12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2196
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе «ОРКСЭ »

Конспект урока 19. Подвиг.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, карточки.

Целевые установки урока:

Предметные результаты: учащийся познакомится со понятиями “подвиг”, “подвижник”, “жертвенность”; научится понимать жертвенное отношение христиан к Богу, человеку, миру; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. “Основы православной культуры”.

Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, ученик овладевает логическими УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; использует знаково-символические средства представления информации (тест), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление поступков героев с нравственными нормами; эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоций; понимать эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Оборудование у учителя: Используемое оборудование: компьютер, проектор, тесты, презентация;

у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев — М: Просвещение, 2012; тетрадь, тесты, листы самоанализа, компьютеры с выходом в Интернет.

Ход урока

1.Оргмомент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Целеполагание.

-На какую тему мы беседовали на прошлом уроке? (Что значит делать добро?)

-Какое слово мы узнали, изучили, разобрали? (Самоотверженность)

-Что такое самоотверженность? (Способность пожертвовать чем-то ради других)

-Какое домашнее задание вы выполняли? (Записать в тетради, от чего и ради чего ты мог бы отказаться). Читаем, как отвечали на этот вопрос.

-А тема сегодняшнего занятия связана со словом самоотверженность. Как мы называем человека, который готов даже своим здоровьем, жизнью пожертвовать ради другого? (герой). А как называется его поступок? (Подвиг) Тема нашего урока – ПОДВИГ.

3. Работа в тетрадях. Записываем тему урока.

-Разбираем слово по составу.

-Какие родственные слова вы знаете? (подвигать, двигать, движение, подвижник)

-Что общего у этих слов? (корень, они от слова двигать)

-Кто или что и куда двигает?

- Сегодня мы поговорим, что значит двигаться, совершая подвиг, и всякое ли движение является подвигом? Как обычно, мы постараемся ответить на 3 вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?

-Для этого нам нужны будут слова, они записаны на доске:

жертва, эгоизм, подвижник, христианин, любовь, жертва Богу, жертвенность

4. Изучение темы.

Вопрос 1. Что такое подвиг? (Самоотверженный поступок ради другого человека)

- Давайте сравним наше мнение с точкой зрения автора учебника. (стр. 62 – 63)

Запись в тетрадях.

Подвиг - это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”. М.Горький

-Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.

-Жертва – там, где что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и сожаления.

-Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

-Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и становишься сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло доставить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.

5.Первичное закрепление знаний. Анализ текста

-Что такое жертва?

-Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда.

-Отдают без понуждения и без сожаления.

-Что такое эгоизм? (Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм»)

Гордость, равнодушие, себялюбие, высокомерие.

-Как вы понимаете, что такое эгоизм? (Привычка считать себя центром всего (ego – я).

-Что противоположно эгоизму? ( Любовь)

Как можно назвать шаг от эгоизма к любви? (Эгоизм, подвиг, любовь)

-Выберите наиболее подходящий синоним к слову «подвиг». (Героизм, жертва, подарок, благородство)

-Подвиг – это движение в сторону чего? (Добро, корысть, гордость, победа).

-Что лежит в основе подвига? (Смелость, эгоизм, любовь, совесть).

-Ради кого могут совершаться подвиги? Ради самого себя. Ради другого человека.

Ради Бога.

5. Работа в группах с текстами. (приложение)

-Кто и какой поступок совершил?

-В чём проявилась самоотверженность?

-Почему этот поступок можно назвать подвигом?

-Что объединяет эти истории?

-Чаще всего подвигом мы называем самоотверженный поступок ради других людей. Множество примеров таких поступков было в годы ВОВ. И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных, друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь, своё здоровье, время, личные интересы, привычки. Но и в мирной жизни есть место подвигам. Об этом сказал М.Горький. Чаще всего – это жертва ради другого человека. Но и отказ от зависти и от привычки иметь самое лучшее, пожертвовать своей гордостью, искренне принять свою неправду, отказаться от эгоистичной закрытости. Такие подвиги люди совершают в обычной жизни. И пусть они не оставляют после себя памяти в веках, но очень важны. Подвиг ради другого человека – это и умение извиниться, признать свои ошибки перед ним.

-А как вы поняли, что такое подвиг для себя?

Подвиг для себя – это работа над собой, своими привычками, своим поведением.

Подвиг м б. жертва ради себя - это укрепление силы воли, стать более сильным и благородным. Учитель показывает карточки со словами, ученики объясняют, в чём может быть подвиг в этой профессии.

