12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Ольга Леонидовна35
учитель русского языка и литературы в коррекционной школе, стаж работы 27 лет.
Россия, Нижегородская обл., Урень
Материал размещён в группе «"Узнай больше"»
1

Выступление по теме: "Участие педагога в профилактике и разрешении межличностных конфликтов в классном коллективе"

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»












Выступление на педагогическом совете


По теме:

«Участие педагога в профилактике и разрешении конфликтов

в классном коллективе».
















Подготовила:

учитель: О.Л. Смирнова







Урень, 2023

КОНФЛИКТЫ «УЧЕНИК – УЧЕНИК» - наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

Конфликтное поведение достаточно широко распространено в подростковой среде. Это связано с особенностями наступления кризиса подросткового возраста. Подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью.

Слайд. Причины могут быть различны, наиболее часто отмечают:

- борьба за авторитет, желание получить внимание, соперничество;

- оскорбления, обиды, обман, зависть, сплетни;

- социальное неравенство, разный уровень материальной обеспеченности;

- враждебность к любимым ученикам учителя, противопоставление одного - ученика коллективу;

- личная неприязнь;

- симпатия без взаимности, борьба за внимание девочки или мальчика.

Чаще всего конфликты возникают в процессе борьбы за авторитет, лидерство в классе или группе. Также возможна ситуация, когда подросток становится объектом травли. В некоторых случаях конфликт может возникнуть случайно на фоне отрицательных эмоций и личной непрязни. Непосредственной причиной конфликта может быть что угодно: неосторожное высказывание, комментарий, обман, сплетня, оскорбление, обида.

Предотвратить межличностные конфликты значительно легче, нежели разрешить их. Профилактика межличностных конфликтов не менее важна, чем способность конструктивно их регулировать. Она требует минимальных затрат сил, средств и времени и предупреждает возможные деструктивные последствия неразрешенного конфликта. Профилактику межличностного конфликта гарантирует любая работа, направленная на формирование интеллектуальной и коммуникативной культуры.

Конфликты с 5 по 9 класс.

В нашем классе возникали конфликты между учащимися :

-неприязнь всего классного коллектива к отдельному ученику.

(Один обучающийся сильно отличается от остальных учеников.)

В классе два таких ученика. Никому не нравился неопрятный внешний вид этих ребят, лишний вес, немодная одежда. В классе подсмеивались, подчёркивая недостатки, или отвергали их в общении.

Если Кристина М. от такого отношения становилась нервной, агрессивной иногда замкнутой. То Александр К. относился к этому более равнодушно. Он был отстранён от общения с одноклассниками, общался больше с ребятами младше или с девочками, т.е. с теми. Кто его не обидит. Отрешён был от совместных классных дел и поручений.

В классе этим ребятам находиться было некомфортно, конфликты стали носить агрессивный характер.

Что помогло устранить данный конфликт?

Неоднократные беседы с родителями и самим учеником о внешнем виде, о правилах личной гигиены.

Перед остальными учащимися необходимо было поднять их значимость в классе. Чаще сама указывала на достоинства Кристины и Александра, вместе обговаривали все «плюсы» этих ребят и их значимость в нашем классе.

С целью профилактики возникновения конфликтов проводились внеклассные мероприятия:

«Внешний облик – внутренний мир» - беседа с обсуждением.

«Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других»

Ещё одна причина конфликта:

- в класс пришел новый ученик.

В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.

В 5 классе в класс пришли две девочки: Виктория К. и Антонина Ж. Сначала класс в целом их принял положительно, но в дальнейшем обстановка в классе изменилась. Ребятам не нравилось поведение девочек, отношение к учебе и педагогам. Возникали даже стычки и споры между ними.

Как помогли девочкам «влиться в коллектив»?

Вовлечение в совместную деятельность. (Выступления на общешкольных мероприятиях, поручения в классе.)

Знакомство ближе с другими ребятами, с их интересами.

Были проведены мероприятия на сплочение коллектива, на дружеские отношения и взаимопонимание:

«Нравитесь ли вы людям?» -диспут.

«Я – это интересно», «Моё настроение» - тренинг.

Ещё столкнулись с такой конфликтной ситуацией, как:

- первая любовь.

В подростковом возрасте свойственно ребятам влюбиться, проявить симпатию к противоположному полу. В 7 классе мы заметили негативное поведение по отношению друг к другу двух подростков, Ильи П. и Анатолия С. Долго наблюдали со стороны, не вмешиваясь. Потом стали словом и уговорами успокаивать словесные перепалки этих ребят. После откровенной беседы с одним из участников конфликта стала известна причина раздражения друг на друга. Оба подростка были влюблены в одну девочку, и любовь одного была неразделённой. У подростка снизилась успеваемость, интерес к участию в мероприятиях. Его основная деятельность была направлена на привлечение внимания к себе, на раздражение и оскорбление соперника.

В разрешении этой конфликтной ситуации помогали индивидуальные беседы с отвергнутым. Потребовалось время на то, что бы этот подросток успокоился и легче переносил происходящее рядом.

