12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротких Светлана Николаевна4692
Член Российской Ассоциации ТРИЗ. Преподаватель специальных дисциплин по профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ". Преподаватель групп профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Станочник деревообрабатывающих станков".
Россия, Красноярский край, Красноярск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Конкурсная работа на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку конспекта урока с раздаточным материалом 

Автор Коротких Светлана Николаевна 

Красноярский край, г. Красноярск, КГБПОУ Красноярский техникум промышленного сервиса, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей высшей квалификационной категории, член Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ (РА ТРИЗ). 

Конспект урока теоретического обучения

по учебной дисциплине Материаловедение

по профессии «Станочник деревообрабатывающих станков» 

Тема урока «Виды стекла»

Тип урока: урок новых знаний

Цель: расширить знания о видах стекла и стеклопродукции, используя метод фокальных объектов.

Задачи:

Образовательные

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов на основе алгоритма и таблицы примеров применения метода фокальных объектов.

Развивающие

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта и знаний различных жизненных ситуаций и явлений;

- формировать умение смотреть на вещи с разных сторон;

- развивать  интерес к  открытию нового, к изобретательству;

- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательные

- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса и творческого отношения  к избранной профессии; 

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

-обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой дисциплине;

- способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, умению    работать в группах;

- побуждение интереса к истории родного края.

Межпредметные связи:

  1. Эстетика - «Декоративно-прикладное творчество»
  2. Химия «Производство, состав стекла»
  3. Литература - «Устное народное творчество»

Форма проведения: работа в группах.

Методы обучения:  репродуктивный, метод фокальных объектов.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  1. Знаковые таблицы:
  1. Дидактические материалы головоломки (задание на преодоление инерции мышления)
  2. Таблица  примеров применения метода фокальных объектов
  3. Дидактическое обеспечение:

Раздаточный материал:

  1. Задания-головоломки для групп.
  2. Карточки для обучающихся с алгоритмом МФО.
  3. Банк случайных объектов для групп.
  4. Наградные знаки с символами для всех обучающихся.

3) Материально-техническое оснащение:

1. Образцы различных видов стекла

2. Дизайн-листы.

3. Мяч.

Ход урока

Структура урока
1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы    на уроке.

4. Актуализация знаний.

5. Формирование новых знаний.
6. Деловая игра с применением метода фокальных объектов.
7. Защита результатов работы в группах.

8. Подведение итогов

9. Выдача домашнего задания

1. Организационный момент (1 мин).

- Приветствие.

- Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока (3 мин)

   Сегодня у нас урок по теме «Виды стекла».

ТТема эта очень важна в предстоящей профессиональной деятельности, т.к. в современном строительстве для применения стекла практически уже нет никаких ограничений, на сегодняшний день в мире существует огромное многообразие стекломатериалов, предназначенных для разных функций. (Преподаватель показывает на образцы различных видов стекла).

Цель: расширить знания о видах стекла и стеклопродукции, используя метод фокальных объектов.

  1. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы    на уроке (1 мин).

Урок предполагает работу в группах, поэтому вы разделены на 2 рабочие группы.

В течение урока будет оцениваться коллективная и индивидуальная работа.  На доске вы видите ведомость оценки работы групп, это нам потребуется при подведении итогов.

Ведомость оценки деятельности групп:

№ п/п

ФИО

Разминка

Работа в группах

Защита

Сплоченность группы

Индивид активность

Оценка

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

          4. Актуализация знаний по теме (5 мин)

Разминка (задание на преодоление инерции мышления). Приложение 1


Приложение 1DOCX / 95.28 Кб
  Начнем урок с разгадывания головоломки. Каждая группа получает задание на тему «Стекло г  глазами людей разных профессий». В комплект задания входит карта-основа, в которой вы     видите таблицу с картинками, изображающими видение стекла людьми разных профессий и    маленькие карточки, на одной стороне которых указаны названия профессий, а на другой-        буквы. Накладывая на картинку, изображенную на таблице- основе, карточку с правильным  о ответом, буквой кверху, у вас получится часть старинной пословицы о стекле.                        Каждая группа собирает свою часть пословицы, в результате – на доске по мере ответов        рупп записывается пословица полностью. (Где оконенки брюшины – тут и жители кручинны; где оконницы стеклянны  –тут и жители ветляны.)     

   Ветляны–значит веселы, приветливы (комментарий преподавателя)

РРаботая над головоломкой, вы поняли, что практически во всех сферах профессиональной деятельности используется стекло. Чтобы работать с этим материалом необходимо уметь правильно выбирать стекло, зная и учитывая его свойства. Поэтому прежде, чем приступить к работе с этим материалом, необходимо знать его свойства.

            5.Формирование новых знаний (8 мин)

- Сообщение преподавателя:

Существует ли монополия на творчество? Творить и изобретать может любой или только особенный, одаренный человек, награждённый талантом? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока родится второй Ломоносов, Лодыгин, Ползунов или изобретательству можно научиться?

Чтобы ответить, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомимся с методом фокальных объектов.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е гг. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.

