12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гасникова Наталия Викторовна34

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Страна, открывшая путь в космос»


Гасникова Наталия Викторовна,

учитель начальных классов

КОГОБУ СШ пгт Кумены


Урок, составленный с учетом краеведческого материала, знакомит детей с важнейшими моментами становления космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. Открытие новых знаний происходит на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Групповая форма организации урока с использованием кейс-технологии и предложенные задания способствуют созданию и проектированию новых способов действий и ориентированы на получение предметного, метапредметного и личностного результатов.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: восприятие, осмысление и первичное закрепление учебной информации по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Задачи урока:

1. образовательные:

Познакомить с фактами освоения космического пространства.

2. развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью кейсов и учебника.

3. воспитывающие:

воспитание аккуратности;,воспитание заботливого отношения к товарищам;

воспитание адекватной самооценки, воспитание коммуникативности;

воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): дать определения понятиям: космонавтика, космодром, космонавт, скафандр, иллюминатор, невесомость, орбитальная станция; называть достижения нашей страны в освоении космоса; объяснять пользу космических полетов.

Метапредметные: познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, излагать и фиксировать содержание прослушанного, прочитанного текста сжато, выборочно; строить рассуждения, делать выводы; регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, составлять план действий по их достижению, контролировать свою деятельность и оценивать ее результаты. вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, учитывать разные мнения, уметь слушать и слышать других, владеть монологической и диалоговой формой речи.

Личностные: воспитание нравственных качеств личности, таких как патриотизм, любовь к Родине, гордость за неё, развитие адекватной самооценки.

Перечень оборудования:

- Учебник «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков).

- На столах у учащихся листы фомата А-4 для бортового журнала, информационные кейсы - дополнительный иллюстративный материал, фотографии (Приложение № 2,3,4,5)

- Книги для передвижной выставки.

- Интерактивная доска, проектор, ноутбук с выходом в Интернет.

- Презентация.

Обоснование и особенности. Кейс-технология не дает знаний в готовом виде, не даются конкретные ответы, необходимо их найти самостоятельно, опираясь на собственный опыт, умение работать в команде, формулировать выводы, применяя на практике полученные знания, предлагать собственный или групповой взгляд на проблему.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду»

- Прочитайте хором (СО СЛАЙДА).

- Что это высказывание может означать для вас?

Я предлагаю это высказывание сделать девизом нашего урока

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

В какой раздел она входит?
III. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Постановка темы и цели урока).

Посмотрите фрагмент видеозаписи и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса». [1]

- Назовите тему урока.

- ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос.

- Сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие по удивительным страницам книги истории «Страна, открывшая путь в космос»

- Какие два шага учебной деятельности мы должны сделать?

- Выяснить, что не знаем и самостоятельно узнать новое.

- Что вы знаете по этой теме?

- А где еще можно узнать сведения по этой теме?

- Выберите цели, которые относятся к нашему уроку (со слайда)

Сегодня на уроке мы будем:

считать в пределах 1000

писать слова с безударной гласной в корне

знакомиться с историей космических достижений

учиться работать в группах

учиться работать с информацией

исследовать значение нашей страны в освоении космоса

узнавать, какие достижения принадлежат нашим ученым и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.

- Совершая путешествие, будем вести бортовые журналы. Кто знает, что это такое? Каждая страница в вашем бортовом журнале должен рассказать о каком-то открытии или достижении.

- Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

- Распределим обязанности в группе (дети самостоятельно распределяют роли)..

Капитан – организует работу группы, представляет результат.

Историк – читает текст.

Художник – оформляет страницы.

Оформитель – вырезает, приклеивает.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Записывать свои наблюдения и выводы мы будем в бортовой журнал. Кто знает, что это такое? (Бортовой журнал – это документ, в котором космонавты ведут записи своих наблюдений в космосе). Предлагаю сделать в ваших бортовых журналах первую запись – тема сегодняшнего урока, состав команды. (Титульный лист)

Сегодня мы будем говорить о достижениях послевоенного времени. После завершения Великой Отечественной войны наша страна находилась в тяжелом положении, необходимо было восстанавливать разрушенные города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

Первая страница. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОСМОНАВТИКИ.

КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука, основоположниками которой являются Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса. Границей космоса принято считать условную высоту в 100 км над уровнем моря, по-научному называемую линией Кармана.

