12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Посморова Наталья Владимировна19







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Веселые игры с водой-

для детей дошкольного возраста».









Выполнила: учитель – логопед:

Посморова Н.В.





п. Пангоды, 2024 г.


Работа по развитию ручной моторики занимает значительной место в общей системе работы с детьми с нарушениями речи. Ещё В. М. Бехтерев пришёл к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцевой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, усложняется строение мозга, развивается психика и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики совершенствуется психические процессы и речевые функции ребёнка. Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований: работа должна быть систематичной и постоянной, соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребёнка и должна приносить ребёнку радость.

Пальчиковая аквагимнастика – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. А если объединить игры с водой со специальными пальчиковыми упражнениями, то можно достигнуть высоких результатов.

В процессе пальчиковой аквагимнастики ребёнок ощущает приятное воздействие воды, тем самым испытывая чувство психологического комфорта. Важно, что пальчиковая аквагимнастика увлекает ребенка, вызывает интерес, развивает мелкую моторику руки, усидчивость, умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывает прекрасное тонизирующее действие. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Цель занятий пальчиковой аквагимнастикой: развитие тонкой (мелкой) моторики рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга,  развитие познавательной сферы ребёнка.

Задачи:

развивать тактильную чувствительность и сенсорные ощущения;

формировать навыки подражания, усвоения действий по показу и образцу;

развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук;

расширять пассивный словарь;

активизировать активный словарь

Правила проведения пальчиковой аквагимнастики:

-Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались напряжение и расслабление кистей рук, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

-Вода в мине бассейне должна быть 37- 37, 5 градусов с постепенным понижением её до комнатной температуры.

-Время занятий рекомендуется начинать от 5 минут, постепенно доводя до 15 минут. 

Ожидаемые результаты:

- Овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции).

- Развитие функциональных возможностей кистей и тонких движений, пальцев рук детей,

- Развитие познавательной функции, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь.

Примеры игр пальчиковой аквагимнатики в стихах.

Пальчиковая аквагимнастика  «Рыбка»

Оборудование: ёмкость с водой

Рыбка – малышка

Ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.


Плавает в воде.

Рыбка – малышка

Приплыла ко мне


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики  «Лодочка»

Оборудование: ёмкость с водой

Как на лодочке вдвоем

Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы по морю поплывём.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Пароход»

Оборудование: ёмкость с водой

Пароход плывет вперед,

Обе ладони соединены ковшиком, а большие пальцы подняты вверх – это труба.

Нам подарки привезёт.


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Дождь»

Оборудование: ёмкость с водой

Дождик капает с утра,

Пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Любим дождик – ты и я!

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Медузы»

Оборудование: ёмкость с водой

Две огромные медузы

Опускаем руки в воду.Разводим пальцы на правой и левой руке, затем сводим пальцы вместе и соединяем руки.

Прилепились пузом к пузу

Выгнем щупальца сильнее

разводим руки под водой – сгибаем и разгибаем пальцы на руках.

Вот, как гнуться мы умеем!


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Птички»

Оборудование: ёмкость с водой


Как летели птички,

Скрещиваем кисти руки в воде, плавные движения вверх вниз


Птички невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На водичку сели,

сомкнутыми пальцами легонько стучим по дну ёмкости с водой


Зернышки поели.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Как я зернышки люблю.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   "Капельки»

Оборудование: ёмкость с водой

С неба капельки упали!

Опускаем руки в ёмкость с водой

По дорожкам зашагали

кончиками пальцев дотрагиваемся до дна ёмкости с водой

Кап-кап-кап — звенят с утра,

не высоко поднимаем руки над ёмкостью с водой и понаблюдать, как с пальцев падают капли

Рады капелькам друзья!

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики  «Маленькие лодочки»

Оборудование: ёмкость с водой

Маленькие лодочки по волнам плывут


Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку

Весело, весело, веслами гребут.



Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Птичка»

Оборудование: ёмкость с водой

Птичка крылышки сложила

Скрестить ладони рук

Птичка пёрышки помыла

вращение ладонями рук

Птичка клювом повела

сделать руками «щипотку» (изображение клюва)

Птичка зёрнышки нашла

задеваем клювиками по дну ёмкости с водой

Птичка зёрнышки поела

Птичка «вжик» и улетела

поднимаем руки над ёмкостью с водой


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Петушок» 

Оборудование: ёмкость с водой

Наш красивый петушок

Опускаем ладони рук в воду

Вверх поднял свой гребешок

разводим пальцы.

