12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леонтьева Татьяна Юрьевна98
Россия, Саратовская обл., Саратов
2

Творческие письменные работы в средней и старшей школе в рамках подготовки к ГИА

Творческие письменные работы в средней и старшей школе в рамках подготовки к ГИА

Каждый учитель-словесник работает на перспективу, подготавливая ребят к итоговой аттестации. Одним из самых сложных видов работы при сдаче экзамена является написание сочинения.

Как качественно подготовить к этой работе детей, получить достойный результат и одновременно развивать творческие способности – вопросы, которые волнуют, наверное, любого учителя русского языка и литературы.

Сегодня я поделюсь своим опытом: расскажу, как я выстраиваю перспективную работу по подготовке к сочинению в пятых и десятых классах. Поскольку именно в этих параллелях я работаю в этом учебном году.

Итак, 5 класс.

Прежде всего, мы фиксируем внимание на понятии текста: говорим о признаках текста (теме, основной мысли, последовательности изложения, абзацном делении, типах речи). При создании собственного текста в 5 классе дети не всегда понимают, как правильно разделить его на абзацы.

Понятие абзацного деления текста в этом возрасте ещё недостаточно сформировано, поэтому детям предлагаются разные формы работ по изучению этого материала. Например, составление простого и сложного плана. Деление на абзацы связного готового текста и отдельных предложений, расположенных в произвольном порядке.

Теоретический материал, содержащий сведения о понятии абзаца, красной строки, микротемы, можно предлагать непосредственно как тренировочное упражнение. Таким образом, мы одновременно и отрабатываем теоретические сведения, и учимся выделять абзацы на практике.

Приведу несколько примеров подобной работы.

Прочтите учебный материал. Выделите ключевые мысли. Докажите, что это текст. Выделите абзацы.

Каждый текст содержит тему и основную мысль. Они могут отражаться в заголовке текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, к чему призывает, на что обращает внимание. Главная мысль может быть также сформулирована в одном или нескольких предложениях текста. Иногда её необходимо сформулировать самостоятельно. Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. Поэтому текст часто состоит из нескольких частей. Эти части называют абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит основную мысль, микротему. Поскольку основная тема распадается на несколько микротем, то и текст делится на несколько абзацев. Слово «абзац» немецкого происхождения. Оно имеет два значения: 1) Отступ от начала строки, который называется красной строкой. 2) Группа предложений между двумя отступами. В древних книгах отступ от начала строки выделялся красной краской (киноварью) и специально оформленной первой буквой – буквицей. Её не только писали красным цветом, но и украшали, поэтому и называли её красной, то есть красивой. Абзац, как группа предложений между двумя отступами, часто имеет определённую структуру: зачин, в котором заключается новая мысль, разработка или развитие мысли и концовка, свидетельствующая о том, что микротема исчерпана.


Каждый текст содержит тему и основную мысль. Они могут отражаться в заголовке текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. А основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, к чему призывает, на что обращает внимание. Главная мысль может быть также сформулирована в одном или нескольких предложениях текста. Иногда её необходимо сформулировать самостоятельно.

Выражая мысль, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. Поэтому текст часто состоит из нескольких частей. Эти части называют абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит основную мысль, микротему. Поскольку основная тема распадается на несколько микротем, то и текст делится на несколько абзацев.

Слово «абзац» немецкого происхождения. Оно имеет два значения: 1) Отступ от начала строки, который называется красной строкой. 2) Группа предложений между двумя отступами.

В древних книгах отступ от начала строки выделялся красной краской (киноварью) и специально оформленной первой буквой – буквицей. Её не только писали красным цветом, но и украшали, поэтому и называли её красной, то есть красивой.

Абзац, как группа предложений между двумя отступами, часто имеет определённую структуру: зачин, в котором заключается новая мысль, разработка или развитие мысли и концовка, свидетельствующая о том, что микротема исчерпана. Но могут быть и отступления от такой структуры. Например, отсутствовать или начало, или концовка.


Как бы вы разделили этот текст на абзацы?

ДВА ПЛУГА

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу. Другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось так, что через несколько лет оба земляка опять встретились. Плуг земледельца блестел, как серебро. Он был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской. А плуг, который пролежал без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. Скажи, пожалуйста, почему ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого. Тот отвечал:— От труда, дружок. А ты заржавел потому, что все это время пролежал на боку, ничего не делал.