Спортсмен - достичь высоких результатов не возможно без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, не “темной стороне Луны”, обязательно присутствует пот и даже кровь.

Учёный - сделать открытие не возможно без механизма кропотливого и плодотворного труда, без самоотдачи и сознательного насилия над собой.

Ученик - чтобы достигнуть высоких знаний по предмету, необходимо каждый день выполнять домашнее задание, слушать учителя, участвовать в уроке, красиво писать, повторять, если пропустил занятия

Христос - это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их.

- А какую жертву принёс Бог ради людей?

- А зачем он это сделал? (ради спасения людей)

- Бог любит нас - людей. И чтобы спасти нас, Бог принял на себя всё, что свойственно человеку. Он воплотился в человеке и был рождён на Земле. Он воплотил в себе всё человеческое: он уставал, нуждался в воздухе, пище, воде, претерпевал унижения и страдания. Иисус Христос ради людей, из-за большой любви к нам принёс себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как надо жить. Иисус сказал: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Жертва Богу - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним.

Люди, которые жертвуют всем ради людей, ради Бога, не заботясь о себе, называются подвижники. Они избирают для себя что-то важное и святое и действуют в жизни только ради своей святыни.

Подвижник - реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.

Высшая степень подвига – это подвижничество духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование; активная позиция противостояния злу.

-Я прочитаю вам строчки из стихотворения Алексея Хомякова. А вы, послушав, скажите мне, какое в нём ключевое слово.

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе.

Высший подвиг в терпении

Любви и мольбе.

Вывод. «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма..», «… это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва»

6.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Задание: Можно ли назвать подвигом или героизмом следующий поступок: (да, нет)

-Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни.

-Вытащить пострадавшего из огня

-Перебежать дорогу перед идущей машиной.

-Отказаться от предложения зло подшутить над одноклассником.

-Признать свою ошибку и извиниться

-Вынести раненого бойца с поля боя.

-Спасти утопающего.

-Вместо прогулки ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой.

-Играть на компьютере в героические игры.

-Написать сочинение о подвиге.

-Съесть 3 добавки картофельного пюре.

-Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, машинах, прицепившись к ним снаружи?

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - это добро. Давайте посадим дерево-Дерево Добра.

На доске плакат с изображением дерева, на нём прорезаны дырочки, вставлены скрепки.

На парте по 2 цветка с надписями: Я готов отказаться от(чего) _________ ради__(кого)_________

- Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это сделали. Запишите свои мысли на цветках.

Дети под музыку обдумывают задание и записывают на цветках. Затем выходят к доске и прикрепляют цветок на дерево. Учитель делает музыку тише и ученик читает то, что написал.

-Посмотрите, как расцвело наше дерево Добра от ваших добрых слов, от ваших искренних желаний. Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви. сделали сегодня на уроке?

8.Домашнее задание:

-Напишите небольшое сочинение: «В жизни всегда есть место подвигу».

Урок окончен. Спаси всех Господь!

                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

Две лепты вдовицы.

Послушайте евангельский рассказ про одну очень бедную вдову.

Однажды перед большим праздником Иисус Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Там было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета. На две лепты можно было купить одну хлебную лепешку. По сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были очень малой суммой. Однако Иисус Христос сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила…»

-Как вы считаете, можно ли поступок вдовы назвать самопожертвованием?

-А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу?

Почему же так судил Господь?

Когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку — то при этом отбираем у себя часть наших благ. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось. То есть, важным является, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Бедная вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего. Почему и оказалась Господу ее жертва более угодной, чем крупные жертвы богатых, — ведь вдова положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.Вот как Господь оценивает нашу благотворительность. Он не смотрит на то, тысяча рублей или одна копейка положены в сокровищницу; а смотрит только, с какой степенью самоотвержения и преданности Ему сделано это. Вдова все, что имела, положила; значит, ее любовь к Богу была сильнее, чем у богача, который положил сотую или тысячную долю того, что имел. Поэтому и Господь оценил ее две лепты дороже всех богатых вкладов. Для Него имеет значение только внутренняя сторона благотворительности, для Него дорого только одному Ему ведомое чувство, которое породило ее, а не внешнее качество жертвы.

 

Карточка 1.

