12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Людмила Николаевна50
Россия, Иркутская обл., Черемхово
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
1

Выделение и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды

Занятие-практикум

Тема: «Выделение и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды».

Категория обучающихся ОВЗ

Класс 3

Возраст 8-10

Коррекционная направленность: развитие слухового восприятия.

Цель: развитие слухового восприятия, внимания и памяти; моторной координации.

Воспитание чувства темпа, ритма при совместных подвижных играх.

Задачи занятия:

Образовательные:

Познакомить с музыкальными инструментами (погремушка, ложки, дудка, барабан, колокольчик, гармошка).

Научить различать звуки на слух.

Воспитательные:

Развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей);

Развитие коммуникативных навыков;

Оборудование: компьютер, аудио файлы, клубок ниток, картинки для игры «Четвертый лишний», лист бумаги, ручка, стакан, вода, краски, кисточки для рисования, шарф.

Технические условия (используемое программное обеспечение, наличие локальной сети, скорость Интернет и др.).



Время, мин

Элементы

методической структуры урока (занятия)

Наглядный дидактический материал (ссылки на используемые цифровые

ресурсы)


Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования

дидактического материала (ИКТ, учебно-лабораторное

оборудования и др.) на каждом этапе урока (занятия)

Ссылка или скриншот

Методический комментарий

Действия учителя/ воспитателя

Действия обучающихся/ воспитанников

1 мин







8 мин

Организационный момент начала занятия



Ритуал начала занятия

Добрый день! Я сегодня рада видеть вас!

Дети стоя приветствуют психолога, тихо садятся на свои места.



Упражнение «Связующая нить».

По кругу передаётся клубок ниток. Каждый участник, к кому попадает клубок, называет своё имя, и то, что они любят.

От последнего участника сматывается клубок ниток обратно, проговаривая свое настроение.


Помогать при распутывании клубка, если он запутался.

Дети по кругу передают клубок ниток и называют свое имя и то, что они любят





При спутывании клубка обучающиеся говорят какое у них настроение


Позитивный настрой на занятие




Упражнение «Пальчики-мордашки»

Психолог предлагает обвести ладонь на листе бумаги и представить, что каждый пальчик – это день недели. Необходимо пофантазировать и нарисовать (лицо-настроение) каждому дню.





Психолог раздает листы бумаги, предлагает обвести ладошку, цветными карандашами раскрасить каждый пальчик





Дети выполняют задание, вывешивают рисунки на доску.

Обсуждение настроения





Создание благоприятного эмоционального интеллекта (создание положительного настроя и снятия напряжения)

25 мин

Основная часть занятия

Приложение 1 Звуки домашних животных

https://cloud.mail.ru/public/qrwV/VwFrXy6yF




Мы с вами ранее учились различать звуки, которые издают домашние животные. Давайте сейчас внимательно послушаем их ещё раз, вспомним и назовем животных, звуки которых вы услышите.







Воспроизведение звуков




Дети слушают запись звуков и называют животное.

(овца, лошадь, корова, котята, собака, поросята).


Развитие слухового восприятия




Упражнение «Анаграммы»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Цаво- овца

Шадьло- лошадь

Ровако- Корова

Такотя- Котята

Кабасо - собака












Дети называют правильные слова

Развитие речи, мышления




Упражнение. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)

Громкий –тихий

Длинный-короткий

Высокий - низкий


Дети подбирают антонимы к словам

Развитие речи, слухового восприятия



Приложение 2 Презентация

https://cloud.mail.ru/public/ujZk/A2WHwE3vW



t1680764293aa.png


Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Определить на картинке, какое животное лишнее.



Почему вы назвали этих животных?



Кто покажет, как мычит корова, мяукает кошка, кричит курица?


Называют лишних животных (кошка, сорока, курица, корова)

Дети имитируют звуки животного

Развитие объема внимания, словесно-логического мышления, слухового восприятия




Упражнение

Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два  слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой)

Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля).

Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).

Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Лес – (звери, сосны, деревья, грибы, небо).

Чтение – (глаза, книга, картина, печать, слово)

Сказка – (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).

Игра – (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).




Психолог выдает раздаточный материал с заданием




Дети называют существенные признаки из предложенных слов в скобках

Развитие мышления




Самомассаж (производится с целью улучшения кровообращения пальцев рук и ушных раковин, что помогает активизировать работу головного мозга).

Чтобы наши уши лучше слышали звуки, мы сейчас с вами сделаем массаж, но сначала давайте помассируем пальчики рук, чтобы они лучше работали, когда мы будем делать массаж (пальцы поочередно массируются).


Показывает массаж рук, ушных раковин


Дети массируют пальцы рук.

Далее массажируют ушные раковины со словами:

- Мой мизинчик где ты был?

