12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моисейкин Анатолий Викторович138
Моисейкин Анатолий Викторович - учитель информатики, физики. педагог дополнительного образования МБОУ СШ № 37 г. Липецка. Стаж работы - 30 лет. Имею высшую квалификационную категорию по должности учитель. В свободное время бегаю полумарафоны и марафоны.
Россия, Липецкая обл., Липецк


Технологическая карта урока информатики

ФИО учителя: Моисейкин А.В.

Учебный предмет: Информатика

Класс: 9

Тема урока: Составление программы на языке Паскаль

Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок в разделе «Алгоритмизация и программирование»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.


Цель урока


Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных знаний по теме «Алгоритмизация и программирование»

Деятельностная: формирование у обучающихся способностей к рефлексии

Задачи

Обучающие: обобщение знаний обучающихся о классификации циклических алгоритмов.

Развивающие: формирование навыков работы с информационными объектами, интернет сервисами, средой программирования;

Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе, обобщать, делать выводы, составлять программы на языке Python

Воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать, формирование культуры умственного труда, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

Планируемый результат

Предметные умения:

владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;

умение использовать основные управляющие конструкции

Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ

Личностные УУД:

установление обучающимися связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата;

выделение и осознание учащимися того, что усвоено и

что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели, поиск и выделение необходимой

информации;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Организация учебного пространства

Межпредметные связи:

Математика
Физика

Формы работы:

индивидуальная, групповая

Ресурсы:

УМК: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова., Информатика

Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска)

Интерактивные пособия: среда программирования Pascal

Основные

термины, понятия




ХОД УРОКА


Этап урока

Время

Содержание

учебного

процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

этап (1-2мин)

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу


Приветствие, проверка

подготовленности к учебному

занятию, организация

внимания детей


Включаются в

ритм урока


Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Регулятивные:

организация своей

учебной деятельности.

Личностные:

мотивация учения.

Постановка цели.

Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся.

(3мин)

Обеспечение

мотивации учения

детьми, принятие

ими целей урока.


Мотивирует обучающихся,

вместе с ними определяет цель

урока, акцентирует внимание

обучающихся на значимости

темы.

Вы должны убедить себя в том, что:

вы можете справиться с задачами различного уровня сложности;

все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо;

хорошая команда – залог успеха;

интеллектуальная собственность – это товар;

решать задачи повышенной сложности интереснее, чем стандартные.

Записывают дату в

тетрадь,

определяют цель

урока.


Познавательные:

умение осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

умение вступать в

диалог, участвовать в

коллективном

обсуждении вопроса.

Актуализация

Знаний (10 мин)

1.Знание

(определение и

отбор

информации)

2. Понимание

(понимание

предоставленной

информации)



Сегодня наш кабинет информатики превращается в научно-исследовательскую площадку. По роду своей деятельности вы занимаетесь научными разработками, которые принято называть проектами. Для работы вам выделяется грант в размере 10000 руб.(что эквивалентно четырем оценкам «5», 500 руб.= 1 балл). По окончании работы вам предстоит самостоятельно распределить грант между собой (заполнить лист для оценивания). Имея грант, вы можете распоряжаться им по своему усмотрению – обращаться за помощью к ребятам из других групп, к учителю. Но надо помнить каждая подсказка будет стоить 500 руб.

Сейчас, случайным образом, с помощью генератора случайных чисел, вы будете распределены на 3 группы. У каждой группы есть свой план работы

получить допуск к началу работы над проектом;

произвести отладку программы (найти и исправить ошибки)

решить задачи разного уровня сложности.

На интерактивной доске появляются исправленные программы.


Итак 1 испытание успешно завершено, поздравляю вас.

Слушают, запоминают условия деловой игры


















Объединяются в группы


Работают в

группах. Распределяют роли:

Отвечают индивидуально на предложенные им вопросы (приложение 1)

Находят и исправляют ошибки в программах (приложение 2)

Объясняют причины допущенных ошибок.

Оценивают себя и одноклассников.

(задание №1, 2 в

Бланке оценивания)

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой

информации.

Регулятивные:

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности.

Личностные:

оценивание

усваиваемого

материала.

Коммуникативные:

организовать учебное

сотрудничество полученного

результата.

Применение

знаний (15 мин)

3. Применение

(использование

понятий в новых

ситуациях)

Практическая работа

«________»

4. Анализ

(разбивание

информации на

связанные части)

5. Синтез

- Теперь вас ждет коллективный проект (составить программу для задач разного уровня сложности.)

- Решая их, вы сможете привлечь инвестиции в свой проект, а можете поделиться своим грантом.


Наблюдает, направляет


- Оцените вклад каждого

участника группы в

выполнении задания.


Группа выбирает и решает задачу из предложенных учителем (Приложение 3)

Демонстрируют

знания, работают за компьютером в среде программирования Паскаль


Заполняют Бланки оценивания



Познавательные:

поиск и выделение

необходимой

информации.

