12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena Slovikovskaia29
Россия, Волгоград
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
1

Статья «Влияние личностных особенностей на профессиональное самоопределение старшеклассников»

Влияние личностных особенностей на профессиональное

самоопределение старшеклассников.

 

Словиковская Е.И.

педагог-психолог, МОУ «Лицей №2 Краснооктябрьского района Волгограда»

 

 

«Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным».

Сенека

 

В современной школе большое внимание уделяется формированию и развитию личности учащихся. Особого внимания заслуживает юношеский возрастной период. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, возникает особое личностное новообразование «самоопределение». В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Ведь важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны. К сожалению, на высшем государственном уровне школьная профориентация не поддерживается. А тема эта интересная и хотя наработано по ней много и в отечественной, и в зарубежной психологии, работа в этом направлении по-прежнему остается актуальной.

Была выдвинута и в ходе работы полностью подтверждена гипотеза:

- профессиональная направленность личности старшеклассника зависит от особенностей его темперамента, типа личности, положения личности в группе, типа межличностных отношений;

- профессиональное самоопределение старшеклассников будет идти успешнее, если использовать систему развивающих занятий.

В начале работы использована методика Е.А Климова «Анкета определения предпочтительного типа ведущей профессии на основе самооценки». В заключении проведено исследование по определению предпочтительного типа ведущей профессии Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник». Сравнение результатов экспериментов до и после использования системы коррекционно-развивающих упражнений и занятий показало, что после формирующего эксперимента у 80% испытуемых изменился тип профессиональных предпочтений. В конце реализации программы испытуемые не просто отдавали предпочтение какому-то типу профессий, а делали это осознано, с учётом знаний о своих психологических личностных особенностях и испытывали искреннюю радость от того, что могли этот свой выбор объяснить, и аргументировано отстоять.

В рамках данной работы сравнивались результаты показателей аспектов темперамента по тесту ОСТ В.М. Русалова, предназначенного для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента, и методики диагностики межличностных отношений Т. Лири у испытуемых с различной профессиональной ориентацией определенной по методике ДДО Е.А. Климова.

Выраженность результатов по аспектам темперамента и профессиональной направленности представлена на рисунке 1.

Рис.1

Средние результаты по аспектам темперамента личностей с различными видами профессиональной направленности

 

Как видно на рисунке 1 такие аспекты как предметная эргичность (уровень потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду) и социальная эргичность (уровень потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству) имеют средние значения у всех старшеклассников независимо от профессиональной направленности личности.

Аспект пластичность (степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой) имеет низкие значения у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек – Природа» и «Человек - Техника». При выполнении своих профессиональных обязанностей, им не придется подстраиваться под кого-то, решения принимаются самостоятельно, часто по стереотипу.

Более высокие значения по этой шкале обнаружены у подростков с профессиональной направленностью «Человек – Человек». Здесь это необходимо для успешности в трудовой деятельности.

Аспект социальная пластичность (степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ) менее выражен у испытуемых с профессиональной направленностью «Человек – Природа» и «Человек – Техника». Более высокие значения у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек – Человек». Это вполне естественно и логично для профессий типа «Человек – Природа» и «Человек – Техника» необходимость в общении с другими людьми невысока. А для профессий типа «Человек – Человек» это качество просто необходимо.

Аспект темперамента темп или скорость (быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности) имеет высокие значения у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек - Знаковая система» и «Человек - Техника». Для профессий этих видов эти особенности личности действительно необходимы.

Аспект социальный темп (скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения) у старшеклассников имеет средние значения, но относительно более высокие у испытуемых с ориентацией «Человек-Знак». Действительно люди с этим типом профессиональной направленности отличаются высокой скоростью речи. Но речь их эмоционально невыразительна.

Аспект темперамента эмоциональность имеет высокие значения у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек-Человек» и «Человек – Художественный образ». Это логично - первые работают с людьми и на благо людей, а вторые творят для людей.