- С Безымянным в лес ходил, А со средним кашу ел,

С Указательным запел,

А Большой меня встречал и конфеткой угощал!

Развитие речи, мелкой моторики рук.























Приложение 3 Звуки окружающей среды

https://cloud.mail.ru/public/g8dU/Q3wVAPpRV



Ребята сегодня мы будем знакомиться с различными звуками, будем их учиться различать и называть.

Первая группа называется «звуки окружающей среды»

Как вы думаете, какие звуки вы слышите?



Какие предметы будут звучать?




Слушайте внимательно, называть звук можно только после того, как он прозвучит.


Звуки:

Падает монета

Сминают бумагу

Льется вода

Едет трактор

Хлопки в ладоши

Переливание воды в стакан


Сейчас мы немного поиграем. Я думаю ребята, вы запомнили все звуки, которые прозвучали и сможете их повторить.























Воспроизведение звуков








Опрос детей

Дети, все звуки вы смогли воспроизвести или нет?

Вы молодцы, выполнили все правильно.






Ответы обучающихся

Звуки предметов, которые нас окружают


Дверь, монета, звонок, машина и т.д.



Дети называют звук после каждого прослушивания












Дети выполняют задание




Ответы детей

Развитие слухового восприятия




Упражнение

«Восстановить пропущенное слово»

Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу: САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША.

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду)







Психолог читает слова полностью, далее убирает одно слово при следующем чтении








Дети называют пропущенное слово

Развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти




Динамическая пауза

Загадки:

Пастись корову на лужок

Отправилась хозяйка,

Повесив маленький звонок.

Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик)

Два братца в одно донце стучатся.

Но не просто бьют –

Вместе песню поют. (Барабан)

Аппарат небольшой,

Но удивительный такой.

Если друг мой далеко,

Говорить мне с ним легко. (Телефон)










Ответы детей




Приложение 5

https://cloud.mail.ru/public/MQNE/33az8Lc32

t1680764293ab.jpg






Приложение 5 2

Звук бубна

https://cloud.mail.ru/public/fPUd/F1QnoTLWL








​​​​​​​ Приложение 4

Музыкальные звуки

https://cloud.mail.ru/public/8dCS/z4899DGuo



Различение музыкальных звуков.

Ребята, какой звук вы слышали, когда выполняли прыжки? (Бубен).

Что это, кто из вас знает? (музыкальный инструмент).

Какие музыкальные инструменты вы знаете? (гармошка, барабан, дудка, гитара, пианино т.д.).

Правильно, ребята в следующей части нашего занятия, мы будем учиться различать музыкальные звуки.

Слушайте внимательно, называть звук можно только после того, как он прозвучит.


Звуки:

Барабан

Колокольчик

Гармошка

Дудка

Пианино






Воспроизведение звука бубна.

Показ картинки бубна






Дети выполняют прыжки под звуки бубна. На тихий звук - прыжки в медленном темпе; на громкий – более быстро.

Отвечают на вопросы














Дети называют звук после каждого прослушивания





Этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить (показать без слов), как они радуются …

- при встрече с мамой;

- когда они встречают гостей в свой день рождения;

- когда получают подарок;

- при совместных прогулках с родителями;

- при походе в зоопарк, цирк и т.д.






Психолог зачитывает предложения.

Акцентирует внимание на выражения чувства радости: объятия, улыбка, смех, радостные восклицания.





Дети показывают без слов, как они радуются

Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции




Игра «Жмурки с колокольчиком».

Выбираются два участника игры: одному завязывают глаза, он должен найти второго участника с колокольчиком и дотронуться до него, а тот в свою очередь должен стараться, чтобы его не нашли, передвигаться очень осторожно.





Ребенок с завязанными глазами ищет другого ребенка с колокольчиком.

Развитие координации движения

6 мин

Итог занятия




Рефлексия.

На доске на листе бумаги нарисована радуга и каждому участнику предлагается раскрасить ее в такой цвет, какого цвета его настроение в конце занятия. Если эти цвета совпали с цветами радуги, то настроение у нас хорошее и радужное.

Какое задание понравилось больше всего?

С какими звуками вы познакомились?

Молодцы! Спасибо за работу!!!


Выходят к доске и раскрашивают радугу.

Отвечают на вопросы









Ответы детей (звуки, которые нас окружают и музыкальными)

Благоприятный эмоциональный

настрой и снятие напряжения.



Список литературы:

Бардышева Т.Ю. Мой мизинчик, где ты был? Игры с пальчиками. Изд. Карапуз, 2016. – 16 с.

Гигори Н. Связующая нить. Журнал «Школьный психолог» № 28/2000.

Трясорукова Т.Н. «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» - Ростов на Дону: Феникс,2013.-122 с.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.