Регулятивные:

планирование своей

деятельности для

решения поставленной

задачи и контроль


Личностные:

формирование

готовности к

самообразованию.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои

мысли в устной форме;

слушать и понимать

речь других.

Подведение итогов (8 мин)

6. Оценка разработанных программ

Оценивает


Обсуждают решение задачи, дают комментарии

Заполняют Бланк оценивания.


Личностные:

Познавательная

мотивация.

Регулятивные:

самостоятельность.

Познавательные:

выбор эффективного

способа решения.

Контроль

усвоения, обсуждение

допущенных

ошибок и их

коррекция

(3 мин)

Дать

качественную оценку работы

класса и

отдельных

обучаемых.


Выявляет качество и уровень

усвоения знаний.


Обучающиеся

анализируют свою работу, выражают

вслух свои

затруднения и

обсуждают

правильность

выполнения

данного задания.

Личностные:

Формирование позитивной

самооценки.

Регулятивные:

умение

самостоятельно

анализировать

правильность

выполнения действий

Рефлексия

(подведение

итогов)

(5 мин)

Дать

количественную

оценку работы

обучающихся.


Подводит итоги работы групп

и класса в целом.


Обучающиеся распределяют оставшийся грант между участниками группы.

сдают Бланки

оценивания.


Регулятивные:

определяет степень

успешности

выполнения своей

работы.


Приложение 1.

Вопросы по теме

«Программирование на языках высокого уровня»


 Для чего нужно программирование?

Что такое язык программирования?

Что такое система программирования?

В чем состоят основные принципы структурного программирования?

К ак в сложных алгоритмах соединяются базовые структуры?

Что такое транслятор? Что такое трансляция? Назовите два способа трансляции.

В чем различие между компиляцией и интерпретацией.

Назовите стандартные типы данных.

Из каких этапов состоит работа программиста по решению задачи?

Что такое отладка программы? Что называется тестом?

Что обозначает понятие «диалоговый характер программы»?

Что такое подпрограммы?

В виде чего реализуются подпрограммы в языках программирования?

 

Приложение 2

Задача №1

В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их так, чтобы программа работала правильно.

Сформулируйте условие задачи для данной программы


PROGRAM SUMMA;


VAR A : ARRAY[1..N, 1..M] OF INTEGER;

I, J, N, M: REAL;

SUM: INTEGER;


BEGIN

WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);

READLN(N);

WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);

READLN(M);


FOR I:=1 TO N DO

BEGIN

FOR J:=1 TO M DO

BEGIN

WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);

READLN(A[I, J]);

END;


FOR I:=1 TO N DO

BEGIN

FOR J:=1 TO M DO

WRITE(A[ I, J] : 4);

END;


FOR I:=1 TO N DO

BEGIN

FOR J:=1 TO M DO

IF A[I, J] > 0 THEN SUM:=SUM+A[I, J];

END;


WRITE(‘SUM= ’, SUM);

END.

Задача №2

В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их так, чтобы программа работала правильно.

Сформулируйте условие задачи для данной программы

PROGRAM PROIZVEDENIE;


VAR B : ARRAY[1..100, 1..100] OF INTEGER;

I, J, N, M: INTEGER;

PROIZV: INTEGER;


BEGIN

WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);

READLN(N);

WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);

READLN(M);


FOR I:=1 TO N DO

FOR J:=1 TO M DO

BEGIN

WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);

READLN(A[I, J]);

END;

END;


FOR I:=1 TO N DO

BEGIN

FOR J:=1 TO M DO

WRITE(A[ I, J] : 4);

END;


FOR I:=1 TO N DO

BEGIN

FOR J:=1 TO M DO

IF A[I, J] <> 0 THEN PROIZV:=PROIZV*A[I, J];

END;


WRITE(‘PROIZV= ’, SUM);

END.

Ошибки в

Задаче №1

Переменные I, J, N, M должны быть целого типа – INTEGER.

При вводе двумерного массива отсутствует END.

При указании типа двумерного массива неуказаны его границы - VAR A : ARRAY[1..100, 1..100] или другой способ.



Условие задачи:

Составить программу для вычисления суммы положительных значений элементов двумерного массива A[N,M].



---------------------------------------------------------------------------------



Задаче №2

Имя массива должно быть одним и тем же во всей программе.

При вводе двумерного массива отсутствует BEGIN.

При выводе результата неверно указана переменная.



Условие задачи:

Составить программу для вычисления произведения значений элементов двумерного массива B[N,M] отличных от нуля.


Приложение 3

Работа в группах


Группа №1


Задача №1 (+200 евро)

Составить программу разложения данного натурального числа на простые множители (использовать подпрограмму).


Задача №2 (+100 евро)

Имеется массив A из NxN элементов. Сформировать новый массив, «повернув» исходный на 1800.


Задача №3 ( 0 евро )

Дана целочисленная квадратная матрица B[KxK]. Сформировать одномерный массив из элементов матрицы, стоящих над главной диагональю.