Крылышками машет.

кистями рук водим по воде.

На лужайке пляшет.

указательными пальцами постучать по дну ёмкости с водой

Крошки хлебные клюёт.

Пёстрых курочек зовёт.


кистями рук сделать манящие движения.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Юла» 

Оборудование: ёмкость с водой


Я юлу кручу, верчу,


Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой

И тебя я научу.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Игрушки»

Оборудование: ёмкость с водой

Покажу я вам игрушки:

Опускаем руки в водук

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки)

Это пёс.


Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.


Соединяем большой и указательный палец соединяем (колёса машины)

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Я перчатки надеваю» 

Оборудование: ёмкость с водой

Я перчатку надеваю,

Опускаем пальцы в воду. Поглаживаем по очереди одной рукой другую, как будто надеваем перчатки.

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сжимаем и разжимаем пальцы на руках

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Считаем пальцы

Раз, два, три, четыре, пять.


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Помощники»

Оборудование: ёмкость с водой

Раз, два, три, четыре

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли

одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку,  ложку

загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И  большую поварешку.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Рыбка» 

Оборудование: ёмкость с водой

Рыбка плавает в водице


Опускаем руки в воду и складываем ладони вместе

Крошку хлебную взяла

Выполняем хватательные движения обеими руками

Рыбка хвостиком махнула

Изображаем руками,  как плывёт рыбка

Рыбка быстро уплыла.


Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Считалочка» 

Оборудование: ёмкость с водой

Раз, два, три, четыре, пять

Опускаем кисти рук в воду


Будем пальчики считать


Поочереди загибаем пальцы сначала на левой, а потом на правой руке


Крепкие и дружные


Все такие нужные!



Игровые упражнения пальчиковой аквагимнастики с использованием дополнительных материалов.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Морские сокровища»

Оборудование: ёмкость с водой, камни разных цветов

Инструкция педагога:

«Достать только красные камушки (желтые, зелёные, синие и т.д.)

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Разноцветные пуговицы»

Оборудование: ёмкость с водой, разноцветные большие пуговицы

Инструкция педагога:

«Достань только пуговицы, а камушки оставь на дне»

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Какой формы?»

Оборудование: ёмкость с водой, деревянные игрушки разной геометрической формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Инструкция педагога:

«Достань круг (овал, квадрат, прямоугольник и т.д.)»

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Тёплый - холодный»

Оборудование: тёплая и холодная вода в разных ёмкостях, резиновые уточки (3 штуки), пластмассовые рыбки (3 штуки).

Инструкция педагога:

1.Потрогай воду руками и покажи, где тёплая вода, а где холодная. (При затруднениях педагог помогает)

2.Утята любят купаться в холодной воде. Посади утят в холодную воду.

3. Рыбы любят плавать в тёплой воде. Опусти рыб в тёплую воду.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Поймай рыбку»

Оборудование: ёмкость с водой, небольшое ситечко с ручкой, разноцветные рыбки.

Инструкция педагога:

1.Поймай ситечком рыбок.

2.Разложи пойманных рыбок по цветам.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики   «Губка»

Оборудование: ёмкость с водой, две яркие губки.

Инструкция педагога:

1.Намочи одну губку.

2.Выжми губку

3. Возьми в каждую руку по губке.

4. Выжми обе губки.

Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики  «Угадай, что лежит под пеной?»

Оборудование: ёмкость с водой, пена для ванны, игрушки на дне ёмкости с водой

Инструкция педагога:

1.Опусти руку в пену.

2.Возьми любую игрушку.

3. Угадать, что у тебя в руках.

Заключение.

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познавательной сферы и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук, пальчиковая аквагимнастика в стихах не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают.

Пальчиковая аквагимнастика необходима детям с самого раннего возраста. Она становятся и мощным стимулом для развития речи, и так необходима малышу для его эмоционального развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


Литература:


1. Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/

2. Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm . –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282

3.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.

4.Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.

5.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.03.24 в 22:18 0Ответить Пожаловаться
Содержательный, полезный и интересный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.