ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Купрякова Любовь Александровна1567
учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ
Иркутская обл., село Новая Уда Усть- Удинского района
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские числа"

Класс: 3 
УМК:
Школа России 
Учебный предмет:
Математика 
Авторы учебника:
учебник 3 класса (часть 2) М.И.Моро. 
Форма проведения: урок с использованием интерактивной доски.

Цель: Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование урока: Карточки-наборы римских цифр X, L, C, D; карточки- мультимедийный проектор;  компьютеры;у учащихся на партах счетные палочки.

Интернет ресурсы: http://www.everyday.com.ua/digilet/digirome.htm, http://www.sci.aha.ru/ALL/a1.htm

http://www.raskraska.ru/azbuka/lat/index.html

http://www.fcior.edu.ru

Личностные

Метапредметные

Предметные

проявлять интерес к математике, осознавать неполноту своих знаний.

уметь оценить себя.

Познавательные УУД-находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы.

уметь перерабатывать полученную информацию:

находить ответы на вопросы, используя учебник;

Регулятивные УУД- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

составлять план и последовательность действий

Коммуникативные УУД- уметь оценивать правильность выполнения действий; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, аргументировано отвечать; уметь осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Умение применять ранее полученные знания:читать, записывать многозначные числа

выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.

Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием,

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.

II. Актуализация

опорных знаний и

мотивация.-6 мин.

Использование фронтальной формы работы.

Называют отличие числа от цифры.

III. Постановка учебной задачи. 3 мин.

Создание ситуации для постановки проблемы.

Отгадывают загадку. Определяют время по часам.

IV. «Открытие»

нового знания

12 мин.

Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о римской системе счисления .

Строят проект выхода из затруднения.

V. Первичное

закрепление 15 мин.

+ Физминутка 1 мин.

Организация индивидуальной работы, работы у доски.

Записывают цифры. Обозначают ответы на вопросы разными числами.Работают у доски.

VI.Самостоятельная

работа с самопроверкой 5мин.

Организация самостоятельной письменной работы.

Выполняют письменную работу.

VII. Рефлексия

деятельности.

-

2 мин.

С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята!Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

/Активно, дружно…/- Итак, повернитесь друг к другу, улыбнитесь . Удачи вам

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Математическая разминка: Закрепление знаний по теме «Нумерация 1000»   

Сегодня мы начнём с того, что вспомним, как читаются и пишутся числа в пределах 1000 будем закреплять знания по теме «Нумерация 1000»   

Прочтите числа

357, 682, 803, 438, 580

Как мы их называем? (Трехзначные)

Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры) 

Разложите эти трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых:



Запишите в тетрадях число , классная работа:



Индивидуальная работа: карточки( сравнение чисел, разрядные слагаемые)

  

Работа с классом:

 - Запишите число, в котором 8 сотен 6 десятков и пять единиц;  

- 4 сотни 7 десятков; 9 единиц;

- 5 сотен 4 десятка 3 единицы;

- 9 сотен;  3 сотни 4 десятка;

- запишите наименьшее трёхзначное число;

 - запишите наибольшее трёхзначное число;   

   Проверка записанного:

  - подчеркните самое большое число;

  - обведите самое маленькое;

В тетради запишите эти числа:

1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.

Проверка.

  - Очень хорошо. Молодцы

3. Постановка учебной задачи.

– А теперь отгадайте загадку.слайд 2

Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы) слайд 3

- Посмотрите на циферблат и определите время: слайд 4

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение? В чём проблема?

(Не знаем, какими цифрами записаны числа).

- А может кто–нибудьзнает как называются эти цифры?

-Чему мы будем учиться?

А какую цель поставим?

Тема: Римские цифры.слайд 5

Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать их и выполнять с ними вычисления, сравнение.слайд 6

4. “Открытие” детьми нового знания.

а)- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Хотите узнать про это больше?

-Для того, чтобы разобраться, что это за числа, предлагаю вам совершить путешествие в Древний Рим.

-Мы с вами перенеслись на 2тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.слайд 7

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу.(слайд 8)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с цифрами,которые мы используем для записиримских чисел

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета

 Называть числа им было необязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были первыми изображениями чисел, и, если хотите, первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках  - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.

- С помощью чего изобразили бы число 5? 10?слайд 9

(Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем.Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки)

Сравнение арабской и римской нумерации.

-Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – слайд 10

-Сколько их? (Их 10)

– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (Арабской.)  Это цифры арабской нумерации

слайд 11

-Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр)-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!

Рассмотрение способа написания римских цифр.слайд 12


 1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9


 

 

 

 

 

 

 

 

Римские цифры

записываются на доске под соответствующей арабской цифрой. Детям выдаются заготовки-памятки, куда надо вписать соответствующую римскую под арабской цифрой

 Обучающиеся вписывают в памятку римские цифры, следя за учителем, пишущим на доске

Физминуткаслайд 13

-Давайте немного отдохнём.

-Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)

-Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4)

-Сколько видим мы грибков, столько сделаем хлопков. (9)

Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.Для записи чисел мы используем арабские цифры 

6. Моделирование .Игра: Ребята, ваша задача сложить римские цифры, которые я буду называть. Кто забывает, можете, подглядывать в свои памятки. 

-Будем работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки.

Сложите при помощи палочек римские цифры 2, 3, 4

-Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!слайд 14

-Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении.

-Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.

-Выложите из палочек цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V.

слайд 15

-Как бы вы записали число 6? (Выкладываем цифру V.К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.)слайд 16

 Учащиеся складывают цифры, учитель контролирует и помогает.
Затем игра проводится на скорость, кто быстрее сложит цифры 7, 8

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.

-Запомнили?

Логическая задачаслайд 17

Сложите при помощи палочек запись: VI + I =V

Верна  ли она? Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным.

IV + I = V слайд 18

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей, на циферблатах часов, нумеруем варианты в контрольных, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)

 - Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

Физкультминутка А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь посмотрите справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.

Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.

Первичное закрепление

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами.

Работа по учебнику

1)      с. 46 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально)

2)      № 3 выполнить самостоятельно карандашом в учебнике, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской)

Самопроверка

VII.Подведение итогов (слайд 19)

-На уроке мы научились …

Самым трудным было …

– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

Рефлексия деятельности.слайд 20

Самооценка : Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?

слайд 21

Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний . На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!

Я отлично знаю новый материал.

Я не знаю новый материал

Д/з – В дневнике отметьте

Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

        Подсказка

M

ы
Dаем
Cоветы
Lишь
Xорошо
Vоспитанным
Iндивидам

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 5 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (6)

сменить сортировку
Марина, 17.07.16 в 15:50 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку. Очень интересно. Если можно добавьте, пожалуйста, презентацию.
Купрякова Любовь Александровна, 19.07.16 в 09:05 0 Ответить Пожаловаться
Буду рада , если вам пригодится!
Купрякова Любовь Александровна, 19.07.16 в 09:06 0 Ответить Пожаловаться
Я не смогла загрузить презентацию
Е. Миронова, 19.07.16 в 13:39 1 Ответить Пожаловаться
вот здесь есть подробная инструкция по загрузке презентации http://урок.рф/library/podrobnoe_rukovodstvo_po_zagruzke_prezentatcii_160534.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.