12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Анастасия Андреевна321
Россия, Московская обл.
 

Общая информация

Тема урока

Русское государство при Ярославе Мудром

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.

Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;

Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;

Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор

Дидактическое обеспечение

Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова— М. : Просвещение, 2016. — 128 с.

Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.»

Фрагмент «Сказания о Борисе и Глебе»

Планируемые результаты урока

личностные

формулирование ценностных суждений по изучаемой проблеме;

оценивание человеческих качеств и поступков на основе осмысления деятельности Ярослава Мудрого.

 

предметные

Шестиклассники смогут:

назвать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого;

сформулировать и аргументировать свое мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе;

использовать сведения из исторической карты как источника информации;

правильно использовать исторические термины (усобицы, закон, «Русская правда»).

 

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: шестиклассники научатся:

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности в процессе учебной деятельности;

оценивать правильность решения учебных задач;

Познавательные УУД: шестиклассники научатся:

анализировать текстовую информацию;

формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме,

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием

Коммуникативные УУД: шестиклассники

примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

смогут задуматься о важности для себя лично ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе;

выскажут собственное мнение о личности Ярослава;

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий устный индивидуальный контроль – на уроке

Письменный контроль – домашнее задание

 

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

«История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова — М. : Просвещение, 2016. — 128 с.

 

Дополнительная

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2015. — 192 с.

М.В.Короткова. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. – М. Гуманитарный издательский  центр ВЛАДОС, 2006.- 132 с.

 

Интернет-ресурсы

http://www.hrono.ru/biograf/bio_ya/yaroslav_mudr.php

http://www.filipoc.ru/rodina/yaroslav-mudryiy

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21e12dae-31e0-48c4-ba84-45bcd64cbe15/1_94_1.htm

 

ЭОРы

Информационный модуль «Расцвет Руси при Ярославе Мудром» — ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/2606/ rascvet—rusi—pri—yaroslave—mudrom.html

 

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

(мин.)

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

1

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку.

Самоконтроль готовности учащихся к уроку 

2. Вводно-мотивационный

2

Сегодня мы узнаем ещё об одном выдающемся русском князе -Ярославе, сыне Владимира, которого народ назвал Мудрым.

Нам предстоит ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым, и чему мы, современные люди, можем научиться у него?»

С помощью учителя формулируют познавательные задачи по теме урока

3. Актуализация знаний

5-7

Ребята, вспомните первых русских князей. Какие задачи по укреплению государства, на ваш взгляд, стояли перед ними? Что могло препятствовать их решению?

О каких сводах законов вы узнали при изучении курсов Древнего мира и Средних веков?

В ходе беседы называют первых князей, определяют существенные черты государственного устройства Руси и задачи, стоявшие перед потомками Владимира.

4. Изучение нового материала

20-25

Знакомит учащихся с планом урока:

Борьба за власть сыновей Владимира I.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Управление государством при Ярославе.

Отношения Руси с другими государствами

Использует метод комментированного чтения:

Прочитайте п.1 и отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе» и ответьте на вопросы:

Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

Какие методы в борьбе друг против друга использовали его сыновья?

Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?

Каков был итог усобиц?

Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (рубрика «Изучаем документ»).

Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь? Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Внешняя политика (Отношения Руси с другими государствами) – работа с исторической картой (стр.60):

Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Покажите государства, с правителями которых Ярослав установил родственные связи. Сделайте выводы.

Фиксируют план урока в тетрадях

Формы - работа с текстом учебника, с историческим источником и картой; беседа.

Обучающиеся:

Оценивают поступки людей, дают им оценку с гуманистических позиций;

Используют приемы характеристики исторических явлений;

Объясняют смысл используемых терминов и понятий;

С помощью учителя излагают выводы и аргументируют их

Определяют по карте исторические объекты и делают обобщающие выводы;

Подтверждают примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5

Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»?

Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их

6. Подведение итогов урока

5-7

Использует метод постановки проблемного вопроса:

Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы можем поучиться у него?

Что вы считаете наиболее важным из его преобразований и почему?

Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их;

Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка)

7. Организация изучения домашнего задания

 

Выразите свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого в сообщении «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем»

Фиксируют домашнее задание

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.