12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комиссарова Галина Петровна34











Тема урока: «О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет». «Расселение славян».




















Тема урока: «О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет». «Расселение славян».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Содержательная: продолжить формировать знания о древнерусской литературе, дать представление о жанре летописи, рассказать о «Повести временных лет», ее создателе Несторе, о расселении славян.

Деятельностная: формировать навыки анализа и интерпретации произведения в аспекте рода и жанра; продолжить развитие умения анализировать, выделять главное.

Предметные: научиться понимать содержание «Повести временных лет», представленную в учебнике, уметь анализировать текст летописи, понять художественное своеобразие древнерусской литературы.

Планируемые результаты:

Личностные: приобщение к чтению художественного произведения, развитие патриотических чувств, уважения к прошлому народа.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ставить новые учебные цели и задачи; планировать достижения учебных целей самостоятельно.

Познавательные УУД: научиться находить ответы на вопросы, используя учебник; читать, смотреть и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в различных источниках.

Коммуникативные УУД: участвовать в беседе, задавать вопросы, отвечать на вопросы, уметь работать в группах (парах), формировать устную и письменную коммуникацию.

Необходимое оборудование: учебник «Литература» 5 класс, автор - Г.С. Меркин.

Предметно-образовательная среда: учебник, иллюстрации.

Демонстративный материал: лист самооценки.

Ход урока.

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать»

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Ребята, скоро наступит Новый год.

О чем задумается каждый из нас в конце года?

Ученик 1. Задумаемся о том, как я прожил в этом году?

Ученик 2. Чем запомнился этот год?

Учитель. Где и как вы можете сохранить свои воспоминания?

Ученик. В фотоальбоме, записать в своем дневнике. Смотря фотографии, мы вспоминаем лучшие минуты нашей жизни.

Учитель. Подберите ассоциации к слову фотоальбом.

Ученик. Фотоальбом - дом, жизнь, интересные моменты, память.

Учитель. Можно ли сказать фотоальбом – это летоописание (летопись) жизни человека?

Ученик. Да, мы можем так сказать.

2 этап. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с вами с летописным произведением. Что же такое летопись?

Ученик. Историческое повествование по годам.

Учитель. Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности?

Ученик. С крещением Руси в IX веке.

Учитель. На каком языке записывались летописи?

Ученик. На старославянском.

Учитель. Как называли человека, который составлял летописи?

Ученик. Летописец.

Учитель. Что вы знаете о летописцах?

Ученик. Это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. На прошлом уроке мы обратились к «Повести временных лет». Почему это произведение получило такое название? О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»?

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Ученик. Мы затрудняемся ответить на поставленные Вами вопросы.

Учитель. Давайте посмотрим на доску. Вы видите перед собой картины, на которых представлены летописи. Совпадают ли картины на доске с теми, что возникли в вашем воображении? 

Ученик. Да.

Учитель. Давайте сформулируем цель нашей деятельности на уроке.

Ученик 1. Я думаю, мы продолжим знакомиться с произведениями древнерусской литературы, «Повестью временных лет».

Ученик 2. Наверно, мы обратимся к следующим фрагментам летописи.


4 этап. Разработка проекта плана по выходу из создавшегося затруднения.

Учитель. Что мы должны сделать для достижения поставленной цели?

Ученик. Девиз нашего урока полностью совпадает с целью нашего урока. Необходимо проанализировать отрывок «Расселение славян», изучить информацию из дополнительных источников, обобщить и сделать вывод.

Запись темы урока.

5 этап. Реализация построения проекта.

Сообщения учащихся.

Ученик 1. Рукописные книги и создатели славянской азбуки.

Первая печатная книга появилась в Китае в первой половине 11 века. А до этого времени книги были рукописными, то есть писались от руки.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году. В это время в Киеве княжил Владимир Святославович, внук княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где два брата, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку.

В последующем братьев причислили к лику святых. В их честь учрежден праздник День славянской письменности и культуры, который отмечается в славянских странах 24 мая.

Ученик 2. Летописание.

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской культуры: житие, поучение, слово.

В 11 веке на Руси возникает новый жанр древней литературы -летописание.

