12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шоричева Галина Александровна97 |
Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Я, Шоричева Галина Александровна, преподаватель математики Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ представляю вашему вниманию сообщение «Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе» и хотела бы поделиться с вами накопленным опытом работы на уроках естественно-научного цикла.
Слайд 2 Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумье, познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом несомненно помогут сформированные УУД.
Слайд 3 В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.
Слайд 4 Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий.
Слайд 5 В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Существуют четыре основных вида УУД:
1.Личностные 2.Регулятивные 3.Познавательные 4. Коммуникативные
Слайд 6 Математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности дает огромные возможности для формирования у обучающихся всех этих видов универсальных учебных действий.
Слайд7 Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Слайд 8 Для формирования личностных УУД педагог предлагает следующие виды заданий: -участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания, имеющие практическое применение;
- самооценка событий.
Слайд 9 Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Учащимся можно предложить выполнить мини-проекты «Вычисления процентов в жизненных ситуациях». Во время защиты своих проектов учащиеся слушают, обсуждают, оценивают, выбирают лучшую работу. Демонстрируют умения представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Слайд 10-11 Одним из способов активизации познавательного интереса является решение задачи с практическим содержанием.
Такие задачи раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов.
Слайд 12 Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 13 Для формирования регулятивных УУД применяет следующие виды заданий:
• «Преднамеренные ошибки».
• «Ищу ошибку».
• Поиск информации в предложенных источниках.
• Взаимоконтроль.
• Диспут.
• Контрольный опрос на определенную проблему.
Слайд 14 В задании, представленном на слайде, надо найти ошибку в решении, объяснить на какое правило она допущена, предложить правильное решение
При выполнении заданий подобного типа ученик самостоятельно учится определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Слайд 15 На уроках, чтобы сделать их более интересными, для создания проблемных ситуаций можно применять математические софизмы
Слайд 16 А также задания на проверку и оценивание
Слайд 17 Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Слайд 18 Познавательные учебные действия можно отработать на следующих заданиях: - «Найти отличия»,
- «Поиск лишнего»,
- «Лабиринты»,
- «Цепочки»,
- Составления схем-опор,
- Работа с разными видами таблиц,
- Составления и распознавание диаграмм.
Слайд 19-20-21-22 Путь к глубоким знаниям должен базироваться на жизненном опыте и экспериментальных исследованиях. Начинать всё с правил и законов — это то же, что впрягать коня позади телеги. Правила и законы — это итог опытов, иначе они — всего лишь бессодержательные и бесполезные формулы. Обучение следует организовывать так, чтобы учащемуся пришлось действовать самостоятельно, чтобы он экспериментировал, выбирал, исследовал.
Так, при изучении темы «Задачи на наибольшее и наименьшее значения функции» можно предложить учащимся задачу-отрывок из рассказа JI. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно».
При изучении теоремы о свойстве медианы равнобедренного треугольника целесообразно провести с учащимися экспериментальное исследование зависимости между элементами той фигуры методами оригами.
Слайд 23 Коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,
Слайд 24 Для формирования коммутативных УУД можно предложить учащимся задания следующего типа:
- Составь задание партнеру
- Отзыв на работу товарища
- Групповая работа по составлению кроссвордов
- «Подготовь рассказ на тему…»
- «Объясни …»
Например, Работа с консультантами позволяет формировать коммуникативные действия, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
«Составь задание партнеру» помогает формированию коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе обучения(закрепления материала).
Слайд 25,26,27 Важнейшая задача современной системы образования -формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков -успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания.
Слайд 28