(По К. Ушинскому)

Работая с этим текстом, мы параллельно вспоминаем, что такое прямая речь и диалог, какими знаками препинания они выделяются на письме.

Главную мысль текста я прошу письменно сформулировать.

Любая работа с текстом направлена на развитие речеведческих навыков и подготавливает к написанию собственных текстов.

Назову ещё несколько форм речевых текстовых заданий:

Обратить внимание на деталь в тексте: попробовать изменить, проследить, как это повлияет на развитие сюжета ( при работе с повествованием)

Работа с деформированным текстом: собрать пазлы.

Сокращаем текст (сжимаем), зачёркиваем слова, не влияющие на основную информацию.

Составляем цепочку ключевых слов.

Опираясь на ключевые слова, составляем предложения, микротекст.

На уроках литературы при изучении биографии автора можно использовать составление текста с опорой на ключевые слова: пишем биографический очерк, статью и т.д.

При работе с композиционными частями художественного повествовательного текста фиксируем внимание на понятиях: завязка, кульминация, развязка. Помогает закрепить эти термины такой приём, как «три главные иллюстрации» текста, произведения. Оговариваем, что это должны быть иллюстрации ключевых фрагментов – завязки, кульминации, развязки. Это может быть устное словесное рисование.

При работе с типом речи рассуждение мы создаём цепочку тезисов.

Также важно зафиксировать, чем развёрнутый ответ на вопрос отличается от сочинения. Обращаем внимание именно на композиционное выстраивание сочинения – три кита, на котором строится текст: вступление, основная мысль, заключение.

Поскольку наша задача – научить писать сочинения разных жанров в формате ОГЭ и ЕГЭ, мы уже в 5 классе работаем над лингвистическим сочинением: это и лингвистическая сказка, и рассуждение по цитате, и толкование слова или термина. При толковании слов или терминов используем игровые формы. Например, бестолковый словарь или научный перевод пословиц и поговорок. При изучении словарных слов прошу связать все словарные слова или ряд новых изученных слов в предложение, минитекст, запоминалку.

Используем придуманный Дж. Родари приём бином фантазии, когда два абстрактных, случайно названных слова, связываются в один сюжет. Создаём небольшой текст, в котором должна быть мораль или какая-то важная мысль. Или создаём текст в разных типах речи...

В 10 классе работа по подготовке к сочинению выстраивается в другой логике.

В первую очередь, мы знакомимся с формулировкой задания, обращаем внимание на ключевые слова, проговариваем возможные ошибки в понимании задания.

«Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ( избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями, проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора. Обоснуйте своё отношение к позиции. Объём не менее 150 слов. Работа без опоры на текст или пересказанная не засчитывается».

Далее мы подробно разбираем критерии, выстраиваем примерную структуру работы.

Теоретические материалы, в том числе и средства изобразительной выразительности, отрабатываются на занятиях по комплексному анализу текста, лингвистическому анализу, целостному анализу.

Используем тексты не только из банка ФИПИ, но и создаём свой банк. Предлагаю небольшие по объёму тексты, которые можно быстро прочесть. Сначала анализируем их, используя как материал для написания сочинения, затем используем их как литературные аргументы для обоснования своей позиции.

Например, анализировали отрывок текста Л.Улицкой «Бумажная победа». Затем предложила им полную версию рассказа. Рассмотрели детали, которые не вошли в сокращённый вариант, проанализировали, как это повлияло на понимание текста, на выражение авторской позиции. Далее предложила проанализировать написанные сочинения по этому произведению других учеников с опорой на критерии. Обсуждали, в чем достоинства одних работ и недостатки других.

Пишем по предложенному шаблону свои варианты сочинений, а затем по критериям проверяем работы друг друга.

Используем на уроках пособие Сениной Н.А, Гармаша С.В.

Рассматривая из пособия текст А. Гениса о судьбе книги и утрачивании культуры чтения, вышли как на литературный аргумент на рассказ Майка Гелприна «Свеча горела», прочли, проанализировали, провели параллели, как в художественном и публицистическом тексте может рассматриваться одна и та же проблема.

Работая с чужими текстами, со словом художественным, ребёнок учится выражать свои мысли и создавать свои собственные тексты…далеко не всегда это ему легко даётся…

«С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». М.М. Пришвин




























Опубликовано


Комментарии (1)

Леонтьева Татьяна Юрьевна, 13.06.22 в 16:02 1Ответить Пожаловаться
презентация к статье
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.