К.Э.Циолковский (1857 – 1935) - русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. В детстве, потеряв слух, он самостоятельно занимался своим образованием. Основоположник теоретической космонавтики. В России всего 4 музея, связанных с именем К.Э. Циолковского. Один из них находится в г. Кирове. Музей расположен в здании, которое во второй половине XIX в. принадлежало вятским купцам Шуравиным и в котором с 1873 по 1878 г. жила семья великого русского ученого [2].

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по музею К.Э.Циолковского, воспользовавшись ссылкой [3].

С.П.Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор, продолжил дело Циолковского. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток», «Восход».

Итог первой страницы: сделайте короткие записи в бортовом журнале об основоположниках освоения космоса. (Групповая работа. Учащиеся записывают понятие «космонавтика», короткие сведения об ее основоположниках).

Вторая страница книги истории освоения космоса. БАЙКОНУР

Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вдали от крупных населённых пунктов, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи. Также преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

Начало истории освоения космоса было положено.

Итог второй страницы: сделайте записи в бортовом журнале о космодроме Байконур.

Третья страница книги истории освоения космоса. ШАР, И ТОЛЬКО ШАР

Шли споры о форме первого спутника Земли.

– Шар и только шар! – настаивал Королев.

В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной для передачи сигналов. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 миллионов километров), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества. В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества.

Итог третьей страницы: сделайте записи в бортовом журнале о первом искусственном спутнике Земли.

Четвертая страница книги освоения космоса. ПЕРВОПРОХОДЦЫ – КТО ОНИ?

Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? В начале освоения космоса слишком велик был риск. Поэтому в пробные полеты вместо человека отправлялись собаки. За весь период экспериментов, с июля 1951 по сентябрь 1960 года, погибло восемнадцать собак. За 9 лет было совершено 29 запусков. 15 собак совершили по два и более полетов. Всего в становлении космонавтики принимало участие более 30 собак.

Белка и Стрелка были настоящими космонавтами. Чему же они были обучены? Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, могли переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались слухов, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Ученые продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. После триумфального полета Белки и Стрелки пошли черные полосы.

26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела ракета. В огне погибли 92 человека. А за 15 дней до этой трагедии было принято секретное решение о полете человека в космос. Назначался срок - декабрь 1960 года. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками. 9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. 25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. До полета человека в космос оставалось 18 дней [4].

Сделайте записи в бортовом журнале о первопроходцах космоса.

Пятая страница книги освоения космоса. МЫ - ПЕРВЫЕ!

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. С проведением полета спешили: СССР принял участие в космической гонке, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 г. своего человека в космос отправят американцы. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Кроме Гагарина были и другие претенденты на полет – всего двадцать человек. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и других параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. 

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта). Отныне 12 апреля – День космонавтики.

Сделайте записи в бортовом журнале о первом полете человека в космос.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите.

Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

Шестая страница книги освоения космоса. ВЫХОЖУ В КОСМОС!
Первый выход человека в космос состоялся всего спустя четыре года после того, как в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, отправившимся в космос. Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». Когда космонавты достигли орбиты, начались приготовления: Леонов облачился в специально разработанный скафандр с запасом кислорода на 45 минут, а Беляев занялся установкой гибкой шлюзовой камеры, через которую Алексей должен был выйти в космос. После того, как все необходимые меры предосторожности были приняты, Леонов покинул корабль и в общей сложности провёл за его пределами 12 минут и 9 секунд. Когда пришло время возвращаться, возникла неожиданная проблема — скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру. Сначала Леонов хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю, однако понял, что советом ему не помогут, ведь он был единственным человеком, кто когда-либо сталкивался с чем-то подобным. Первый в истории узник космического пространства довольно быстро нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только стравив излишки кислорода. И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года. Сделайте записи в бортовом журнале.

Седьмая страница. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН КОСМОС?

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( Проблемный вопрос)

(Дети работают в группах, обсуждают данную проблему, называют причины, учитель открывает на слайде и дополняет, поясняя не сказанные детьми).

Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе. Приложение №1

V. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. Работа по самостоятельному поиску информации. Дети читают текст, выбирают нужную информацию.

