12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голенко Елена Евгеньевна214
Россия, Ростовская обл., Зерноград
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
3

Творческая работа «Система организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Малыш" Зерноградского района

 

 Система организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Творческая работа

 1 квалификационной категории

 

 

                               составила: инструктор по физическому воспитанию Е.Е. Голенко

  Содержание

Введение.                                                                              2-4

Раздел I. Теоретический раздел.                                      5-21

Раздел II. Основная часть. Практический раздел.      22-26

Заключение.                                                                         26-27

Приложения.                                                                        

Список использованной литературы.                           

 

 

 

  Введение.

            Еще в далекой древности сформировалось понятие « здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек.

               И здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

               Значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!». Краткая торжественная речь с пожеланием здоровья именуется здравицей. Удивляясь и оценивая нечто положительное, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый климат», «здоровая семья», «здравый», «здравомыслящий» - как разумный и правильный: «здравница» - как лечебно – профилактическое учреждение; «здравоохранение» - как система государственных и общественных мероприятий. Ученье о здоровье человека имеет глобальное значение, ничуть не меньше, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять, все без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно». Как отмечают ученые, при всей важности понятия «здоровья» не так просто дать ему исчерпывающее определение, а их к настоящему времени в науке сложилось более 79.

 

                                                           -3-

 

              Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия. Один из наиболее полных звучит так: «Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов».

             Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрен ряд физкультурно –оздоровительных мероприятий. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей. Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

            Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

            Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

            Я выбрала тему оздоровления потому как, считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность

 

                                                    -4-

 

прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему  не будет суждено никогда.

               Актуальность физкультурно-оздоровительной проблемы обусловила определение цели моей работы: своевременное диагностирование состояния здоровья детей. Организация и проведение профилактической и коррекционной работы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

               Общая цель поставила следующие задачи:

   1) Создать благоприятные условия для осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий, профилактики имеющихся нарушений и их коррекция;

    2) Использование физкультурных упражнений, адаптированных игр, направленных на организацию физкультурно-оздоровительной работы;

    3) Вырабатывать у детей потребность в ежедневных физических (профилактических) упражнениях; развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

                Процесс физкультурно-оздоровительной работы должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались комплексно.

 

                                                     -5-

                            Теоретический раздел.

 

        В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно –правовыми документами, как Закон РФ « Об образовании» (ст. 51), «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,  « Об утверждении основных направлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

     Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей. По данным медицинских прогнозов, 85 % детей страдающих ожирением, потенциально больные сердечно – сосудистыми  заболеваниями. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции,  характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незаколенностью.

      «Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским мероприятиям.

      Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и

 

                                                     -6-

 

 физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как  Л.А. Парамонов, Т.И.Алиева, О.М.Дьяченко, В.Г.Алямовская, Рунова, С.М.Мартынов и мн.др. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности физкультурно-оздоровительной работы. Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что такое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определенное время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода ( физическая, нервно – психическая, интеллектуальная) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой все элементы комплекса, при этом не усложняя системы, а, напротив, максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Путь к этому лежит через четкое определение приоритетных направлений оздоровительной деятельности в ДОУ.

     К основным направлениям оздоровительной деятельности в ДОУ следует отнести:

 1) организацию санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

2) организацию питания;

3) обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;

4) организацию лечебно – профилактической работы с детьми в ДОУ;

5) физическое воспитание детей.

      Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируется целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но также и рядовые работники дошкольных учреждений.

      Ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых. Уход за ребенком – это, прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели

 

                                                     -7-

                         

 на которой он спит. Это касается и освещенности игровых и учебных зон. Света в групповых помещениях должно быть достаточно, и зоны для занятий и игр детей раполагаеться в наиболее освещенных местах. Но главное – дети как можно больше должны находиться на свежем воздухе. Солнечный свет необходим ребенку так же, как и растению. Благодаря световой энергии он растет.

     Ученые института им. Гельмгольца провели уникальные исследования и доказали, что световой поток, проникая через зрачок глаза, определенным образом воздействует на гипоталамус гипофиз головного мозга, которые, в свою очередь, «ведают» процессами роста и обмена веществ.

