12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Наталья Аркадьевна37

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №41.


 Урок по истории в 10 «А» классе

«Человек на войне».

Подготовила учитель истории

Н.А.Кузнецова.

 

2017 -2018 учебный год

Интегрированный урок по истории и литературе с опережающим заданием.

Цели урока:

Показать, что в любой войне главное место занимает человек;

Вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920 годов, которая по - разному отразилась на судьбах людей;

Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;

Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

Научить рассматривать прошлое через призму времени, что двигало человеком на войне, как решалась проблема гуманизма.

Оборудование: рассказ М. Шолохова «Родинка», отрывки из художественного фильма «Тихий Дон». Проектор, экран, компьютер. Учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 9 класс.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Метод: дискуссия.

Ожидаемые результаты:

Вызвать интерес к углубленному изучению предмета;

Развить способность самостоятельного решения проблем на основе изучения истории общества;

Уметь сопоставить факты, проанализировать документ и аргументировать свой ответ.

Вступительное слово учителя:

Да, он назад не возвратится –

Вчерашний день.

Но и в ничто не превратится –

Вчерашний день.

Чтоб никогда мы не забыли,

Каким огнем

Горели дни – когда мы жили –

Грядущим днем.

Гражданская война!.. это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя более девяти десятилетий оглянемся назад и зададим себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? – ответ 3 – 4 учащихся.

В России в 1918 – 1920 годах были две противоборствующие силы – белые и красные, каждая из них имела свою цель, но давайте не будем забывать, что главное место в Гражданской войне, как и в любой другой, занимает человек.

Вопросы дискуссии:

Оправданы ли методы достижения цели Белой и Красной армий?

Как отражались интересы человека на войне?

А) совпадают с целями войны;

Б) расходятся;

В) потерян интерес.

Возможно ли проявление гуманных чувств в поступках на войне? Отец пожертвовал сыном во имя чего?.. свободы, которую он до конца не понял? (по опережающему заданию) по рассказу М. Шолохова «Родинка» и просмотру отрывков их фильма «Тихий Дон».(Ответы 3 – 4 учащихся.)

Из всего услышанного невольно возникает мысль «Неужели без этого нельзя?..». Предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание, продолжите мысли (опираясь на произведение):

А) Трагедия Гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас …

Б) Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда… (заслушиваются 3 – 4 мысли).

В конце нашей дискуссии мы можем сказать: трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, насилия и произвола, как методов государственного строительства, всей организации жизни. Человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального.

Не надо называть жестокую трагическую неизбежность войны, актом гуманизма. Нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.

В заключение 1 – 2 ученика подводят итог дискуссии, и делается общий вывод по целям урока.

Комментирование оценок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.