Прошло около двух недель. Был теплый вечер. Валя сидела дома, читала и не заметила, как заснула с книжкой в руках. Проснулась девочка от страшного грохота. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага в войне. Горели казармы 333-го полка. Огненные языки лизали телеграфные столбы, как свечки, пылали деревья. Отец, наспех одевшись, крепко обнял мать, поцеловал Валю и выбежал из комнаты. Уже в дверях крикнул:

- Сейчас же в подвалы!.. Война!..

Он был солдат, и его место было среди бойцов, защитников крепости. Больше Валя уже никогда не видела отца. Он погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. В полдень с группой женщин и детей Валя и ее мать попали в плен. Одна раненая женщина упала на землю, и толстый фельдфебель начал бить ее прикладом винтовки.

— Не бейте ее, она же ранена!— внезапно закричала Валя Зенкина, вырвавшись из рук матери.

Фельдфебель-фашист, скрутив ей руки и показывая рукой на Брестскую крепость. Переводчик перевёл, что он дарит ей жизнь, но за это она пойдёт в крепость и скажет советским солдатам, чтобы они сдавались. Если же нет, то все будут уничтожены...

Фашисты повели девочку к воротам, толкнули в плечи, и Валя оказалась во дворе крепости.

— Прекратить огонь! — закричал командир. Пограничники втащили Валю в подвал. Она долго не могла отвечать на вопросы, только смотрела на бойцов и плакала от волнения и радости. Потом рассказала о матери, о том, как гнали маленьких детей по берегу Муховца, о раненой женщине, которую бил прикладом немец, об ультиматуме фашистов.

— Не сдавайтесь! — молила Валя.— Они убивают, издеваются... И рассказала пограничникам о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам.

Автор: С. БОБРЁНОК, участник обороны Брестской крепости

Карточка 2

Стоял жаркий летний день. В речке купались дети. Маленький Серёжа долго купался на речной отмели, а потом решил вместе со взрослыми ребятами поплавать на глубине. Нырнув с берега, он не смог справиться с течением реки, и его стало относить всё дальше и дальше. Взрослые мальчишки заметили это, но ни один из них не рискнул броситься на спасение, потому что в этом месте река была очень бурная. И только Николай, отбросив все сомнения, побежал по берегу, и , догнав, Сержу, бросился в воду. Долго мальчики боролись с водной стихией. В конце концов, они выбрались на спокойное место. Тогда уже к ним подскочили и остальные ребята и помогли выбраться на берег. Жизнь маленького Серёжи была спасена.

- Как вы оцениваете поступок Николая?

- Что могло бы случиться, если бы Николай не бросился на помощь?

- Подвергал ли он опасности свою жизнь, спасая жизнь Серёжи?

- Как мы можем назвать поступок Николая?

Карточка 3

Леня Анкинович сидел в березнике, когда услышал гул машин. Мальчик понял, что это немцы. Они окружали деревню в которой были партизаны. Не раздумывая, Леня бросился бежать через Сухую балку. Гитлеровцы заметили мальчика. Загремели винтовочные выстрелы, засвистели пули. Обожгло локоть, затем правую ногу. Он смог оторваться от них: до деревни Кашино километра три, не меньше. Добежать он не успеет и поэтому решил сам задержать немцев. Придерживая здоровой рукой простреленный локоть, хромая, Леня бросился к партизанской землянке. Там, недалеко от развалившейся мельницы, был спрятан пулемет. Леня подтащил его к узкому окну... Лихорадочно застучал "максим". Головная машина гитлеровцев остановилась и вспыхнула ярким факелом. Но вскоре немцы опомнились и бросились к землянке. Пулеметная очередь тут же прижала фашистов к земле.

Около часа вел бой десятилетний разведчик Леня Анкинович.- Сдавайся, партизан! - кричали гитлеровцы, когда смолкли выстрелы.- Пионеры не сдаются! - шептал мальчишка и еще крепче сжимал рукоятки пулемета. Неожиданно "максим" замолчал. Кончились патроны. А фашисты подходят все ближе и ближе.- Нет, гады, все равно не пройдете! - крикнул отважный партизан и бросил одну за другой несколько гранат. И вот в руках у Лени Анкиновича последняя граната. Мальчишка выдернул кольцо и выскочил из землянки .Фашисты ринулись навстречу. Они решили, что партизан идет сдаваться. Но тут Леня взмахнул рукой. Раздался оглушительный взрыв... Пионер не погиб. Утром партизаны из бригады Константина Заслонова нашли тяжело раненного мальчика и отправили в партизанский госпиталь. Четыре месяца врачи боролись за жизнь юного героя. И он выжил!

