12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Назарова Ирина Владимировна38

Урок окружающего мира.

Разработала

учитель начальных классов

МОАУ СОШ №7 ГО г. Нефтекамск РБ

Назарова Ирина Владимировна

 

Тема: «Рыбы». (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о рыбах, как особых представителях животного мира.

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде;

- дать представление о растительноядных, хищных и всеядных рыбах;

- развивать познавательную активность обучающихся;

- развивать умение ставить цели и контролировать их достижение, оценивать свою деятельность на занятии, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать навыки работы в парах, группах;

- воспитывать бережное отношение к природе и уважительное отношение к мнению других людей.

Орг. момент.

Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

Проверка домашнего задания.

- Начнём урок с проверки ваших знаний.

Приглашаю двух желающих поработать с интерактивной доской.

Перед вами картинки, вам нужно поставить галочки только над теми, где изображены насекомые.

1 ряд.

Перед вами карточки. Вам нужно вставить в предложение пропущенные слова. Обратите внимание на слова для справок.

В отличии от других животных у насекомых__________ ног.

Их тело поделено на __________ части.

На голове насекомого находится _______ усиков.

Насекомые, которые поедают мух и комаров относят к ______________.

Растительноядные насекомые питаются ____________________.

2 ряд. Вы работаете в парах. Вам нужно узнать насекомое по силуэту и написать его название. Обратите внимание на слова для справок.

3 ряд работает со мной. Я вам буду читать небольшой текст. Вам нужно догадаться о ком идёт речь.

Она очень яркая, ее хорошо видно на зеленом листе. У нее темные точки на спинке, но эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость жёлтого цвета, которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. (Божья коровка)

 

Эти насекомые появляются ранней весной. Они вылезают погреться на солнышке, потому что после зимы они слабые. Но через несколько дней они окрепнут, и будут трудиться все лето. Живут дружно все вместе и строят свой домик, похожий на горку. (Муравьи)

 

Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела)

 

С помощью передних лап эти насекомые передвигаются, за счёт задних, более сильных лап, они совершают прыжки на достаточно большие расстояния. Цвет этого насекомого зависит от того, где он обитает. Он может быть зелёного, коричневого и даже полосатого окраса. (Кузнечик)


 

Это насекомое можно встретить даже в суровых условиях Арктики. Для их жизни необходимо наличие воды. У самок имеется длинный тонкий хоботок. Предпочитают вечерний и ночной образ жизни. Хотя в тенистых местах и днём их можно встретить в огромных количествах. (Комар)

Молодцы!

- А сейчас все закончили работу. Сели прямо и вместе проверим работу ваших товарищей.

Проверка работы ребят, которые работали с интерактивной доской.

- Ребята, всё ли верно они сделали? Почему не нужно было ставить галочки над картинками с изображением паука и клеща?

- Оцените работу товарищей при помощи сигнальных карт. Если всё верно, поднимите зелёный круг. Если есть ошибки, то красный. (Если работа сделана без ошибок, можно задать вопрос: «Что помогло вам достичь хорошего результата?», если есть ошибки: «Что нужно сделать, чтобы этих ошибок у вас не было?»)

- Спасибо за работу. А мы продолжаем.

- Первому ряду предлагаю самим проверить и оценить свою работу, с помощью цветных кругов.

Зелёный цвет – Всё верно!

Жёлтый сигнал – 1-2 ошибки.

Красный сигнал – Больше двух ошибок.

1. В отличии от других животных у насекомых шесть ног.

2. Их тело поделено на три части.

3. На голове насекомого находится пара усиков.

4. Насекомые, которые поедают мух и комаров относят к хищным.

5. Растительноядные насекомые питаются травой и листьями.

Пока первый ряд занимается самопроверкой, мы проверим работу второго ряда. Ребята третьего ряда нам помогают. Если вы согласны с ответом, то один раз хлопаете в ладоши.

- Какая пара готова представить свою работу? (Силуэты представлены на слайдах).

- Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

- Спасибо, какую отметку вы себе поставите?

- Теперь возвращаемся к первому ряду. У кого из вас зелёный круг?

- Какой вывод для себя могут сделать остальные ребята? (Внимательно изучать пройденный материал).

- Вы сегодня молодцы. Похвалите себя. Поднимите правую руку вверх и погладьте себя по голове.

- Итак, подведём итог. Назовите отличительные черты насекомых.

Мотивационный этап.

- А сейчас я предлагаю поиграть со мной в игру, которая называется….

«От сложного к простому». По моим подсказкам, вы должны сказать, о каком животном идёт речь.

Эти животные хорошо различают цвета.

У этих животных есть орган - боковая линия. Он помогает им ориентироваться в пространстве.

Они могут издавать самые разнообразные звуки: кашляют, хрипят, кряхтят, чихают, урчат и даже... мяукают.

Некоторые из них умеют летать и высоко прыгать.

Тело животных покрыто чешуёй и они не могут обходиться без воды.

- Все эти факты о рыбах

- Какова тема нашего урока. («Рыбы»).

- Какую цель поставим перед собой?

Цель: узнать как можно больше о рыбах.

- Что бы вы хотели узнать о рыбах?

- Какие вы молодцы. Как много вы хотите узнать.

- Я предлагаю найти ответы на следующие вопросы.

1. Чем отличаются рыбы от других животных?

2. Почему рыбы могут жить только в воде?

3. Чем питаются рыбы?

- Предлагаю вам на время стать ихтиологами.

- Как вы думаете, кто такие ихтиологи? Где мы можем узнать более точную информацию? А если заглянем в толковый словарь, то прочитаем следующую информацию.

Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.

Ихтиология – это особый раздел науки о животных, который занимается исследованием рыб.

Кто же такие рыбы?