Интересные факты

1 группа - КОСМИЧЕСКИЙ СКАФАНДР Приложение №2

2 группа - КОСМИЧЕСКАЯ ЕДА Приложение №3

3 группа - КОСМИЧЕСКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА (учебник на с.151) Приложение №4

4 группа - МУЗЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО Приложение №5. Виртуальная экскурсия [3].

5 группа – В.П.САВИНЫХ Приложение №6

Какие интересные факты вы записали в своих бортовых журналах?

VI. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА.
Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку.

Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам). Приложение №7. Проверка самостоятельной работы со слайда презентации.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Представление бортовых журналов. Задайте вопросы другим командам по изученному материалу, используя бортовые журналы.

ИТОГ УРОКА.

Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Продолжите высказывание «Первыми в мире..»:

• запустили искусственный спутник Земли;
• совершили пилотируемый космический полет;
• направили космическую станцию на Луну;
• создали искусственный спутник Луны;
• вышли в открытый космос;
• осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

Выставка книг. Советую почитать книги по данной теме из библиотеки. Приложение №8

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ с.148-149 (прочитать и ответить на вопросы).

Узнайте, каким запомнился этот день вашим родным и близким.

РЕФЛЕКСИЯ

На столах у вас лежат листы самооценки, поставьте +, если вы согласны с утверждением. Приложение №9


СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. https://www.youtube.com/watch

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://www.cosmomuzey.org.ru

4. http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Для чего нужны исследования в космосе


Слежение за погодой

Изучение поверхности Земли и других планет и др.

Управление полетами самолетов

Возможность переноса за пределы атмосферы экологически грязных производств

Управление курсом кораблей в океанах

Возможность добычи полезных ископаемых

Передача телевизионного сигнала

Расширение жизненного пространства

Организация телефонной связи

Страховка от глобальных катаклизмов

Изобретение новых лекарств в космосе

Поднятие престижа своей страны, который зависит от успеха космических программ.

Открытие новых звёзд астрономами

Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых

Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты

Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.


Приложение №2


Интересные факты

1 ГРУППА - КОСМИЧЕСКИЙ СКАФАНДР

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Экстремальные температуры от минус 150 °С до плюс 150 °С, излучение Солнца, вероятность столкновения с частицами космического мусора или микрометеоритами. Поэтому в условиях открытого космоса космонавта защищает скафандр.

Первый шаг на пути освоения открытого космического пространства был сделан ровно 40 лет назад - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля.

Первые образцы космических скафандров были созданы в конце 1950-х гг. в СССР. Специалисты научно-производственного предприятия «Звезда» с 1960-х годов начали разрабатывать космические скафандры, включая самый первый скафандр Юрия Гагарина.

В первые полеты космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, весящих всего 30 кг, с автономным обеспечением кислородом на случай какой-нибудь аварии и так называемой положительной плавучестью - на случай, если вместо приземления произойдет приводнение. Но для выхода в космос и активной работы там были нужны принципиально другие «костюмы», с более мощной системой жизнеобеспечения, терморегуляции и защиты от солнечной радиации и космического холода.

Современные скафандры выполнены из нано технологичных материалов. Так, например, постоянно модифицировался и совершенствовался созданный в 1977 году космический скафандр «Орлан-М», который и в настоящее время используется на Международной космической станции.


Приложение №3

Интересные факты

2 ГРУППА - КОСМИЧЕСКАЯ ЕДА


Вместе с тем, как люди начали запускать человека в космос, возник вопрос разработки питания, пригодного для употребления в невесомости.

Поначалу считалось, что идеальной пищей на орбите были бы питательные таблетки, полностью усваивающиеся организмом, и при этом не отнимающие времени на еду. Однако таблетки так и не были созданы - их заменила портативная и совершенно готовая к употреблению пища.

По рекомендациям медиков консервные заводы изготовили научно обоснованный космический обед из трёх блюд, каждое из которых было запечатано в тубу и могло быть проглочено прямо из неё.

Первым этот обед съел Герман Титов в августе 1961 года: стакан супа-пюре овощного, на второе - паштет; на третье - стакан черносмородинового сока. За двадцать пять часов полёта он трижды обедал, но после приземления жаловался на головокружение от голода.

Поэтому для того, чтобы восстановить работоспособность космонавтов, в меню внесли изменения.

В рационе появились говяжий заливной язык, пирожки с килькой, украинский борщ, антрекоты, пожарские котлеты и куриное филе. Для рациона космонавтов использовались только специально разработанные и выпущенные в специальных упаковках продукты.