      Организация санитарно – эпидемиологического режима в ДОУ связана с обеспечением ухода за детьми и должно стать предметом первоочередного контроля со стороны руководителя ДОУ, а также первым критерием профессионализма педагогов и качества оздоровительной работы.

       Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.

       Во-первых, сами продукты питания являются натуропотическим средством оздоровления и лечения детей. Не случайно при различных заболеваниях назначают различные диеты.

       Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильных подходах к его воспитанию, при водят к определенным энергозатратам, которые требуются восполнять, в том числе питания.

       Оздоровительный компонент предусматривает :

- дополнительное питание для ослабленных детей;

- использование разрешенных Минздравом России пищевых добавок;

- введение в меню кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;

- приготовление по специальной рецептуре оздоровительных коктейлей и фитонапитков;

- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

         Не нужно принуждать ребенка есть. И педагогам, и родителям необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо

 

                                                     -8-

 

функционирующим механизмом голода, который показывает – когда следует, есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течении всей жизни.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. В науке психическое состояние рассматривается как психическое состояние, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой.

        Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.

         Самую высокую мышечную нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем, мы наблюдаем при этом.

Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н.П.Бехтерева.

Известный русский физиолог И.П.Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. И последние годы все большее значение в профилактике стресса придает обучению человека психосаморегуляции состояния.

        Исследования подтвердили, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено,

 

 

                                                   -9-

                                 

прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

        Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую можно было бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведения в отношении своего психического и физического здоровья.

        Организация лечебно – профилактической работы в ДОУ предполагает осуществления комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды, а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний.

        Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей ДОУ. Анализ заболеваемости предыдущих лет дает возможность установить усредненные показатели заболеваемости, что облегчает оценку эффективности оздоровительной работы с детьми. Определение периодов повышенной заболеваемости позволяет выстроить алгоритм лечебно – профилактической деятельности, а также выбрать адекватные средства оздоровления детей в каждом из них. Например, в период осеннего межсезонья, когда в течение одного месяца погода меняется 3-4 раза, организм ребенка не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, и дети заболевают чаще. Но в силу того, что продолжается действия положительных факторов летнего периода на организм детей, заболевание длится недолго и с менее тяжелыми последствиями. В период весеннего межсезонья дети болеют дольше, поскольку влияние природных факторов на организм ослабевает.

          Профилактическая работа по снижению заболеваемости во время вышеуказанных периодов делится на три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный.

         Подготовительный этап длится не менее месяца до начала подъема заболеваемости. Это самый долгий путь, но от этого, как он организован, во

 

                                                   -10-

   

многом зависит снижение заболеваемости детей, а также длительность последующих этапов. Его цель – подготовить организм ребенка к наступлению самого неблагоприятного в сезоне времени.

        Этап интенсивной профилактики длится от начала подъема заболеваемости до ее возвращения к исходному состоянию. Цель этого этапа – максимальная поддержка организма в самое неблагоприятное время.

         Восстанавливающий этап длится около двух недель после возвращения показателей заболеваемости к исходному состоянию. Его иногда называют реабилитационным. Возвращаются в детский сад переболевшие дети. Возможно, что организм детей, которые все это время посещали ДОУ, балансировал между здоровьем и болезнью. Во всяком случае, комплекс реабилитационных мероприятий не повредит ни тем, ни другим.

        На каждом этапе проводится соответствующие общеукрепляющие процедуры. Они определяются врачем-педиатром, закрепленным за данным учреждением. На подготовительном этапе проводятся специфические мероприятия, направленные на профилактику гриппа и укрепление иммунной системы. В период интенсивной профилактики, которой по времени совпадает с эпидемией гриппа, принимаются меры по предупреждению распространения инфекции в ДОУ. В это время изменяется режим дня и режим нагрузок. Детям следует больше времени проводить на свежем воздухе; нужно уменьшить количество занятий, проводимых в помещении; в меню включается зеленый лук, чеснок, напитки из шиповника, трав и т.п. оздоровительные мероприятия восстановительного этапа направлены на профилактику возможных осложнений после перенесенной инфекции и повышение иммунитета.

        Профилактика отклонений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и т.п. патологии. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физ. минутки должны содержать упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п.

        Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

                                                      -11-

 

         Современное определение физического воспитания значительно шире. Обогащение новыми знаниями научных дисциплин, из которых складывается физическое воспитание как комплекс мер, направленных на:

        - своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций;

       - приобщение к традициям и культуре большого спорта;

       - овладение физической культурой;

       - высокую степень здоровья, позволяющую достичь физического совершенства.

          Несмотря на обогащение понятия физического воспитания, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития. Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность.

          Коллектив нашего ДОУ определил направление в укреплении здоровья ребенка, координации его всестороннего физического психического развития, реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей.

         Нами была разработана система педагогических, социально – гигиенических и медицинских профилактических мероприятий. Она предусматривает следующее:

      - связь с родителями (анкетирование);

      - комплексное обследование ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);

      - разработка форм и способов подготовки детей к школе (физкультурно –оздоровительные мероприятия).

        Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает спортивный зал, беседки, участки для прогулки, тропу здоровья, солевые дорожки.

 

 

                                                      -12-

 

        Широко используем оборудование из бросового материала: большие и малые

массажеры, массажные коврики из пуговиц и пробок, мешочки, наполненные песком, каштанами, мелкой галькой и др.

        Двигательная среда в нашем детском саду создана из различного оборудования и спортивного инвентаря: шведская лестница, канаты, скакалки, мячи и обручи разных размеров, дуги для подлезания, гимнастические скамьи, тренажеры, набивные мячи, мешочки, наполненные песком, хопы, и мн.др.

         Изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и лечебно – профилактической работы, которую постоянно совершенствуем.

        Система предполагает обеспечение необходимых условий: помещения, спортивного оборудования, дорожек здоровья, атрибутов для игр и мн. др. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно – профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

      В начале и в конце учебного года проводится диагностика физического развития. В процессе ее мы оцениваем  и сопоставляем данные : приобретение навыков, уровень физического развития и физических качеств. Исходные данные определяются и отмечаются физинструктором, медсестрой, заведующей. Это позволяет нам своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня физического развития.

        Совместно с врачем-педиатром, медсестрой и психологом нашего  ДОУ мы выделили несколько направлений в реализации задач укрепления здоровья и физического развития детей.

        Одно из основных направлений – мониторинг, т.е. отслеживание состояния здоровья детей, своевременное выявление отклонений для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий.

     1 этап – диспансеризация детей при поступлении в ДОУ;

     2 этап – обследование всех детей с помощью тестов, медсестрой и врачом-педиатром;

 

                                                   -13-

 

     3 этап – обследование детей профильными специалистами.

          На основе результатов обследования мы разработали систему лечебно – профилактической работы. Для детей с заболеваниями верхних дыхательных путей планируем оздоровительную гимнастику, которую можно проводить с младшего и среднего дошкольного  возраста. Мной были подобраны комплексы

упражнений с детьми, благодаря которым укрепляется дыхательный аппарат, развивается грудная клетка.

         «Что же такое плоскостопие, и каким оно бывает?»

        Сегодня 80 – 95 % детей дошкольных учреждений имеют те или иные отклонения в здоровье и развитии. Преобладающими среди них являются угнетения нервной системы и нарушения опорно –двигательного аппарата.

          В моей работе речь пойдет о проблемах, связанных с плоскостопием.

Издревле принято считать, что стопа является отражением конституции человеческого тела: каков человек – такова и стопа! Для человека существует понятие пропорциональности телосложения, когда его рост сочетается с весом тела. Фигура в этом случае является  гармоничной, красиво смотрится. Такой же принцип пропорциональности существует в отношении стопных отпечатков.

Форму идеальной стопы создают два свода.

Продольный располагается, а основном, в среднем

 отделе стопы, а поперечный – в переднем. Это

    своеобразные амортизирующие рессоры, упругость

 которых обеспечивается соответствующим      

 тоническим напряжением подошвенных мышц.

   Но, довольно часто бывает, что эти рессоры из-за

   слабости, вялости мышц практически отсутствуют   и стопы как бы распластываются на опоре, не сохраняют необходимой амортизационной упругости.

          Это и является основным признаком плоскостопия. У стоп теряется их пропорциональность и естественное изящество. След в таком случае широкий, распластанный. При грубой форме распластывания такой тип именуется

« вареник – тип ».

