогу на этом пути отводится важная направляющая роль.


Обучение целеполаганию проходит постепенно. На начальном этапе ученики пытаются определить цель выполняемого на уроке задания, затем – занятия целиком. И на заключительной стадии учащийся должен сделать выводы о достижении результата по конкретной учебной цели. Педагог помогает ученику прийти к пониманию цели самостоятельно, задавая направление, а не преподносит её в готовом виде.


Для того чтобы ребёнок освоил технологию целеполагания, цель должна обладать определёнными характеристиками:

- конкретность – отсутствие возможности двойного толкования;

- достижимость – обладание соответствующими ресурсами;

- диагностичность – возможность подвергнуть измерению;

- побудительность – способность стимулировать к действию;

- продуктивность – направленность на потребности учащегося;

- личностная ориентированность – соотносимость с типом и содержанием урока.


Кроме того, любая цель характеризуется ограниченными временными рамками, и ученик постепенно обучается определять их масштаб. Для глобальных целей характерна протяжённость во времени, её невозможно достичь за одно занятие. Локальные цели реализуются в течение урока, и именно их осознание мотивирует детей на достижение учебных результатов.


Для формирования навыков целеполагания необходима проблемная ситуация, когда учащийся понимает дефицит имеющихся у него знаний. Происходит субъективизация реально существующей объективной проблемы: учебная цель становится значимой и реализуется через деятельность ребёнка. Признаком педагогического мастерства является способность согласовать цели всех участников процесса обучения.


Педагог выбирает приёмы целеполагания, среди которых можно выделить некоторые:

  • Формулирование темы посредством вопроса, когда учащиеся в поиске ответа разрабатывают план действий, выдвигают гипотезы и взаимодействуют друг с другом.
  • Работа с понятиями, при которой дети самостоятельно ищут толкование предложенного педагогом термина, тем самым формулируя тему и цель занятия.
  • Разделение предложенных предметов, цифр, понятий по определённым признакам на группы, когда при выделении общих признаков формулируются задачи и цель.
  • Обобщение рассуждений при помощи беседы, проводимое на этапе актуализации знаний, помогающее ученикам найти и проработать лакуны в своих знаниях.
  • Ситуация домысливания, в которой учитель постепенно подводит ребят к теме занятия, являющегося логическим продолжением ранее изученного материала.
  • Создание проблемной ситуации, при которой постановка цели достигается через самостоятельную работу над вопросом, проверку результата и выявление затруднений.

Эти и многие другие приёмы постепенно помогают ученикам овладеть навыком постановки цели.


Ребёнку должно быть интересно на уроке, это один из самых важных критериев успешного обучения. Если цель слишком глобальна, поставлена педагогом без участия ученика или неконкретна, школьнику будет сложно понять её значимость и место в его собственной траектории обучения и нацелиться на результат.


Каждый урок, прорабатываемый педагогом, несёт воспитывающую цель. Это одна из основополагающих характеристик занятия наряду с обучающей и развивающей. Это значит, что занятия должны быть направлены на привитие позитивного отношения к получаемым знаниям, а ребёнок должен получить навыки, делающие его полноправным членом общества.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.