- Работа с таблицами примеров применения метода фокальных объектов (Приложение 2), выдаются в группы в специально подготовленных альбомах.

-Работа с алгоритмом применения метода фокальных объектов (алгоритм записан на доске, обучающимся выдаются карточки- заготовки и вклеиваются в тетрадь. Комментарии преподавателя)

Алгоритм применения МФО

1. Выбор объекта и цели усовершенствования.

2. Выбор 3-4 случайных объектов (наугад).

3. Составление характерных признаков случайных объектов.

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.     


Приложение 2DOCX / 97.26 Кб

 

  Физ.пауза: (4 мин)

 

Игру проводит физорг группы. Обучающиеся встают в круг, ведущий поочередно бросает мяч каждому с формулировкой вопроса. В ответ –обучающийся бросает мяч ведущему, при этом называет ответ.

Вопросы:

1. Верно ли, что переплавить битое стекло на новые изделия на 40% дешевле, чем произвести новое стекло из первичного сырья.   (Да)

2. Из чего делают стекло? (Стекло состоит из кварцевого песка примерно на 70%, а также в состав входит сода и известь).

3. Загадка: Холод терпит, а палку нет (стекло).

4. Как долго разлагается стекло?  (1 миллион лет)

5. Возраст стеклоделия? (6 тыс. лет).

6. Загадка: Что зимой дома мерзнет, а на улице нет? (стекло).

7. Скорость движения трещины в стекле7 (5000 км/ч).

8. Загадка: Зимнее стекло весною потекло (лед).

9. Почему коричневое стекло наиболее часто используется при производстве тары для продуктов питания? (так как оно защищает содержимое от воздействия ультрафиолета, что помогает предотвратить порчу продуктов).

10. Загадка: Дом-стеклянный пузырек, а живет в нем огонек (лампочка).

11. Загадка: Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лед).

12. Какой метод мы сегодня изучаем на уроке? (метод фокальных объектов).

6. Деловая игра с применением метода фокальных объектов (10 мин)

Переходим к следующему этапу - деловой игре. Прежде чем вы узнаете условия игры - послушайте историческую справку.

Историческая справка:

На огромных просторах Енисейской губернии уже в первые десятилетия ее становления ведется разработка богатейших золотоносных россыпей, осваиваются месторождения медной руды, развивается солеваренная промышленность. Вскоре было освоено стекольное производство. 
Исходным документом создания этого предприятия является прошение Анны Коноваловой от 15 мая 1823 года на имя генерал-губернатора Восточной Сибири о разрешении ей основать стеклоделательный завод в 45 верстах от Красноярска на левом берегу Качи.
И вот в Табеле о состоянии селений и деревень Заледеевской волости на 1825 год появляется упоминание о стеклоделательном заводе Коноваловой, расположенном в 20 верстах от Заледеево, как об отдельном населенном пункте. На казенной земле в Заледеевской волости Красноярского округа появились постройки: двухэтажный флигель, где проживала хозяйка предприятия, деревянная изба и горница для чернорабочих, сарай и баня. В производственном здании были построены мастерская, а также закальная, дровосушильная и разводная печи. 
Завод, или стеклянная фабрика, как его называли первое время, был расположен в полутора верстах от Московского тракта. Основу стекольного производства составляла печь, сложенная из огнеупорного кирпича, она имела внутри жаропрочные горшки, в которые засыпалось сырье — шихта, под горшками почти непрерывно горел огонь, превращая шихту в огненную массу. Когда расплавленная масса — жидкое стекло становилось готовым к производству, начинался процесс изготовления изделий. 

Задание для групп:

Возникла идея возродить былую историческую славу города и объявили конкурс на варианты по улучшению выпускаемой стекольной продукции. Вам предлагается принять участие в этом конкурсе. На дизайн-листах представьте свои идеи новых видов стекла, полученные методом фокальных объектов. В случае сложности выбора собственных случайных объектов, можете воспользоваться банком случайных объектов. Приложение 5

Форма таблицы для представления работы в группах выполняются на дизайн-листах-Приложение 3


Приложение 3DOCX / 39.69 Кб

 

№п/п

Случайные объекты

Свойства объекта

Результат

1

 

 

 

2

 

 

 


Приложение 5DOCX / 12.06 Кб

 

 

/data/files/c1706518066.docx (Приложение 5)7. Защита результатов работы в группах (10 мин)

 

К доске приглашается представитель группы для защиты вариантов. На доске представляют свои разработанные идеи. По мере ответов задаются вопросы преподавателем и конкурирующей группой.

8. Подведение итогов(2 мин)

Ну, вот и подходит к концу урок. Что нового вы сегодня узнали? Будет ли вам это полезно? Например, в каких случаях?

Выставление оценок.

Награждение за работу отличительными знаками. Приложение 4


Приложение 4DOCX / 98.83 Кб

 

9.Выдача домашнего задания (1 мин)

 

Группам выполнить в электронном варианте применение метода фокальных объектов (в форме таблицы, с картинками)

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.