12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения24

История Средних веков, 6 класс

Тема урока: «В рыцарском замке»

Цель: знакомство с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями, моральными ценностями, нормами и установками феодалов.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов;

- познакомить учащихся с особым сословием феодалов – рыцарей;

- дать представление о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках.

Развивающие:

- продолжить работу по развитию навыков целеполагания, самостоятельной организации учебного действия в группе;

- продолжить работу по формулированию своей точки зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; обобщать результаты работы в комплексной характеристике феодала.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры делового общения;

- формировать этические нормы и ценности через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство»;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование:

мультимедийная презентация, раздаточный материал.


Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в классе присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь друг другу! Мне! Начинаем урок!


Мотивационно-целевой этап

Разгадайте кроссворд по теме прошлого урока и приготовьтесь назвать мне ключевое слово (ключевое слово – рыцарь)


Когда-то, в Средние века,
Повсюду жили рыцари 
И жизнь была их нелегка 
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами. 
Играли рыцари судьбой 
И на турниры ехали. 

Но вот уж много лет назад 
Не стало их на свете. 
Но так лишь только говорят,  
Я не согласна с этим.


Рыцари оценивали поведение друг друга по правилам рыцарской чести.

Каковы были законы рыцарской чести и в чем их смысл? Ответ на эти вопрос мы должны найти к концу урока.


Актуализация знаний учащихся, формулирование проблемы, постановка целей урока.

Посмотрите на экран. На экране представлены изображения средневековых замков. Что интересного вы заметили? Каковы особенности этих сооружений? (Замок часто возводился на холме или высокой скале, его окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера).

Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, где и как жили рыцари, кто мог стать рыцарем).

Сформулируйте тему урока. (В рыцарском замке) – запись темы в тетрадь.

(Знакомство с планом урока)


План урока

1. Жизнь и быт рыцарей-феодалов:

а) замок феодала;

б) снаряжение рыцаря;

в) воспитание рыцаря;

г) развлечения рыцарей.

2. «Позор и срам мне страшны – не кончина»


Формулирование проблемных вопросов урока. Почему средневековые строители делали замки неприступными? Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?





Ход урока:

Замок феодала.

С VIII века, сначала для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе строились замки. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо был преодолеть   много  препятствий.   Враги   должны были  засыпать  ров,   по   открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Закрепление: Вопрос классу: Какие функции выполнял рыцарский замок?

Вызывается 1 человек, который на слайде покажет части рыцарского замка.



t1666528951aa.jpg

1 – подъемный мост; 2 – ворота; 3 – двор;

4- крепостная стена; 5 – башни; 8 – подземный ход;

7 – церковь; 6 - жилище феодала; 9 - донжон



Снаряжение рыцаря.

Обратите внимание на иллюстрацию «Рыцарь XI-XIII веков» и прочитайте внимательно пункт2 параграфа на стр. 96 учебника.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало - металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших.

Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?

Какие новые слова вы отметили? (палица, кольчуга, латы, забрало). Выпишите их в тетрадь.

Закрепление: Задание классу: Вызывается 1 человек, покажет элементы снаряжения рыцаря.



Воспитание рыцаря.

Легко ли было стать рыцарем? Нужно ли было для этого учиться и чему? Почему рыцарем мог быть только богатый человек? - на эти вопросы мы услышим ответы из сообщения вашего одноклассника.

(Доклад о воспитании рыцаря)

Закрепление: Задание: отметьте верные и неверные утверждения.



Развлечения рыцарей.

Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

Война была профессией рыцаря. Установление мира казалось им обременительным. Война воспринималась не только, как развлечение, но и как источник доходов.

Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.


Закрепление: Вопрос классу: Какие цели, кроме развлечения преследовались рыцарями на турнире?



«Позор и срам мне страшны – не кончина».

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)


Феодалы создали своеобразный кодекс рыцарской чести.

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Закрепление: Работа с источником. «Песнь о Роланде»

Не дай господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родной.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы. 


Вопрос классу: Что герой ценит выше своей жизни? В чем он видит позор и бесчестие? Актуально ли это в наше время?



Подведение итогов урока


Почему средневековые строители делали замки неприступными?

Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов?

Каково было понимание рыцарской чести?

Рефлексия

Что нового узнали на уроке? С какими новыми терминами познакомились? Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Какие выводы сделали?

Выставление оценок за урок.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.