Сейчас прежде чем составить рацион (для каждого участника экспедиции - индивидуально), проводится ознакомительная дегустация. Космонавты оценивают предложенные продукты по десятибалльной шкале (те, что набрали пять и меньше, на борт не попадают).

По результатам этих дегустаций составляется сбалансированный по ассортименту и пищевой ценности рацион, рассчитанный на 8 дней (спустя каждые 8 дней меню повторяется). Пища в основном расфасована по банкам (её разогревают, помещая в специальные ячейки электроподогревателя на рабочем столе) или пакетам из полимерных материалов.


Приложение №4

Интересные факты

3 ГРУППА - КОСМИЧЕСКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА (учебник на с.151)


Прочитав, ответьте на вопросы и запишите в бортовой журнал:


1.Как называлась наша орбитальная станция?

2.Когда она появилась на орбите Земли?

3.Что и когда с ней случилось


Приложение №5

Интересные факты

4 ГРУППА - МУЗЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ В Г.КИРОВЕ

В этом двухэтажном полукаменном флигеле по ул. Преображенской, 16 с 1873 по 1878 г.г. снимала комнаты семья К.Э.Циолковских. Здание построено в 1858 г.

Экспозиция музея освещает две большие темы: "Жизнь и деятельность основоположника космонавтики К.Э. Циолковского" и "Вклад кировчан в освоение космоса". В экспозиции представлен вятский период жизни ученого:

мебель, предметы быта второй половины XIX в., которые могли находиться в домах вятских чиновников;

физические приборы конца XIX в. и которыми мог пользоваться ученый;

прижизненные издания работ К.Э. Циолковского в области аэродинамики, воздухоплавания, авиации, ракетной техники и т.д.;

В экспозиции музея представлены документы, фотографии, отражающие деятельность космонавтов-земляков В.П. Савиных, А.А. Сереброва. Также большой интерес у посетителей вызывают снаряжения космонавтов, бортовая документация, образцы космической пищи, инструменты для работы в условиях невесомости, Центральный пост управления орбитальной станцией «Салют», спускаемый аппарат космического корабля «Союз Т-2» и др.


Приложение №6

Интересные факты

3 ГРУППА - КОСМИЧЕСКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА (учебник на с.151)


Прочитав, ответьте на вопросы и запишите в бортовой журнал:


1.Как называлась наша орбитальная станция?

2.Когда она появилась на орбите Земли?

3.Что и когда с ней случилось?



Приложение №7

Космическая азбука


Космонавтика

от латинского «orbita» - колея, путь.

Космодром

человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Космический корабль

комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей

Космонавт

застеклённое непроницаемое окно на корабле.

Скафандр

индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее

жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Иллюминатор

космический аппарат для полёта человека в космос.

Невесомость

пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время

функционирующий на орбите.

Орбита

отрасль науки для исследования и освоения космического пространства

Орбитальная станция

состояние, при котором отсутствует сила притяжения.



Приложение №8

Советую прочитать

Клушанцев П.В., Отзовитесь, марсиане! М.- 1968 г.

Клушанцев П.В., О чем рассказал телескоп, 1972 г.

Клушанцев П.В., Станция «Луна», 1974 г

Клушанцев П.В., Дом на орбите, 1975 г

Нагибин Ю., Маленькие рассказы о большой судьбе (о Гагарине) 1976 г.

Гагарин Ю.А., Вижу Землю, 1976 г

Нагибин Ю., Рассказы о Гагарине, 1979 г.

Курбатов К., Я хочу в космос, 1980 г

Синицын В., Первый космонавт 1981 г

Голованов Я.К. Дорога на космодром 1982 г

Анатолий Шибанов. Заботы космического архитектора 1982 г

Геннадий Черненко. А всё-таки полетим! 1984 г

В.Горьков, Ю.Авдеев. Космическая азбука 1984 г

В.Севастьянов. В космос 1985 г

А.Леонов. Выхожу в космос 1985 г


Приложение №9

Листок самооценки ………………………

Я умею принимать и сохранять учебную задачу


Я умею планировать, контролировать и оценивать свою деятельность


Я умею работать с информацией


Я умею слушать и слышать товарищей


Я умею чётко и ясно излагать своё мнение


Я умею работать в группе


Я горжусь космическими достижениями своей Родины



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.