Аспект темперамента социальная эмоциональность (эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере) имеет высокие значения у школьников с профессиональной направленностью «Человек - Человек», низкие – «Человек - Природа». Эти результаты вполне объяснимы. Так для профессий типа «Человек – Человек» очень важна коммуникативная сфера, умение общаться, эмоционально сопереживать другим людям, а для профессий типа «Человек – Природа» эти качества не играют никакой роли в успешности выполнения трудовых обязанностей.

Выраженность средних результатов по факторам «доминирование» и «дружелюбие» полученных по методике Т. Лири в зависимости от типа профессиональной направленности личности представлена на рисунке 2.

Рис. 2.

Выраженность средних результатов по факторам «доминирование» и «дружелюбие» у различных типов профессиональной направленности.

 

 

Из рисунка 2 видно, что фактор «доминирование» в реальном «Я» имеет большее значение у испытуемых с профессиональной направленностью «Человек – Природа». Это логично, что испытуемые с наивысшим показателем по этому фактору выбрали профессиональную направленность «Человек – Природа», так как при выполнении профессиональных задач им придется принимать решения самостоятельно, так как объекты труда растения и животные не в состоянии выразить свое мнение, состояние.

В идеальном «Я» сравнительно высокие результаты у испытуемых с профессиональной направленностью типа «Человек – Знаковая система». То есть эти испытуемые понимают, что для успешности в дальнейшей профессиональной деятельности им нужно научиться принимать быстрые самостоятельные решения.

У испытуемых с типом профессиональной направленности «Человек -Человек» и «Человек – Техника» фактор «доминирование» имеет отрицательные значения, то есть проявляется как фактор «подчинение». Так в профессиях, относящихся к типу «Человек – Человек», им предстоит общаться с людьми, а в процессе общения кроме всего прочего умение подчиняться не на последнем месте. В профессиях типа «Человек – Техника» умение подчиняться законам трудового коллектива, внутреннего распорядка, требованиям техники безопасности и т.п. будет влиять на качество выполнения профессиональных обязанностей.

Фактор «дружелюбие» у испытуемых с профессиональной направленностью «Человек – Знаковая система» имеет отрицательное значение (проявляется как «агрессивность»). У остальных испытуемых – по этому фактору положительное значение и в идеальном «Я» значение по этому фактору выше чем в реальном.

Выраженность средних результатов полученных по методикам Т. Лири и ДДО представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Средние результаты по типам межличностных отношений испытуемых различной профессиональной направленности

 

профессиональная направленность

Ч - П

Ч - Т

Ч – Ч

Ч - Зн

Ч – Х

реальное «Я»

идеальное «Я»

реальное «Я»

идеальное «Я»

реальное «Я»

идеальное «Я»

реальное «Я»

идеальное «Я»

реальное «Я»

идеальное «Я»