Также в плане работы было запланировано и проведено мероприятие:

Любовь? Увлечение? Влюбленность?- дискуссия

«Главное - самообладание» - лекция, практикум

Конфликт на фоне борьбы за лидерство в классном коллективе:

- борьба за лидерство .

В классе работает самоуправление. Если ещё в 5 и 6 классах ребят приходилось выдвигать на должности, предлагать кандидатуры и рассказывать о достоинствах и недостатках тех или иных ребят. То уже в 7 классе появились ребята, которые сами стали себя выдвигать на должности. Стали проявлять качества лидера. А конфликт возникал из-за того, что были такие ребята, которые не желали видеть в лидерах того или иного одноклассника.

Ребята ссорились, спорили, отказывались подчиняться принятым правилам и нормам классного коллектива. Приходилось сглаживать конфликт, объясняя обеим сторонам, в чём они правы, а в чем нет.

В 8, 9 классе с выбором лидеров уже конфликтных ситуаций возникало меньше. Ребята адекватно стали оценивать свои возможности при выполнении обязанностей в должности, открыто обсуждали все плюсы и минусы друг друга. Самостоятельно выдвигали себя на ту или иную должность.

В этом году на классных выборах мэром по голосованию вышла Александра К., но так как она у нас лидер в школьных органах самоуправления, то после обсуждений было предложено выбрать мэром Кристину М.. Враждебных высказываний по этому поводу и в адрес Кристины не было.

Мероприятии, направленные на профилактику межличностных конфликтов:

«Поступок и ответственность» - интеллектуальная игра.

«Вера в себя. Оптимисты и пессимисты» - дискуссионная площадка.

«Мои –хочу, мои - могу!» - диспут.

На данный момент уровень самоуправления в классе достаточно высок. Почти все ребята прислушиваются к общественному мнению, уважительны к учителям и одноклассникам. Коллектив дружный, ребята добры и внимательны друг к другу, умеют помочь в трудную минуту,«отверженных» в классе нет.

Победам и удачам радуются, неудачи и поражения анализируются, критика и самокритика в коллективе широко применяются.

Класс старается быть активным в делах школьной жизни. Ребята довольно открытые, работоспособные, с удовольствием принимают участие праздничных выступлениях, в спортивных соревнованиях, во всех классных и внеклассных мероприятиях. Отдельные ученики регулярно принимают участие в конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места.

Состояние учебной деятельности в целом хорошее. Выделяется группа, у которой уровень работоспособности и сформированности учебных навыков достаточно высок. Остальные стараются добиться хороших результатов, но нередки случаи низкой подготовки к урокам, возникают и проблемы в прилежании у отдельных учащихся.


Какова роль педагога в разрешении конфликта?

Слайд. Педагог должен вмешаться в конфликты учеников и корректировать их, если :

- прослеживается опасная эскалация конфликта с угрозой применения насилия;

- стороны никак не могут придти к решению, а у педагога есть возможность разрешить противоречия, удовлетворить интересы обеих сторон;

- участники конфликта сами обращаются к педагогу за помощью.

В ряде случаев не требуется вмешательство педагога в разрешение конфликта, так как подростки могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого, если умеют строить конструктивные отношения с окружающими. Однако, неразрешенный своевременно конфликт, спустя некоторое время может дать серьезные осложнения. Инициатива в урегулировании такого конфликта должна принадлежать педагогу.

Слайд. Педагогу надлежит:

-Добиться адекватного восприятия сторонами конфликта друг друга;

-Снизить их эмоциональное напряжение; 

-Включить стороны в диалог как способ налаживания коммуникации и средство для обсуждения спорных вопросов, а также поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

-Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.


В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может оказаться действенным просто добрый совет. Доверительные взаимоотношения между педагогом и подростками являются основой одного из методов профилактики межличностных конфликтов у подростков – метода вмешательства «авторитетного третьего».

Особенно велика роль педагога в тех случаях, когда необходимо перевести противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних противников в сотрудников и даже друзей. Успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания.

Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.











НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ СТАЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ

ДЕТСКОГО КОНФЛИКТА ИЛИ ССОРЫ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ:

1. Не всегда следует вмешиваться в конфликт или ссоры между детьми. В процессе взросления каждый ребенок должен получить такой жизненно важный опыт, как умения разрешать конструктивно конфликты.

2. Если все-таки возникла необходимость вмешаться в конфликт между обучающимися, то не следует занимать сразу позицию одного из них, даже если кажется очевидным, что он прав. В этом случае другой обучающийся может воспринять вмешательство учителя как несправедливость или пристрастность по отношению к нему. В лучшем случае он не станет продолжать общение при учителе.

3. Разбирая конкретную ситуацию, важно не определить правых и виноватых, а дать понять обучающимся, что ответственность за дальнейшее развитие событий всегда разделяется поровну между участниками конфликта.

4. В процессе беседы важно следить, чтобы обучающиеся не переходили на личности, они должны описать, какие действия, слова их огорчили, обидели.