Задача №4 (-100 евро)

Вычислить сумму наименьших элементов каждой строки матрицы C[N,M].


Задача №5 ( -200 евро)

Дан массив D[N]. Вывести на экран сначала неотрицательные элемента массива, потом отрицательные.


Группа №2


Задача №1 (+200 евро)

Составить программу для нахождения чисел из интервала [M,N], имеющих наибольшее количество делителей (использовать подпрограмму).


Задача №2 (+100 евро)

Дана матрица A размером 4х5. Вставить после третьего столбца массив B{b1, b2, b3, b4}, а затем после первой строки вставить массив С{с1, с2, с3, с4, с5, с6}. Таким образом получить матрицу размерностью 5х6.

Задача №3 ( 0 евро )

Дана квадратная матрица D[NxM]. Найти максимальные значения элементов, расположенных на главной и побочной диагоналях и выяснить какой из них больше.


Задача №4 (-100 евро)

Дана квадратная матрица E[NxN]. Подсчитать количество четных элементов в данной матрице.


Задача №5 ( -200 евро)

Дан массив F[NxM]. Составьте программу вычисления произведения тех значений элементов двумерного массива, которые, меньше 15.


Группа №3


Задача №1 (+200 евро)

Дано натуральное число N . Найти все меньшие N числа Мерсена. (Простое число называется числом Меросена, если оно может быть представлено в виде 2p – 1, где Pтоже простое число.) (использовать подпрограмму)


Задача №2 (+100 евро)

В матрице A[NxN] поменять местами элементы симметрично относительно главной диагонали.


Задача №3 ( 0 евро )

Дана матрица B[N,M]. Сформировать одномерный массив из минимальных элементов каждой строки матрицы. Найти сумму элементов одномерного массива.


Задача №4 (-100 евро)

Дана целочисленная квадратная матрица C[N,N]. Найти элементы кратные K.



Задача №5 ( -200 евро)

Дан массив D[N,M]. Определить, имеется ли в двумерном массиве значения элементов равные B.



Дополнительное Задание

(Группа №1)

Файл находится в Паскале под именем PROGRAM1.PAS


Дана программа.

Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.

Вычислите значение Х при А=3,5 и В=4.

Сформулируйте условие задачи для данной программы.


program zadacha;

var x,a,b: real

begin

readln (a,x);

if a<b then x=exp(b*ln(a)) else x=a*b;

writeln(y);

end


РЕШЕНИЕ:


1) Ошибки:

2) Х=

3) Условие задачи:


Дополнительное Задание

(Группа №2)

Файл находится в Паскале под именем PROGRAM2.PAS


Дана программа.

Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.

Вычислите значение Х при А=3,5 .

Сформулируйте условие задачи для данной программы.


program zadacha;

var x,a: real

begin

readln (a);

if a>=0 then x=sqrt(a) else x=sqr(a);

writeln(y);

end



РЕШЕНИЕ:


1) Ошибки:



2) Х=


3) Условие задачи:



Дополнительное Задание

(Группа №3)

Файл находится в Паскале под именем PROGRAM3.PAS


Дана программа.

Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.

Вычислите значение Х при А=-16 и B = -2.

Сформулируйте условие задачи для данной программы.


program zadacha;

var x,a,b: real

begin

readln (a,b);

if (a>0) and (b>0) then x= sqrt(a) *sqrt(b) else x=exp(b*ln(abs(a)));

writeln(y);

end



РЕШЕНИЕ:


1) Ошибки:


2) Х=


3) Условие задачи:





Ответы к заданиям

Группа №1

Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».

2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».

3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».

4. В конце программы ставится « . ».


2) Х= 150,0625 ( 1.5006250000Е+02 )


Условие задачи:

Даны два действительных числа A и B. Если A > B вычислите X по формуле X=AB иначе X=A*B.

--------------------------------------------------------------------


Группа №2

Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».

2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».

3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».

4. В конце программы ставится « . ».


2) Х= 1б8708286934(1.8708286934Е+00)


Условие задачи:

Дt1588018053ab.gif ано действительное число A. Если A > =0 вычислите X по формуле X=√A иначе X=A2.

Группа №3

Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».

2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».

3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».

4. В конце программы ставится « . ».


2) Х= 0,00390625 ( 3.9062500000E –03 )


Условие задачи:

Дt1588018053ab.gift1588018053ab.gif аны действительные числа A и B. Если A > 0 и B > 0 вычислите X по формуле X= √A *B иначе X= AB.










Бланк оценивания (индивидуальный)


Фамилия члена группы ______________________________



Первоначальный грант

Остаток после 1 этапа

Остаток после 2 этапа

Остаток после 3 этапа

Итого:

1








2








3








Мое отношение к уроку








Оценочный лист учащихся 9 класса (1 группа)


п/п

Фамилия, Имя

гр

Вопросы

Найди ошибку

Проект

Дополнительные задания

Итого

1









2









3









4

















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.