 

                                                         -14-

 

               Существует два основных вида плоскостопия – продольное и поперечное.

                Рассматривая плантограмму или даже мокрый след ступни, прежде всего необходимо обратить внимание на средний отдел стопы, ее «талию». Если она несколько широковата для данного размера –

это может явиться признаком стопы  с пониженным сводом

( позиция А). О такой стопе можно сказать, что в ней есть тенденция к плоскостопию.

Если же средний отдел стопы выглядит еще более широким, то можно вести речь о продольном плоскостопии 1 степени (позиция Б).  Дальнейшее расширение талии стопы указывает на 2 степень продольного плоскостопия

(позиция В). И, наконец, самое значительное распластывание в ширину среднего отдела стопы, когда талия практически отсутствует, указывает на 3-ю, тяжелую степень выраженности продольного плоскостопия (позиция Г).

            Теперь следует сказать о так называемом поперечном плоскостопии.Оно выражается в распластывании передних отделов стоп со стороны и вперед, при этом ребенок стоит как бы больше на носках. Многолетняя диагностическая практика позволяет считать поперечное плоскостопие не истинным, а скорее вынужденным. Оно часто возникает из-за того, что ребенок стоит и ходит больше на передних отделах стоп, которое естественно, не могут долго выдерживать вес всего тела и распластываются от чрезмерной нагрузки. Поперечное плоскостопие также наблюдается при полной стопе

( гипертоническом типе стоп) и является скорее вынужденным распластыванием передних отделов стоп вследствие снижения опорной способности передних отделов.

           Всегда ли, любое плоскостопие должно вызывать тревогу. Конечно же, нет. Дело в том, что у детей до 4 – 5 летнего возраста имеет место естественное,

 

                                                   -15-

 

возрастное или физиологическое плоскостопие. При  этом малыши опираются больше на внутренние края стоп. Такой тип стояния называется еще плоско – вальгусным (valgus – это стояние на внутренних краях стоп). Вальгусный тип стояния у детей в первые годы жизни имеет глубокое биологическое значение. Наступая на внутренние края стоп, малыши раздражают, стимулируют позвоночную зону. Такой тип стояния отражается на форме ног – они у детей зачастую «Х» - образные, как бы  со сведенными коленками. Примерно к 5-ти годам ( или несколько раньше) плоско – вагульсивныей тип стояния уходит естественным образом. До этого момента не стоит бить тревогу.

            Имеет место также врожденное плоскостопие. До того как ребенок твердо встал на ноги, когда завершается его формирование, трудно оценить,  насколько функциональны своды стоп. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше, в сложных случаях прибегая к хирургическому вмешательству.

             Причины патологического плоскостопия.

         Говоря о плоскостопии, мы довольно редко задумываемся о причинах его возникновения. Ведь только зная истинную причину, можно грамотно преодолевать имеющиеся проблемы, связанные с плоскостопием. Ученые, работающие в этой области,  выделяют следующие основные причины возникновения плоскостопия.

         1. Наследственное плоскостопие.      

         2. Педагогическая запущенность (когда из-за сложного семейного положения ребенком почти не занимаются, он не посещает ДОУ, не охвачен занятиями по физической культуре и т.д.).

         3. Ношение неправильной обуви ( тесной, с очень жесткой, несгибаемой подошвой, без каблуков).

          4. Избыточная масса тела (когда подошвенные мышцы не в состоянии, удерживать свод из-за чрезмерной весовой нагрузки на них).

 

 

                                                     -16-

 

          5. Угнетение (травмирование) при родах или в раннем детстве поясничного отдела позвоночника (когда имеется дело с целым комплексом пояснично-ножных проблем, влияющих на функции таза, на состояние мышц, суставов и связок ног).

        Противопоказания при плоскостопии.