5. В процессе беседы важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника или посредника. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь детям в разрешении конфликта.

6. Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, важно выполнять следующие условия:

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Шаг №1: Сказать «Стоп» конфликтующим. Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, жестом, интонацией).

Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов. Демонстрировать спокойствие и уверенность.

Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы обучающиеся успокоились.

Шаг №3: Выбрать обстановку для обсуждения конфликта (если это возможно). Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если предварительное обсуждение проходит на месте происшествия, то, можно отойти в сторону и попросить других детей оставить вас одних с участниками конфликта. Следует учесть, что для обстоятельного разговора нужны время и удобное помещение. Выясните, каким временем располагает каждый из участников, чтобы не «комкать» беседу. Если времени мало, лучше немного отложить беседу и найти более удобное время для завершения обсуждения.

Шаг №4: Сформулировать для себя суть конфликта. К чему нужно стремиться при разборе конфликта? Важно уяснить, что Вы (и участники конфликта) ожидаете от такой беседы. Чем вы определяете успех или неуспех беседы? Чего вы хотели бы достичь? (например, понимание детьми их личного вклада в проблему; обучение правильному поведению в ситуации конфликта; готовность выслушать друг друга; окончание конфликта и примирение).

Шаг №5: Определить основную проблему, прояснить конфликтную ситуацию. Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Обсуждать необходимо следующее:

Что произошло, в чем проблема (сформулировать суть конфликта)?

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников? (определить, назвать чувства)

Шаг №6: Работать с чувствами детей, показать детям, что вы их слышите и понимаете (техника активного слушания):

обязательно повернуться к ребенку лицом;

если ребенок расстроен, не задавать ему сразу вопросы;

говорить в утвердительной форме, а не в форме вопроса (например, «Я вижу, что что-то случилось…», «Я вижу, что ты расстроен», «Я думаю, тебе это не нравится», «Ты говоришь…», «Давай я скажу, как я тебя поняла, а ты скажешь – верно или нет»);

после каждого утвердительного высказывания необходимо сделать паузу;

обязательно выслушать обе стороны участников конфликта;

выслушивая переживания одного ребенка, дать понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете после выслушать и его.

Шаг №7: Совместно с обучающимися сформулировать возможные пути решения конфликта, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений):

«Я верю, что вам удастся разрешить разногласия»

«Я уверена, что у вас есть общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта»

«Что можно сделать для разрешения конфликта?»

«Как быть в этой ситуации?»

Важно помнить, что предложения должны поступать непосредственно от самих обучающихся. Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения (можно записать). Второй шаг – это выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Третий шаг – отслеживать, чтобы решение было реалистичным и сбалансированным.

В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям всех сторон. Оно должно быть достаточно реалистично, то есть вполне осуществимое. Срок реализации решения должен быть четко определен.

Шаг №8: Объединить конфликтующие стороны в совместную деятельность.

Шаг №9: Помочь обучающимся выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Шаг № 10: Оценить эффективность усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Учитель должен определить, все ли он сделал для конструктивного разрешения конфликта. На основании ответа на этот вопрос либо проблема считается разрешенной, либо делается вывод о необходимости продолжения работы над ней. Если все же данный алгоритм не помог устранить конфликт, то нужно привлечь к его разрешению психолога, социального педагога.


Особенности конфликтов между учениками определяются

1. Спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).

2. Характером учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.

3.Жизненным укладом и существующей социально-экономической ситуацией

Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;

из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;

в связи с борьбой за лидерство — 7%;

из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;

в связи с общественной работой — 6%;

у девочек — из-за парня — 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

подлость и предательство — 30%;

подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;

личная обида — 15%;

ложь и высокомерие — 12%;

соперничество между одноклассниками — 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;

источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;

все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;

в агрессивности ученика виновата семья — 8%;

агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;

агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;

агрессивность — плохая черта характера — 1%;

в классе были агрессивные ученики — 12%;

в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.

 Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

курение — 50%;

употребление спиртных напитков — 44%;

грубость,  хамство в общении — 31%;

употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;

ложь — 15% ;

неуважение учеников друг к другу — 13%;

распущенность в половой жизни — 10%;

мелкие кражи — 10%; драки—10%;

хулиганство — 10%;

наркомания — 6%;

издевательства над младшими и слабыми — 6%;

азартные игры (на деньги) — 3%.

Причины конфликтов между учениками -         борьба за авторитет -         соперничество -         обман, сплетни -         оскорбления -         обиды -         враждебность к любимым ученикам учителя -         личная неприязнь к человеку -         симпатия без взаимности -         борьба за девочку (мальчика) Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты. В начальных классах конфликты между учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте — такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку... Довольно часто ребёнок становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе. Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность… Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников. Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой. Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других... Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока. Также идут в ход различные насмешки — приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом — список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка. Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе… В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив. В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта. Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне. Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью. Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Способы решения конфликтов между учениками Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным». Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.


Опубликовано в группе «"Узнай больше"»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.