12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Венера1122
Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
9

Вербально – коммуникативная депривация, как нарастающий вызов речевому развитию детей раннего возраста.





t1638878060aa.pngТермин «депривация» (от латинского deprivatio, лишение), достаточно широко используется в разных сферах: психологии, педагогике, медицине. Он означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека в течении длительного времени. И носит негативный характер. Вербально – коммуникативная депривация – системная недостаточность прямого вербального общения, как между людьми в целом, так и между родителями и детьми.

Международная ассоциация дефектологов, за последнее десятилетие, отмечает стабильный и системный рост запаздывания речевого развития детей. Особенно тревожными, выглядят показатели речевого запаздывания детей раннего и младшего возраста. И это, в первую очередь, характерно для развитых стран, где состояние медицины и образования, казалось бы, должно приводить к обратному результату. Системные исследования причин запаздывания речевого развития, показали, что происходит перетекание количественных показателей, от традиционных патологий органического и физиологического характера, к психосоматическим и социальным факторам. В последние пять лет, в мировой дефектологии, как основная причина запаздывания речевого развития детей раннего возраста, вышел на первое место и уверенно прогрессирует, фактор вербально-коммуникативной депривации.

Прогресс технических средств коммуникации и агрессивная мода на них, оказывает негативное воздействие на речевое развитие детей всех возрастов. И критическое, на детей раннего возраста. Часто, даже рядом сидящие люди, общаются посредством гаджетов. Все больше времени в семьях проводят, уткнувшись каждый в свой экран. Теперь детей-маугли растят городские джунгли. Виртуальный «госпитализм» - всего лишь вариация реального «госпитализма», описанная психологом Р.А.Шпицем. Это – проблема о которой нужно не говорить, а кричать!

В последнее десятилетие, в мировой дефектологии, нижний возрастной порог коррекционной работы постоянно снижается. Все больше ведущих ученых и практиков приходят к выводу, что наибольший эффект в коррекции развития, достигается в раннем и младшем возрасте. Это касается и нарушений речевого развития. Учитывая, что речь является вершиной пирамиды раннего развития ребенка, именно этот возраст является наиболее сензитивным для коррекции. Все чаще, проводя скрининговое обследование детей раннего возраста, я прихожу к выводам, что причины речевых проблем кроются не столько в самом ребенке, сколько в его окружении. И это явление носит системный характер. В мировой дефектологии появился даже специальный термин «речевое окружение». Все большее количество родителей не умеют полноценно вербально коммуницировать с детьми. Особенно детьми раннего возраста. Не понимают значимости и жизненной необходимости этого процесса.

Развитие технических средств коммуникации остановить невозможно, пытаться системно дозировать – глупо, а значит, фактор вербально-коммуникативной депривации будет только нарастать. Современной педагогике нужно выработать стратегию и тактику противодействия этой угрозе и вооружить педагогов эффективным инструментарием.

Как дефектолог-практик с многолетним стажем, хотела бы поделиться некоторыми приемами и соображениями по решению этой проблемы, показавшими практическую эффективность:

1. Смещаем акценты: стратегически важно понять самому и аргументированно убедить родителей, что коррекционно-развивающий процесс теперь будет направлен не только на самого ребенка, но и на его речевое окружение. А для этого – вам придется обучать родителей. В прямом смысле. Не просто консультировать, а давать уроки и домашние задания. И требовать их выполнения. Делая это системно, вы вскоре обнаружите, что занятия с родителями не менее эффективны для коррекции ребенка, чем занятия с самим воспитанником. Ведь вы проводите с ним 30 – 40 минут в день. А родители – более 12 часов. Для этого:

На родительском собрании (групповой консультации, мастер-классе и т.п.), доведите до родителей актуальность и прогрессирующий характер проблемы. Объясните невозможность эффективной коррекции без изменения качества речевого окружения ребенка. Разъясните, что сложившаяся ситуация – не результат каких-то личных недостатков каждого родителя, а системное социальное заболевание общества. Избавляться от которого не зазорно и весьма полезно. В том числе, и для них самих.

Разработайте алгоритм личного и дистанционного обучения и взаимодействия с родителями. Создайте свой сайт, страничку, блог, группу в WhatsApp, соцсетях. Это позволит вам и охватывать всех и работать выборочно, по конкретным проблемам и семьям. Еще, это поможет дисциплинировать родителей в выполнении ваших заданий. Прибегайте к педагогическим мерам. Естественно, в закрытых рамках сообщества или блога. Не упускайте возможности проводить групповые консультации по проблемам, выявленным дистанционным взаимодействием.

Создайте библиотеку «Родительских знаний», скомпилировав актуальный контент. Объем которой будут пополнять родители, на отдельном или на вашем ресурсе. Назначьте «библиотекаря» (из родителей), наделив его правами администрирования. Создайте мотивационную шкалу: «рейтинг», «баллы», «статус», символические подарки и «награды». Удивитесь активности, как пользователей, так и «статьи приносящих».

2. Учимся учить родителей: для действительно системной и эффективной работы, необходимо разработать стратегию, программу и план обучения. В любом, удобном для вас формате. И довести их до сведения родителей. Для этого:

Проводим анализ своего времени и понимаем, сколько мы можем потратить на обучение родителей. Следует понимать, что проблематика вербальной деривации – только часть вопросов взаимодействия.

Исходя из результатов анализа, разрабатываем стратегию: я – только организую и направляю процесс; я - руковожу процессом; я – непосредственно участвую в процессе. Работу выстраиваем, только исходя из реальных временных рамок. Иначе – это так и останется «маниловщиной».