              (см. приложение № 1)

  • Долгое нахождение в вертикальном положении (стояние, ходьба),

       ( позиция 1);

  • Холод, сырость, сквозняки на поясницу (позиция 2);
  • Подъем и ношение значительных тяжестей (позиция 3);
  • Спрыгивание на относительно жесткую поверхность после предварительного виса (на перекладине, лестнице, ветке дерева),

      (позиция 4);

  • Спрыгивание на относительно жесткую поверхность с каких – либо возвышений( куба, лестницы, дивана, стула и т.д.), (позиция 5);
  • Прыжки в длину и в высоту с разбега (позиция 6);
  • Многоскоки (позиция 7);
  • Прыжки в высоту и длину с места (позиция 8);
  • Подскоки с продвижением (позиция 9);
  • Высокие подскоки на месте (позиция 10);
  • Бег с высокой амплитудой (олений бег), (позиция 11);
  • Бег с преодолением значительных горизонтальных или вертикальных препятствий (позиция 12);
  • Стояние на одной ноге (позиция 13);
  • Наклоны вперед к выпрямленным ногам в положении сидя и стоя

      (позиция 14);

  • Сильные удары ногой по мячу в футболе (позиция 15);
  • Стояние и ходьба на пятках и внутренних краях стоп (позиция 16).

 

 

                                                -17-

 

         Соблюдение перечисленных противопоказаний поможет в значительной степени постепенно свести проблемы к минимуму. Плоскостопие невозможно преодолеть наскоком, за несколько дней. На это потребуется месяцы спокойной и целенаправленной работы.

 

    Плантография – наука, изучающая отпечатки стоп.

       Существует наука, изучающая особенности отпечатков человеческих стоп

с целью диагностирования двигательного развития и здоровья детей. Корни этой методики берут свое начало в древнейших философско-медицинских трактатах Индии, Китая, Кореи ведь именно там была впервые доказана теснейшая взаимосвязь между организмом человека в целом и его проекционными зонами на стопе. Каков человек – такова и его стопа.

         Плантография – это методика получения отпечатков стоп в позе естественного прямостояния человека на специальном приборе пантографе с последующей их расшифровкой, подготовкой заключения и соответствующими рекомендациями.

         Вначале это был графико-расчетный метод Г.Г.Потихановой, С.Ф.Годунова, Н.П.Черниной (Э.Г.Мартиросова, 1982 г.). Методика включает в себя высокую информативность, научность, математическую объективность.

         По началу специалистам было трудно – приходилось производить довольно громоздкие математические расчеты: на расшифровку стопных отпечатков уходило много времени и энергии. Со временем сам прибор плантограф усовершенствовался, методика расшифровки упрощалась. Вместо громоздкого в повседневной практике графико-расчетного метода ученые разработали более простой и доступный метод, так называемый «визуальный», в основе которого лежит принцип сравнения полученных отпечатков с некоторым эталоном «идеальной стопой». Такой метод позволяет даже не специалисту довольно быстро ориентироваться в типологии плантограмм и в причинах стопных нарушений.

 

 

                                                -18-

 

         Для получения детских плантограмм можно использовать рамку или пяльцы с натянутой на них тканью и поэлитиленовой пленкой. На ткань кистью или ватным тампоном наносят штемпельную краску, тушь или чернила, разведенные водой в соотношении 1:1. лист бумаги подкладывают под пяльцы – тканевую поверхность, ребенок встает обеими ножками на поэлитиленовую пленку. Так получается отпечаток его стоп.

         За плоскостопие принимается частичное или полное опущение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп.

         Реализация цели и задач по профилактике плоскостопия потребовала следующей организационно – методической работы.

1)      Методы исследования:

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседы;

- анализ результатов социально-педагогического воздействия на детей с плоскостопием;

-специально медицинское обследование.

      2)  Объект обследования: дети дошкольного возраста, предрасположенные к плоскостопию и   больные плоскостопием.

2)      Предмет исследования:   процесс профилактической и лечебной работы с детьми,               предрасположенными к плоскостопию и страдающими им.

                       Цель, задачи, объект и предмет исследования дают возможность сформулировать следующую гипотезу : число больных плоскостопием меньше при выполнении ряда условий:

  1. При условии знания педагогами, детьми, родителями диагностических и профилактических методик и технологий, связанных с плоскостопием.
  2. При выполнении детьми, родителями, педагогами социально-педагогических и медицинских требований, связанных с профилактикой плоскостопия:

 

                                              -19-

 

- коррекция плоскостопия;

- массаж.

3. При разработке и выполнении комплекса специальных упражнений для стоп и игр в ДОУ и дома.

 

                              Лечебная гимнастика.

         Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений – помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его.