Постепенно летописцы начинают записывать не только самые главные события прошлого, но и то, что происходило в данный момент, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи стали называть погодными, то есть записями по годам. Каждый такой рассказ начинался словами: «В лето…», то есть в год… Так и появилось название летопись.

Ученик 3. «Повесть временных лет».

Летопись «Повесть временных лет» была написана около 1113 года монахом Нестором. Это произведение является основой всего древнерусского летописания. Произведение сохранилось не полностью.

Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи, краткие и развернутые рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца и луны, об эпидемиях и пожарах. В них есть тексты грамот, договоров, жития, поучения.

В самом начале «Повести…» Нестор рассказывает о событиях всемирной истории по библейским легендам, от всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя. В эти события летописец вводит русскую историю, сообщая о нашем государстве различные сведения.

Чтение текста «Расселение славян».

(после чтения текста осуществляется беседа по вопросам).

Учитель. Чем было вызвано расселение славян?

Ученик 1. Расселение славян было вызвано причинами нападения на них кочевых племен.

Учитель. Каково происхождение названия славянских племен?

Ученик 2. Многие племена получили своё название по местности, в которой проживали.

Учитель. Где теперь живут славянские народы?

Ученик 3. Славянские народы живут теперь в Польше, Болгарии, Югославии, на Украине, в Белоруссии, в России.

Учитель. Какая летопись является самой известной в Древней Руси?

Ученик 4. «Повесть временных лет».

Учитель. Как звали летописца, который составил эту летопись?

Ученик 5. Нестор.

Учитель. С какой целью была составлена «Повесть временных лет»? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события?

Ученик 6. Нестор в своем произведении старался показать, как надо и как не надо поступать.

Учитель. «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Летописец глубоко убежден в конечном торжестве добра и справедливости, отождествляя добро и красоту.

Словарная работа.

Учитель. Все ли слова в летописи были вам понятны?

Ученик. Для меня интересным было значение слова

«язык», который означал «народ».

Физкультминутка (2 минуты).

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Все вы прочитали произведение, в одном из предложений текста заключена основная мысль всей летописи, найдите это предложение и подумайте, что же пожелал нам летописец , всем живущим на Русской земле людям?

Ученик. Мне кажется, что главной мыслью летописи является выражение - «жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1. Посмотрите на экран, выполните тест.

1.Кто автор «Повести временных лет»?

а) Кирилл;

б) Мефодий;

в) Нестор.

2. Почему летописец начинал летопись от «сотворения мира»?

а) Чтобы передать опыт прошлого;

б) Чтобы сохранить христианскую традицию;

в) Чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку.

3. Почему «Повесть временных лет» является памятником древне­русской литературы?

а) Эта книга стала очень редкой;

б) Она была написана в давние времена;

в) «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуры и истории.

Эталон к тесту - Ключ к тесту


1.в. 2.а. 3.в



8. этап. Включение в систему знаний и умений и повторения.

Учитель. Ответьте письменно на заданные вопросы. Назовите первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы.

(«Повесть временных лет»)

Продолжите фразу: «Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в ___ веках».

(10-11в.)

«Повесть временных лет» мы расцениваем как художественное произведение? Почему?

Это эпическое произведение о событиях и деятелях истории, здесь мы видим наличие сюжета, образных выражений.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами говорили о летописи и о «Повести временных лет». Давайте попробуем составить «облако тегов» (суть такого приема – выявить не только затруднения учеников, но и определить полученные знания как личностно-значимые).

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял что …

Было интересно…

Узнать , что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Учитель. Давайте напишем акрослово.

Л – летоисчисление

Е - единственное

Т - текстовое

О - описание

П - память о прошлом

И – историческое

С – событие

Ь – невыразимое художественное.

Домашняя работа:

1.Написать мини-сочинение на тему «Как я представляю себе летописца?».

2. «Что интересного я узнал из произведения «Повесть временных лет»?

3.  Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь, сделать устный или письменный комментарий к ним.


Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Повесть временных лет»

ФИ______________

Виды работ

+

?

_



Ответы на вопросы







Письменные ответы на вопросы






Тест







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.