Изучаем контингент родителей и определяем заинтересованных и активно участвующих в развитии ребятишек. Формируем из них «инициативную группу». Где, каждому определяем общие задачи, конкретные направления и поручения. Именно они будут вашими «глазами, ушами и руками». Почти всегда, родители не проявляют активности – только потому, что нет мотивации, понятных целей и способов их достижения, и четкой организации процесса.

Очень (ОЧЕНЬ!) много думаем, изучаем, советуемся, как сделать процесс увлекательным и интересным для самих родителей. В этом – 90% успеха. Самым скучным и бесполезным в нем – должна быть, вот эта, моя статья.

Заинтересовываем родителей. Создавая собственную систему ценностей в сообществе. Тут, все от вашей фантазии: «рейтинг», «звания», «ордена, медали», грамоты. Выражение – не важно. Заботимся только об объективности. Очень внимательно заботимся!

Весьма пристально следим (хотя бы периодически), за работой каждого родителя. И даем понять, что следим. Не стесняемся, ни на «пряники», ни на «кнут».

3. Собственно, о содержательной стороне обучения родителей и организации совместной коррекционно-развивающей деятельности (педагог, воспитанник, родитель), в формате статьи, говорить не имеет смысла. Это можно отразить только в весьма увесистом фолианте. Из личного:

Широкое изучение и применение народных приемов и традиций. Уже через месяц, ваши родители должны знать, чем отличаются пестушки от потешек и прибаутки от небылиц. И уметь их применять.

Каждый родитель должен запомнить аксиому: с момента рождения и до 2 лет, все действия родителя и ребенка, в любом виде деятельности – проговариваются.

Для ребенка – разница в сказках, в исполнении родителей и в любом другом варианте, имеет ту же разницу, что настоящий фрукт и восковая подделка.

Родитель должен быть готов, в любой момент, создать и развить игровую ситуацию, в «пустой комнате».

Придумывайте и развивайте соревновательность в практических играх для родителей (WhatsApp, сообщества): «Вырази эмоцию словами», «Опиши картинку минимумом слов», «Придумай максимум синонимов», «Разрули» ситуацию» и т.п.

Отслеживайте и смело применяйте новые подходы для совместной деятельности. Хорошие результаты дают: нарративные методы, образовательный геокешинг, кататимно-имагинативная сказкотерапия и многое другое.

Более подробно, вы можете об этом узнать на моем сайте: https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite

На чем хотелось бы акцентировать внимание: задачи статьи – не дать готовый практический продукт (в заявленной проблематике, это нереально). Задача – акцентировать внимание на серьезной и нарастающей проблеме. И выработать понимание, что образовательная и коррекционно-развивающая работа, от дуэта «педагог – воспитанник», все больше будет смещаться к трио «педагог – воспитанник – родитель».

И последнее: не стоит забывать, что педагоги – тоже родители, и продукт современного общества. Нам свойственны все те же «заболевания». Помните об этом. Непосредственный вербальный контакт – самое верное и проверенное средство развития ребенка, установления близости, укрепления прочности родственных уз. Удачи вам, в профессии и личной жизни!



Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (5)

Куликова Ирина Геннадьевна, 07.12.21 в 17:45 3Ответить Пожаловаться
"Системное социальное заболевание общества", "даже рядом сидящие люди общаются посредством гаджетов", "проблема о которой нужно не говорить, а кричать!". Правильная статья, сложная проблема поднята, беда налицо
Павленко Венера, 07.12.21 в 19:18 2Ответить Пожаловаться
И главная суть беды - разобщение. Даже двое рядом - просто рядом два одиночества.
Куликова Ирина Геннадьевна, 08.12.21 в 18:47 1Ответить Пожаловаться
В ответ Павленко Венера
Искусственный интеллект упомянут в связи с хранением огромного количества наших данных на облаках - хранилищах, позволяющих не просто вычислять наши увлечения, но выстраивать, домысливать наши предполагаемые действия, нашу самость. А там - до управления недалеко
Куликова Ирина Геннадьевна, 08.12.21 в 09:10 1Ответить Пожаловаться
Гораздо больше, чем разобщение. Смотрела передачу Гордона, разбирали много жутчайших примеров, даже упоминали "третью мировую". Основная мысль - сейчас все говорят об удобстве использования гаджетов, но никто не озвучивает оборотную сторону. А там, и они это доказали, речь о нашем вырождении и полном подчинении искусственному интеллекту. И это уже полным ходом, вплоть до того, что Гордон ставит вопрос - можно ли что то еще сделать. Перый канал, 6.12 "Док ток"

Отредактировано 08-12-2021 09:11

Павленко Венера, 08.12.21 в 12:36 1Ответить Пожаловаться
В ответ Куликова Ирина Геннадьевна
Так я именно об этом: divide et impera. Калькулятор, отучил считать в уме (а это - "гимнастика" для мозга); текстовые редакторы, отучили грамотно писать (и писать вообще); всякие Т9, отучили самостоятельно излагать мысли; гаджет в целом, полностью убивает мотивацию к познанию и саморазвитию. Думать и изучать - заменило "гуглить". Эмоции - заменили смайлики. Виртуальный мир агрессивно подменяет реальность. Только к искусственному интеллекту - это никаким боком. За этим стоят определенные группы людей (если еще уместно так называть этих безумцев), приносящие нас в жертву своим амбициям и порокам. ...divide et impera...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.