        Эта работа должна проводиться дома под руководством родителей и педагогов – во всех дошкольных учреждениях. Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стоп, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности стопы.

         Профилактические упражнения, укрепляющие своды стопы, следует включать в занятия утренней гимнастикой, а также использовать в физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

         Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего связочно – мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится профилактика коррекция стопы.

         Во всех случаях лечения и профилактики плоскостопия занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дает прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Лечебная гимнастика дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести: общее недомогание, высокую температуру.

                                                    -20-

 

              Основные принципы массажа.

            Массаж возник в глубокой древности. Слово  «массаж» происходит от греческого слова, что означает «месить», «мять», «поглаживать».

            Древние врачеватели, жившие на территории нынешних  Китая, Кореи, Монголии, Японии, создали учение об организме как о целостной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки – БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используются около 150.Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней с глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность.

            В Европе в средние века массаж не применялся из-за преследования инквизиции. Только в период Возрождения снова возник интерес к культуре тела и массажу.

          В России в 18 в. массаж пропагандировал М.Я.Мудров. В 19в. большая заслуга в распространении массажа принадлежит И.В.Заблудовскому; предложенная им техника массажа сохранила своё значение и в наши дни .Среди основоположников лечебного и спортивного массажа  в нашей стране следует упомянуть А.Е.Щербака, А.Ф.Вербова, И.М.Саркизова-Серазини. Массаж стимулирует или успокаивает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение.   

            Применять массаж можно  лишь при отсутствии противопоказаний. Таких как: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации; при высокой температуре тела; активных формах туберкулеза; резком истощении; заболевании крови; состоянии острого психического возбуждения. Не следует делать массаж натощак, а также при резких перепадов атмосферного давления.

            Известная во всем мире Су – Джок – терапия южнокорейского профессора Пак Дже Ву предполагает рассматривать стопу как область средоточия всех жизненно важных меридианов человеческого тела. Скелет, мышцы, все внутренние органы, органы чувств как бы проецируются на контур стопы,

 

                                                        -21-

 

сосредотачивают в определенных зонах и точках стопы информацию о состоянии здоровья. Во время массажа стопы, воздействию подвергаются многочисленные рецепторы, находящиеся на стопе и тесно связанные с ЦНС. В зависимости от применяемых приемов массаж вызывает возбуждающий или успокаивающий эффект. Воздействие на определенные кожные рефлексогенные зоны пораждает разнообразные ответные реакции соответствующих нервных центров, расположенных на стопе. Образующиеся на участке вибрационного воздействия биологические активные вещества, разносясь с током крови и лимфы, оказывают стимулирующее влияние на адаптационно-трофические функции стопы и всего организма. Массаж вызывает положительные эмоции, способствует снижению болей скованности, восстановлению функций стопы, ее рессорных свойств.

 

 

                                                    -22-

 

           Основная часть. Практический раздел.

 

      Учитывая исследования ученых и педагогов по физической культуре о том, что стабилизация стопы и профилактика плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка, свою работу с детьми 6-7 лет, имеющими диагноз плоскостопие 1 и 2 степени, я спланировала в системе:

1)      Проведение диагностики;

2)      Определение целей и задач на учебный год;

3)      Составление перспективно – тематического планирования коррекционно-профилактической работы;

4)      Создание условий для организации коррекционно-профилактической среды;

- изготовление карточек для реализации поставленных целей и задач;

- создание и насыщение материалом зоны практической длительности в физкультурном зале и групповой комнате;

- изучение социально-педагогической литературы;

- изучение влияния специальных физических упражнений и аппаратного массажа на профилактику плоскостопия;

- разработка и опробование комплексов упражнений;

-  разработка конспектов подгрупповых и индивидуальных занятий по темам перспективно – тематического планирования, написание конспектов, заданий.

   5)  Организация мероприятий по реализации темы:

         - организация систематической работы с детьми посредством подгрупповых                                                                 и индивидуальных  занятий, игр, упражнений;

         - разработка и проведение консультаций для воспитателей ДОУ и района по реализации указанной темы;

         - участие с сообщениями на родительских собраниях, заседаниях клуба «Содружество», проведение индивидуальных консультаций для родителей, показ практической деятельности с детьми при проведении «Дня открытых дверей».

