12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шоричева Галина Александровна97
0

Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе



Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1.   Я, Шоричева Галина Александровна, преподаватель математики Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ представляю вашему вниманию сообщение «Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе» и хотела бы поделиться с вами накопленным опытом работы на уроках естественно-научного цикла.

Слайд 2   Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.  Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумье, познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом несомненно помогут сформированные УУД.

Слайд 3   В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Развитие основ умения учиться  определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

Слайд 4 Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий.

Слайд 5 В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Существуют четыре основных вида УУД:

1.Личностные    2.Регулятивные     3.Познавательные    4. Коммуникативные

Слайд 6  Математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности дает огромные возможности для формирования у обучающихся всех этих видов универсальных учебных действий.

Слайд7 Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Слайд 8 Для формирования личностных УУД педагог предлагает следующие виды заданий: -участие в проектах;

  • подведение итогов урока;
  • творческие задания, имеющие практическое применение;
  • самооценка событий.

Слайд 9  Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.   Учащимся можно предложить выполнить мини-проекты «Вычисления процентов в жизненных ситуациях». Во время защиты своих проектов учащиеся слушают, обсуждают, оценивают, выбирают лучшую работу.  Демонстрируют умения представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


Слайд 10-11  Одним из способов активизации познавательного интереса является решение задачи с практическим содержанием.

Такие задачи раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов.

Слайд 12  Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Слайд 13 Для формирования регулятивных УУД применяет следующие виды заданий:

• «Преднамеренные ошибки».

• «Ищу ошибку».

 • Поиск информации в предложенных источниках.

• Взаимоконтроль.

• Диспут.

• Контрольный опрос на определенную проблему.

Слайд 14 В задании, представленном на слайде,  надо найти ошибку в решении, объяснить на какое правило она допущена, предложить правильное решение

При выполнении заданий подобного типа ученик самостоятельно учится определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Слайд 15 На уроках, чтобы сделать их более интересными, для создания проблемных ситуаций можно применять математические софизмы

Слайд 16  А также  задания на проверку и оценивание

Слайд 17  Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Слайд 18   Познавательные учебные действия  можно отработать на  следующих заданиях:           -       «Найти отличия»,

  • «Поиск лишнего»,
  • «Лабиринты»,
  • «Цепочки»,
  • Составления схем-опор,
  • Работа с разными видами таблиц,
  • Составления и распознавание диаграмм.

Слайд 19-20-21-22 Путь к глубоким знаниям должен базироваться на жизненном опыте и экспериментальных исследованиях. Начинать всё с правил и законов — это то же, что впрягать коня позади телеги. Правила и законы — это итог опытов, иначе они — всего лишь бессодержательные и бесполезные формулы. Обучение следует организовывать так, чтобы учащемуся пришлось действовать самостоятельно, чтобы он экспериментировал, выбирал, исследовал.


Так, при изучении темы «Задачи на наибольшее и наименьшее значения функции» можно предложить учащимся задачу-отрывок из рассказа JI. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно».

При изучении теоремы о свойстве медианы равнобедренного треугольника целесообразно провести с учащимися экспериментальное исследование зависимости между элементами той фигуры методами оригами.

Слайд 23  Коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Слайд 24 Для формирования коммутативных  УУД можно предложить учащимся задания следующего типа:

  • Составь задание партнеру
  • Отзыв на работу товарища
  • Групповая работа по составлению кроссвордов
  • «Подготовь рассказ на тему…»
  • «Объясни …»

Например, Работа с консультантами позволяет формировать коммуникативные действия, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

«Составь задание партнеру»  помогает формированию коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе обучения(закрепления материала).

Слайд 25,26,27   Важнейшая задача современной системы образования -формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков -успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания.   

Слайд 28

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.