Цель урока: Создание условий для формирования представление о разнообразии природы Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида)
Задачи:
формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;
развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Метапредметные результаты
1.Организационный момент.
2.Актуализация, проблематизация.
3. Первичное восприятие.
4. Отработка и закрепление.
5. Обобщение, систематизация, применение.
6. Рефлексия, итог урока.
7.Домашнее задание.
Учитель настраивает детей на работу.
Организует фронтальную работу, направляет работу детей для выявления проблемных вопросов. Мотивирует учащихся к учебному действию.
Учит работать с глобусом. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует практическую работу.
Организует работу учащихся в групп.
Фиксирует учебные затруднения.
Следит за работой групп, контролирует, направляет учащихся.
Организует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.
Предлагает разные варианты домашних заданий, даёт комментарий.
Проверяют готовность к уроку.
Отгадывают загадки, высказывают свои предположения, формулируют тему и цель урока.
Работают с текстом учебника, выполняют практическую работу, учатся находить на глобусе предложенные объекты.
Дети работают в группах, соблюдая правила. Учатся работать по плану, строить свои высказывания.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают в паре, выполняют взаимопроверку, самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Самостоятельно выбирают домашнее задание.
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.
Детям предлагаются загадки: 1) Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть его спасает
От морозов согревает. (белый медведь)
2) В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ. (пингвин)
-Где обитают эти животные? (Дети могут ответить, что их место обитания там, где холодно). Проблемный вопрос: - Белые медведи охотятся на пингвинов? (Дети высказывают свои предположения). -Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос?
О чём пойдёт речь на нашем уроке? Какая тема урока?
Тема нашего урока: Где живут белые медведи?
Работа с учебником. На с.10 текст: «Узнаем, что на Земле есть очень холодные районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Проверьте себя с.84». На с.10 Практическая работа: «Вспомните, что такое глобус. Найдите на глобусе Сев. Лед. Океан и Антарктиду». Используется глобус для наглядного представления детей о холодных районах Земли: Арктика и Антарктида.
Работа в группах с иллюстрацией учебника на с.10-11. Предлагается рассмотреть рисунки и сравнить, обсудив в группе, признаки животных, обитающих в Арктике и Антарктиде по плану: 1) Какие животные обитают? 2) Что позволяет им выживать в холодных районах? 3) Что объединяет животных Арктики и Антарктиды?
Работа с тетрадью на с.9.
В группах выполнить задание №1 «Обведи лишний рисунок в каждом ряду. Объясни своё решение». В задании №2 «Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов? Докажите. Стрелками укажите, где живут эти животные».
Обсудить решение этих заданий.
Вопросы по данной теме в конце текста учебника на с.11. Дети работают в паре с карточками- изображениями животных Арктики и Антарктиды. Распределить их с использованием карты полушарий или глобуса по месту обитания. Убрать лишних животных. Объяснить своё мнение при взаимопроверке.
Ответьте ещё раз на вопрос: - Белые медведи охотятся на пингвинов? (нет).Почему? (Они живут в разных районах Земли). Что нового узнали? - Оцените свою работу с помощью смайликов: «У меня всё получилось», «Мне есть над чем поработать», «Мне было трудно».
Предлагаются задания на выбор: 1) Карточки: текст по теме урока с пропусками, которые нужно заполнить;
2) Карточки: текст с ошибками, которые нужно исправить. 3) Творческое задание: придумать рассказ (или сказку) про белого медведя и пингвина с учётом знаний, полученных на уроке.
Регулятивные: -волевая саморегуляция;
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Познавательные - принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Регулятивные: -контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи Коммуникативные: -высказывать свои суждения о животных холодных районов, их отличительные признаки; -уметь выслушивать другую точку зрения
Познавательные -знать, что такое глобус; находить предложенные объекты на глобусе Регулятивные: - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности Коммуникативные: - создавать высказывания-рассуждения, в процессе учебного диалога слушать говорящего; - отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям.
Познавательные - соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием; - извлекать из иллюстраций информацию о животном мире холодных районов; Регулятивные: - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Коммуникативные: - ориентирова ться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристи кой; создавать высказывания-рассуждения, в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям.
Познавательные - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Регулятивные: - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности Коммуникативные: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой - создавать высказывания-рассуждения, в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; - уважительно относиться к разным мнениям
Познавательные - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) Регулятивные: - оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, адекватно принимать советы и замечания -осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: - делать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательст-вами