    6)  Анализ проведенной работы.

                                                     -23-

 

    Вначале своей практической работы я объединила разные виды деятельности в общую зону по профилактике плоскостопия.

1.      Картотека комплексов: «Веселые спортсмены»(см. приложение №2), «Сбор урожая», «Трудолюбивые пальчики».

2.      Тренажеры : «Следы», мячи, шишки, коврики, коврики с пробками, мешочки наполненные камушками, палочки разного диаметра, ребристая доска.

 

                                Работа с детьми.

 

       Согласно перспективно – тематическому планированию перед началом практической работы совместно с медицинской сестрой и врачом – педиатром Замковой Т.Н., я организовала и провела диагностику физического развития детей, куда была включена плантография.

        В результате диагностики выявила следуюшиее - у детей со слабым физическим развитием, чаше всего идет деформация стопы.

        Исходя из этого, основной целью на учебный год стало выявление уровня заболевания плоскостопием у детей дошкольного возраста и с учётом этих данных осуществлять профилактическую  и индивидуальную коррекционную работу. Основными формами работы с  детьми, имеющими деформацию стопы, являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Комплектование подгрупп проводилось с учётом разновидности нарушения стопы. Мной был организован клуб «Пингвинчики».Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25минут в течении всего учебного года, а  навыки, полученные на этих занятиях, дети закрепляли с воспитателями перед и после дневного сна и родителями – дома. Упражнения по профилактике плоскостопия были включены в гимнастику пробуждения.

        В своей работе я использую практически все формы лечебной, физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика; занятия лечебной гимнастикой; самостоятельные занятия под контролем инструктора по физической культуре или родителей; прогулка, игровые занятия.

                                                     -24-

 

        В своей работе, я считаю, целесообразно использовать индивидуальный, малогрупповой и групповой методы. Самыми эффективными дидактическими принципами в профилактической работе с детьми являются сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

       Во время коррекционных занятий я совместно с медсестрой слежу за дозировкой упражнений. Дозировка должна быть адекватна состоянию ребенка и его психомоторному развитию.

        В своей работе я использую основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики, которыми являются: подбор физических упражнений,

 количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, продолжительность занятия, исходные положения при выполнении упражнений.

       Работая с детьми по профилактики плоскостопия, я считаю, что коррекционные упражнения должны быть включены в утреннюю гимнастику, во время других занятий под контролем воспитателя или инструктора по физической культуре, родители контролируют выполнение специальных упражнений дома.

 

                         Работа с воспитателями.

 

       Для достижения предлагаемого результата и реализации задач коррекционно-профилактической работы необходима тесная взаимосвязь физинструктора и воспитателей.

       В связи с этим возникла необходимость в оказании помощи воспитателям для организации профилактической деятельности с детьми и в создании условий для практической работы.

       Профилактическая работа с детьми страдающими нарушением стопы, проводилась вслед за коррекционными занятиями физинструктора. Вне занятий воспитатели проводили  с детьми профилактические упражнения, самомассажи. Время проведения, перед и после дневного сна. В целях пропагандирования и расширения знаний педагогических работников ДОУ провела консультацию по теме (см. приложение № 3).

 

                                                -25-

 

                  Работа с родителями.

 

        Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

        С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.

         В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья а руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

           Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

         Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество ( дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.

          Совместную работу с семьей строю на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1.      Единство, которое достигается в том случае если цели и задачи                    воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

 

                                                         -26-

 

2.      Систематичность последовательность работы в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в ДОУ.

3.       Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

В соответствии с этими основными положениями строю систему работы с семьей:

1.      Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

2.      Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.

3.      Обучение конкретным приемам и методам оздоровления.

4.      Ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Для реализации этих задач использую:

- информацию в родительских уголках, в папках – передвижках;

- консультации;

- дискуссии с участием медиков, специалистов по физвоспитанию;

- семинары-практикумы;

-«Открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий по физической культуре;

- совместные физ.праздники. (см.приложение № 4).

 

                                   Заключение.

 

        Плоскостопие не возможно преодолеть наскоком, за несколько дней. На это потребуются месяцы спокойной, целенаправленной систематичной работы. В коррекционно-профилактических мероприятиях принимают участие все причастные к этому лица: родители и родственники детей, воспитатели и специалисты по физическому воспитанию, медицинские сестры.