- Я задала этот вопрос ребятам своего класса. Они мне ответили, что это животные, жизнь которых связана с водой. Согласны вы с моими ребятами?

- Предлагаю открыть учебник на стр. 12.

- Чья ещё жизнь связана с водой? (лебедь, бобр, морской конёк). Но разве все эти животные относятся к рыбам? Кто к рыбам не относится? Значит не все животные, чья жизнь связана с водой - рыбы.

- Затем они сказали, что рыбы – это такие животные, которые хорошо плавают. А с этим высказыванием согласны?

- Посмотрите на слайд: моржи, черепахи, крокодилы тоже хорошо плавают. Но разве это рыбы? Рыбы – это животные, которые хорошо плавают, но не всех водоплавающих животных можно отнести к рыбам.

- Далее они сказали, все рыбы мечут икру. Согласны?

Но есть такие рыбы, как, например, морские окуни, некоторые виды акул, которые не мечут икру, но относятся к рыбам. Значит не все рыбы мечут икру.

- Чем же рыбы отличаются от других животных?

- Обратимся к нашему другу – учебнику. стр. 12.

Мы раскрыли первый Секрет. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью.

- Про чешую мы поговорим позднее. А для чего рыбам слизь? (Помогает лучше скользить по воде, защищает от различных болезней).

- Давайте вернёмся к плану. На какой вопрос мы ответили? Ставим галочку.

- Читаем второй вопрос: Почему рыбы могут жить только в воде? Для этого нужно познакомиться со строением рыбы. Кто знает, из каких частей состоит тело рыбы? Давайте проверим наши предположения.

- Для чего рыбам нужна жаберная крышка. (Она защищает жабры, которые необходимы рыбе для дыхания).

- Как называется этот орган? (боковая линия). Кто помнит, для чего он нужен? (Он помогает ориентироваться в пространстве).

- Как вы думаете, рыбы живут только в воде или на суше они тоже могут жить? Давайте уточним информацию в учебнике с. 13.

- Есть такой замечательный журнал «Отчего и почему». Из него я узнала, что карась (5 часов), рыба-вьюн (15 часов), угорь (24 часа) могут длительное время обходиться без воды. Но при пересыхании тела и жабр рыба всё таки погибает.

Мы раскрыли ещё секреты. Дышать рыба без воды не может. У рыб есть жабры, которыми она дышит.

Физминутка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула

Рыбка быстро уплыла.

- Давайте вернёмся к плану. Ответили мы на второй вопрос?

- Сейчас я вам поведаю, чем питаются рыбы. Ой, что-то пошло не так. Ребята, мне срочно нужна ваша помощь.

- Посмотрите на картинку, чем могут питать рыбы в водоёме?

- Как называют рыб, которые питаются только растительной пищей? (Растительноядные в реке Кама плотва, краснопёрка)

- Рыбы, которые питаются другими животными: рачками, червями, насекомыми, мелкими рыбками…. Хищные. А какие хищницы водятся в нашей Республике? (щука, судак, окунь)

- Это карп - ему всё по вкусу – и растения , и животные. Таких рыб называют…. (всеядными), (В реке Кама водится лещ. Он тоже всеядный).

- У кого есть дома аквариум с рыбками? Всех ли рыбок можно держать в одном аквариуме? Почему?

Мы открыли ещё один секрет. По способу питания рыбы делятся на 3 группы.

- Ребята, откройте стр. 14. Найдите значок «Лупа». Что он означает?

(наблюдение). Мы же ихтиологи. А за кем мы будем наблюдать? Правильно, за рыбами.

- На какие вопросы мы должны ответить?

Для этого мы разделимся на шесть групп.

- Первым делом предлагаю рассмотреть чешую рыбы. Вам это интересно?

- Как расположены чешуя?

(Посмотрите, чешуйки налегают одна на другую и укреплены в коже).

- Почему? Чешуйный покров, как панцирь, защищает рыб от повреждений, проникновения инфекции.

- Почему они расположены в одном направлении?

- Придаёт эластичность, обеспечивает рыбе большую скорость движения.

- Понаблюдаем за рыбками.

- Двигает ли плавниками рыба, когда стоит на месте? Как вы думаете, почему?

- Как при дыхании она работает ртом и жаберными крышками? Рассмотрите.

А теперь обратите внимание на экран. Видео. Рот открывается, жаберные крышки прижимаются, вода с растворённым кислородом поступает в организм, рот закрывается, жаберные крышки открывается, вода выходит, кислород остаётся.

- Рыба дышит кислородом, растворённым в воздухе.

Дополнительно.

- За какими рыбками мы наблюдали? За гуппи. Что вы о них знаете?

- Это живородящая рыбка, родина рыбки Южная Америка, самцы меньше самок и имеют более яркую окраску. (У кого в баночке самцы?)

ПОДВЕДЁМ ИТОГ.

- Так кто же такие рыбы?

- Рыбы – это удивительные животные. Чтобы они жили и радовали нас, что можем мы для этого сделать. Есть такая книга, которая называется Красная книга. Есть уже такие виды рыб, как осётр, стерлядь, форель, которые занесены в Красную книгу. Давайте будем беречь этих замечательных животных.

Домашнее задание.

- Ответить на вопросы учебника стр. 12-14. Раб. тетр. стр. 8-9.

По желанию можете подготовить интересные сведения о рыбах.

Рефлексия.

- Поднимите зелёный сигнал те, кто чувствовал себя уютно и комфортно, как рыба в воде?

- Кому не всё было понятно, поднимите жёлтый сигнал.

- Если были такие, кто чувствовал себя неуютно, как рыба на суше, поднимите красный сигнал.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Елена Вениаминовна Чурина, 22.09.19 в 10:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересно о рыбах!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.