Авторитарный

10,5

9,5

8,3

10,7

7,5

12,5

8

11

8,7

10

выс

ср

Ум

выс

ср

экстр

ум

выс

ср

выс

эгоистический

5,5

7

5,1

5,8

5,5

7

5,5

8,5

6

5,7

ум

ум

Ум

ум

ум

ум

ум

ср

ум

ум

Агрессивный

5,5

4,5

6,2

4,7

7

4,5

6

6,5

7,7

5,7

ум

ум

Ум

ум

ум

ум

ум

ум

ум

ум

подозритель-ный

6,5

7,5

6,5

4,8

9,5

3,5

7,5

3,5

7,3

4,3

ум

ум

Ум

ум

выс

низ

ум

низ

ум

низ

Подчиняемый

5,5

5

8

6

7

5,5

5

5,5

4,7

5

ум

ум

Ум

ум

ум

ум

ум

ум

ум

ум

Зависимый

7,5

6

8,7

7,8

9

8

6,5

6

7,7

7,3

ум

ум

Ум

ум

выс

ум

ум

ум

ум

ум

Дружелюбный

8

8,5

9,2

9,8

9,5

11

6

9

5,7

9,3

ум

ср

Выс

выс

выс

выс

ум

выс

ум

выс

альтруистичес-кий

10,5

10,5

9,3

10,7

11,5

10,5

6,5

12

7,3

9

выс

выс

Выс

выс

выс

выс

ср

выс

ум

выс

Из таблицы 1 видно, что наиболее высокий показатель по октанту «авторитарный» в реальном «Я» отмечен у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек – Природа». Людям с профессиями этого типа для успешности в выполнении трудовой деятельности часто приходится быть энергичными, компетентными, для того, чтобы быть успешным в своей профессии они зачастую не нуждаются в советах, а решения принимают самостоятельно.

В идеальном «Я» у старшеклассников с направленностью «Человек – Человек» значение по этому октанту из среднего (в реальном «Я») переходит в экстремальное. Это говорит о том, что старшеклассники с этим типом профессиональной направленности понимают, что иногда им придется для успешного выполнения своих трудовых обязанностей проявлять диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Им придется научиться наставлять, поучать. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

По октантам «эгоистический», «агрессивный» у всех старшеклассников значения умеренные.

По октанту «подозрительный» у испытуемых с направленностью «Человек – Человек» в реальном «Я» значение чуть выше умеренного, но в идеальном «Я» оно падает, то есть испытуемые понимают, что им необходимо работать над собой.

По октанту «подчиняемый» у всех испытуемых показатели умеренные. Чуть ниже они в реальном «Я» у испытуемых с направленностью «Человек – Художественный образ».

По октанту «зависимый» у всех показатели умеренные.

По октанту «дружелюбный» высокие значения и в реальном и в идеальном «Я» отмечены у старшеклассников с профессиональной направленностью «Человек – Техника» и «Человек – Человек», в идеальном «Я» - у старшеклассников «Человек – Художественный образ».

По октанту «альтруистический» умеренные значения в реальном «Я» отмечены у испытуемых с профессиональной направленностью «Человек – Знаковая система» и «Человек – Художественный образ». В остальных случаях значения по этому октанту высокие. На самом деле для профессий типа «Человек – Знаковая система» и «Человек – Художественный образ» не обязательно для успешности в своей деятельности быть ответственным по отношению к людям, деликатным, мягким, добрым, проявлять заботу, ласку, уметь подбодрить и успокоить окружающих. От профессионалов этих направлений этого не требуется.

Хотя профориентационная работа в школе и ведётся, но как пишет доктор педагогических наук Н.C. Пряжников: «Старшеклассники прекрасно видят, что многие работающие с ними учителя и психологи получают очень маленькую зарплату и фактически, с их точки зрения, являются неудачниками. И вот эти неудачники начинают им, школьникам, советовать, как выбирать профессию и как планировать успешную карьеру». Поэтому для нас было важным не навязывание старшеклассникам своего мнения, а их самостоятельное профессиональное самоопределение на основе экспериментальных исследований своих личностных психологических особенностей, склонностей, интересов, способностей, возможностей.

Анализ результатов исследования выявил, что профессиональная направленность личности старшеклассника зависит от особенностей его темперамента, типа личности, положения личности в группе, типа межличностных отношений. Показатели не просто различаются, но и подтверждают правильность самостоятельного осознанного выбора профессиональной направленности, вполне объясняя проявления психологических особенностей личности в связи с особенностями выбора вида профессиональной деятельности.

Конечно, занятия по профессиональному самоопределению во многом помогают ребятам правильно оценить особенности своей личности и сделать профессиональный выбор. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Знания об особенностях своих психических функций (внимания, памяти, воображения), типа мышления, интеллекта, типа нервной системы и темперамента, черт характера помогают учащимся при подготовке и сдаче ЕГЭ по выбранным, на основе их интересов и профессиональной направленности, предметам.

 

Список используемой литературы:

1. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., "Наша новая школа" Февраль, 2009. – 11с.

2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). / Москва: Вако, 2005. - 288 с.

3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинги готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).

4. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия/ сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

6. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.