Все, кто воевал в партизанской бригаде, созданной Заслоновым, называли себя «заслоновцами». Самым юным среди них был Лёня Анкинович, Леонид Левонович Анкинович, кавалер ордена Красной Звезды. После войны Леонид Левонович учился в школе, стал работать. Вместе с оршанцами помогал восстанавливать Оршу, город, где началась его боевая деятельность, город, в котором он живёт и сейчас.

( Из книги Морозова В.Н. «Лёня Анкинович»)

Карточка 4.

Котёнок. Лев Толстой

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала: – Нашёл? Нашёл? Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: – Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Карточка 5.

10-летний мальчик из Башкирии спас младших братьев и сестру на пожаре

Вечером жительница Кумертау (Башкирия) оставила своих пятерых малолетних детей одних в квартире и ушла в магазин. За старшего остался 10-летний Семен Давыдов. Около семи часов вечера мальчик решил приготовить яичницу на газовой плите и оставил спички на подоконнике. Его двухлетний братишка незаметно унес оставленный без присмотра короб в детскую комнату, где поджег подушку и спрятался в шкаф. Семен позвал всех на ужин и когда все дети сели за стол, он обнаружил пропажу двухлетнего брата. Ребята пошли его искать и обнаружили пожар в детской комнате. Семен попробовал сам потушить огонь, но безуспешно. Тогда он сказал пятилетней сестре собираться и выводить детей из квартиры, а сам принялся искать спрятавшегося мальчика. Семен нашел брата и после безуспешной попытки справиться с огнем вывел детей из квартиры к соседям. Прибывшие на место вызова пожарные эвакуировали из дома 19 человек, в том числе 9 детей, а затем ликвидировали возгорание.

Карточка 6.

Это был один из обычных солнечных майских дней. Обычное утро, свежий ветер, длинная дорога до Якутска из села. В то утро супруги Александровы возвращались на своей машине в город с дачи. Не спеша, Станислав Парфеньевич ехал за автобусом. Вдруг, в один миг автобус резко отлетел в кювет, а перед ними приземлился искореженный джип. Станислав как опытный водитель успел вовремя затормозить. В клубах дыма и пыли они увидели перевернувшийся джип, который, превратившись в гору металлолома, уже пылал огнем. Оказалось, что водитель джипа на большой скорости вылетел на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с автобусом, после чего перелетел несколько метров, перевернулся и упал прямо перед машиной Александровых. Кладвия Александрова (которая и рассказала эту историю) признается, что в тот момент она просто оцепенела от ужаса, настолько внезапно все произошло. В отличие от своей супруги, Станислав Александров, не раз становившийся свидетелем происшествий на трассе, взял ситуацию в свои руки и, выскочив из машины, ринулся к горящему джипу.

Первым делом мужчина вытащил из салона маленького мальчика, его лицо и руки были в крови. Станислав вытащил ребенка через открытое окно и отдал в руки жены. Клавдия Климовна, будучи по профессии врачом, оказала мальчику первую помощь и вызвала скорую. Ее супруг в это время вновь побежал к горящему джипу. Она попыталась остановить его, поскольку машина уже была вся в огне, но на ее крики муж лишь коротко ответил: «Там человек». Подбежав к джипу, мужчина попытался открыть дверь салона со стороны водителя, но как назло дверь заклинило. Общими усилиями при помощи подручных средств мужчины взломали дверь салона, и вынесли бессознательного водителя наружу. «Пока его оттаскивали от горящей машины, мужчина пришел в себя и начал кричать и звать сына, — рассказывает Клавдия Александрова, — мы положили его рядом с сыном на заднее сиденье иномарки».

Тем временем Станислав побежал вызволять пассажиров автобуса, дверь салона заклинило, и они не могли выйти. Выбив дверь водителя автобуса, мужчина нажал кнопку затвора, и двери салона с трудом открылись. Народ в панике тут же высыпал наружу. «Все кричали, у кого-то были просто ушибы, а кто-то сильно пострадал, сломал руки, сильно покалечился. Но когда мой муж предложил помощь, все отказались. А водитель автобуса так и остался сидеть в салоне, вцепившись в руль – он был в шоке и смотрел в одну точку», — говорит Клавдия Александрова. Только убедившись, что никому не нужна помощь, Станислав Парфеньевич вернулся к жене.

Опубликовано в группе «ОРКСЭ »


Комментарии (1)

Ванчугова Светлана Михайловна, 31.03.19 в 17:30 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за содержательный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.