                                                  -27-

 

          в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

          В осуществлении своей работы ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей ( ходьба, бег, прыжки, приседания, подвижные игры и др.), что, несомненно способствует повышению выносливости нижних конечностей. Что в свою очередь влияет на укрепление и коррекцию стопы. И все же, я считаю, использование 2-3 специальных упражнений в начале, в середине и в конце физкультурных занятий, весьма необходимо для увеличения результативности профилактической работы.

          Долгосрочность, постоянство и комплексность коррекционно-профилактических воздействий – вот составляющие нашего успеха. Вместе с тем пока еще рано говорить о том, что предлагаемые для использования в ДОУ физкультурно-оздоровительные технологии совершенны и, в следствии этого, эффективны. Для этого необходимо время. А то, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности, утверждать можно. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопительного опыта, сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности содержания физкультурно-оздоровительной деятельности. 

  

 

 

 

                                                       

                                                     -28-

 

Перспективный план физкультурно-оздоровительной     работы:

 

п\п

Мероприятия

Группа

Сроки

исполнения

Ответственный

Примечания

1.

Утренняя гимнастика

Ср.гр.- подг.гр.

8.00 - 8.30

воспитатель

Ежедневно по плану

2.

Занятия в физ. зале

Ср.гр.- подг.гр.

9.00 – 11.30

Инструктор по физ. культуре

По сетке занятий

3.

Ритмическая гимнастика

Ср.гр.- подг.гр.

8.00 – 8.30

Инструктор по физ. культуре

Комплекс менять 1 раз в месяц

4.

О. Р. У.

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

Инструктор по физ. культуре

С изменением на 2 неделю

5.

О. В. Д.

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

Инструктор по физ. культуре

По плану

6.

Строевые упражнения

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

Инструктор по физ. культуре

По плану

7.

Школа мяча

Ср.гр.- подг.гр.

1 раз в неделю

Инструктор по физ. культуре

По плану

8.

Подвижные игры

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

Инструктор по физ. культуре

В течении года

9.

Комплексы коррекционных упражнений по плоскостопию

 Подг.гр.

2 раза в неделю

Инструктор по физ. культуре

Комплекс менять 1 раз в неделю

10.

Дыхательно-звуковая гимнастика

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

Инструктор по физ. культуре

Комплекс менять 1 раз в месяц

11.

Тропа здоровья

Ср.гр.- подг.гр.

1 раз в неделю

Инструктор по физ. культуре

Комплекс менять 1 раз в неделю

12.

Элементы баскетбола

Ср.гр.- подг.гр.

2 раза в неделю

Инструктор по физ. культуре

По плану

13.

Игры – соревнования

Ср.гр.- подг.гр.

1 раз в неделю

Инструктор по физ. культуре

По плану

14.

Физкультурный досуг

Ср.гр.- подг.гр.

1 раз в месяц

Инструктор по физ. культуре

По сетке занятий

15.

Физкультурный праздник

Ср.гр.- подг.гр.

2 раза в год

Инструктор по физ. культуре

По плану

16.

Гимнастика после дневного сна

Ср.гр.- подг.гр.

ежедневно

воспитатель

Комплекс менять 1 раз в месяц

 

                             Список литературы

 

 

1.  В.Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ»

М. 2004 г.

2.  Л.В.Абдульманова, В.П.Дружинина «Программа «Здравушка»  комплексной реабилитации детей в условиях ДОУ». Ростов-на-Дону 2001 г.

3.  Е.Н.Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» Панорама, 2006 г.

4.  М.Л.Баранова «Расти, малыш, здоровым».

5.  Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам ». М. 2004 г.

6.  журнал «Дошкольное воспитание № 1» 2007 г.

7.  журнал «Дошкольное воспитание № 2» 2007 г.

8.  журнал «Дошкольное воспитание № 4» 2007 г.

9.  Н.Н.Ефименко «Как победить плоскостопие т слабость в ногах». Таганрог 2002

10. М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ».

  М. 2003 г.

11. И.Д.Ловейко «Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии». М. 1982 г.

12. О.Н.Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ». Воронеж, 2005 г.

 

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.