12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Довгаль Елена Евгеньевна48
учитель истории
Россия, Донецкая Народная Респ., Донецк, Донецкая Народная Республика

Урок 10


17.11.2017

Тема:

Владимир Великий

Цель:

Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.

Воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимание роли личности в истории.

Развивать умение делать выводы, анализировать изучаемый материал.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Оборудование:

Презентация, карта, раздаточный материал (тексты документов)

Ход урока

I.

Организационный момент.

II.

Проверка домашнего задания.

1.

Ученики на основании правильных ответов заполняют родословное древо, которое висит на доске (прикрепляют заранее подготовленные портреты исторических личностей)


1. Его призвали новгородцы, порядок навести в земле словенской, сей князь делами неприметный, стал основателем династии навечно.

2. Сел княжить первым в Киев он, и покорил Царьград потом, вез из полюдья в Киев он товары, и «Вещим» прозван был не даром,

3. Ходил в поход он на Царьград, да только сам тому не рад, сожжен был «греческим огнем», древлянами был уничтожен он.

4. Хитра княгиня оказалась, большую дань взять отказалась, потребовав с древлян лишь голубей, она смогла их воле подчинить своей.

5. Он смел был и умен без меры, он покорил и вятичей и меря, «Иду на вы» Он обращался к недругу всегда, при имени его Царьград дрожал тогда.

6. Он начал с наведения порядка на Руси, железною рукой громил болгар, поляков, отправил он из Киева варягов и веру новую народ свой обратил.

III.

Актуализация знаний.


Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?

На какую силу опирались князья?

В чём были сильные и слабые стороны наёмного войска?

Как Владимир решал вопрос о варягах-наёмниках? Почему это было важным государственным делом?

IV.

Сообщение темы, цели и задач урока.


Тема нашего урока «Правление князя Владимира. Принятие христианства», а чтобы нам приблизиться к этой личности нам надо окунуться в эпоху того времени. В этом нам поможет песня «Святая Русь» под музыку Молитва Пресвятой Богородице - Хор братии Валаамского

V.

Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.


План изучения нового материала.

Начало правления князя Владимира.

Причины принятия христианства.

Крещение Руси.

Значение принятия христианства

У вас на парте лежит летописный список, на котором записаны вопросы. Эти вопросы мы будем обсуждать в течение урока. И так зачитайте первый вопрос (приложение 1)

- Чем бы вы хотели заниматься на уроке, какие задачи вы ставите перед собой? (ответы детей)

Давайте, посмотрим на план урока (слайд 6)

VII.

Изучение нового материала.

1.

Объяснение нового материала


Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Кре­щением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в воен­ных походах вдали от столицы), Олега - в Овруче, а младшего, Владимира - в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку - Свенельда, а Владимиру - его дядю, Добрыню. В точности неизвестно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдо­подобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных кня­зей.

2.

Запись в тетради


Ярополк

Олег

Владимир

Княжил в Киеве и опирался на варягов- наёмников.

Правил в Древлянской земле и опирался на дружину из кре стьян

Правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников


3.

Работа с картой " Киевская Русь в IX—XII вв.".


Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. В результате этих по­ходов сложилась огромная территория Киевского государства.

VIII.

Закрепление изученного материала.

1.

Работа с текстом параграфа (§ 6, страница 49-50).


Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, проведённых Владимиром для укреп­ления южных границ Руси.

Учащиеся называют эти меры:

-создание мощной системы крепостей на южной границе;

создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

строительство сигнальных башен.

Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам:

К обороне страны было привлечено всё население, а не только жители приграничных об­ластей, происходит общегосударственное укрепление границ;

Оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государ­ства, создаются крепости на юге, куда переселяются жителей с севера для несения сторо­жевой службы;

Благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск печенегов был приостановлен.

2.

Причины принятия христианства. Работа с картой.


- Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

Учащиеся показывают и называют:

Хазарский каганат, Византию,

Волжскую Булгарию, Польшу,

племена балтов, финно-угоров.

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:

- хазары-иудаизм, волжские булгары - ислам, Византия -православие, Польша-католичество.

Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угоров были язычниками.

3.

Записать в тетрадь


Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых дей­ствий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Язычество-идолопоклонство, вообще- религия, основанная на поклонении многим богам.

Причины принятия христианства на Руси:

Объединить и покорить восточнославянские племена можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).

Необходимость усиления княжеской власти.

Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.

Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обосно­вания.

Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления католицизм, православие, протестантизм. Общий при­знак, объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

4.

Рассказ учителя о принятии христианства Русью


Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка -св. Ольга (945-969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам •летописца, мнози беша (были) варязи христиане {Повесть временных лет; далее - ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков - Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них - Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически "некрещеного" государства, весьма покровительствовал христианам: Христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.

В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарек­ли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк. В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий - у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно) (запись на доске). Этим идолам приносились даже чело­веческие жертвы.

Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произ­вел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг он отправляет в Константинополь деся­ток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в "Повести временных лет". Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: "Ели бы вера во Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрей­шая из людей".

В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: "Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам". Жребий пал на юного Ивана, сына одного варя­га-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: "Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву". Федор же отвечал: "Ваши боги - истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам". Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: "Дай сына своего богам!". Он отвечал: "Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?". Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Ви­зантия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился вы­полнить их решающее условие - принять христианство. Решив поторопить "забывчивых" братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Кон­стантинополя.

Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Кон­стантинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием хри­стианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

5.

Записать в тетрадь


Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

988 год - крещение Владимира I.

6.

Работа с документом "Повесть временных лет" о крещении Руси. На основе документов учащиеся анализируют процесс крещения Руси.


"Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обма­нывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к 'Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к бере­гу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на от­мель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молит­вы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол гово­рил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками: не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христиан­ские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дья­вола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых и иллюстрациями: М. Макарова "Свержение идолов языческих богов в Киеве" В. М. Васнецов "Крещение киевлян в водах Днепра".

7.

Рассказа учителя


Важно отметить, как распространялось христианство. Распространение
христианства не было мирным процессом. Единобожие вводились "огнём и мечом"
(например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере постепенного распространения христианства появляются и служители новой веры - это духовенство: священники, епископы. Архиепископ - старший епископ. Митро­полит - одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинён только патриар­ху из Константинополя.

Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии - Киевская, Новгородская, Белогородская. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев.В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве-Деся­тинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове - храм Спаса, Новгороде - Софийский со­бор.


IX.

Объяснение домашнего задания.


6, ответить на вопросы. Подготовить сообщение по теме "Владимир Крас­ное Солнышко".

X.

Оценивание учащихся.

XI.

Рефлексия учебной деятельности.


- В чём значение принятия христианства на Руси?

Почему князь Владимир изменился, став христианином?

Почему была выбрана православная вера?






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.