12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ткачева Марина Николаевна18
Россия, Архангельская обл., Архангельск
2

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему «Природа - дом, в котором мы живем» (2 класс)

Тема: «ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2 класс

«ПРИРОДА – ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ».

 

Пояснительная записка.

Внеклассное занятие с учащимися 2 класса на тему «Природа – дом, в котором мы живём» относится к серии занятий по экологическому воспитанию детей в начальной школе. Форма занятия: групповое изготовление «Лэпбука» по теме занятия. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности.

      При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: доступные на данном уровне общеучебные умения и навыки, мотивация, которая  стимулировалась  нетрадиционной  формой занятия.

Целью проведения таких занятий, является привлечение внимания младших школьников к экологической культуре и бережному отношению к окружающему миру.

 

Цели занятия:

1. Напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе.

2. Учить различать объекты живой и неживой природы.

3. Дать представление о науке «Экология».

4. Воспитывать стремление беречь и охранять природу.

Задачи:

1. Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.

2. Развивать и обогащать память, внимание, умение мыслить.

3. Продолжить развивать умения работать с лэпбуками.

4. Воспитывать доброжелательность, правила поведения в окружающей природной среде.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, лэпбуки, карточки, клей, ножницы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

-Сегодня на занятии мы работаем по группам. В конце занятия каждая группа сдаст отчёт о проделанной работе в виде лэпбука. Итак, приступаем к работе.

II. Актуализация знаний.

- Закройте глаза и послушайте мелодию (Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года. Весна».)

- Какие картины природы вы представили, слушая мелодию?

- Послушайте стихотворение.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг?
- Поднимите руку, кто догадался о чём мы сегодня с вами будем говорить? (о природе).

III. Открытие новых знаний.
1. Наука «Экология».

- Природа — это окружающий нас мир. И сегодня мы познакомимся с одной из наук, которая занимается изучением природы. А как эта наука называется, вы отгадаете сами, разгадав кроссворд. (Приложение 1).

 

1. Не заблудитесь в лесу,

Не уроните слезу,
Вы посмейтесь громким смехом
Вам всегда ответит…(Эхо)

2. Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.(РЕЧКА)

3. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (ОГОНЬ)

4. Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой. (ЛЕС)

 

 

5. Пушистые и белые.
Плывут по небу синему.
А похожи:
То на птицу, то ель,
То на царицу.
Если ветер дунет в сторону,
То они меняют форму. (ОБЛАКА)

6. То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявит море! (УТЮГ)

7. Весь день ползу я по дорожке —

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу —

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу —

И потому всегда я дома. (УЛИТКА)

8. Растянулась, как гармошка,
Чудо-печка под окошком. (БАТАРЕЯ).

- Какое слово получилось в выделенной строке? (ЭКОЛОГИЯ).

- Кто знает, что это за наука? (если есть варианты, выслушиваются).

Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля. А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему; чтобы не выбрасывались на берег киты по причине загрязнения моря; чтобы не исчезали с лица земли некоторые виды животных, как, например, уже исчезли предки домашних быков и коров — туры, а также морские коровы и еще множество различных видов животных и растений.

- Итак, мы сегодня будем путешествовать по стране «Экология».

- У вас на партах лежат лэпбуки, которые мы с вами сделали на уроке технологии. К концу урока вы должны будете заполнить их, чтобы получилась настоящая книга, название которой вы сами потом и придумаете.

- Материал для первого кармашка у вас есть, это кроссворд и загадки к нему.

2. Живая и неживая природа.

На какие две группы можно разделить природу? (живая и неживая).

-Чем отличается живая природа от неживой? (Всё живое дышит, питается, растёт, размножается и умирает).

- У вас на столах картинки предметов живой и неживой природы. Распределите картинки в кармашки с названиями: живая природа и неживая природа. (Проверка правильности выполненного задания на интерактивной доске.)

3. Лекарственные растения.

Многие растения жизненно необходимы для людей. Как называются такие растения? (лекарственные).

Следующее задание отгадать загадки о лекарственных растениях. Так и будет называться следующий кармашек «Загадки о лекарственных растениях».

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)

(Дети отгадывают загадки, отгадки записывают на оборотной стороне и складывают в кармашек. Проверка по интерактивной доске и дети объясняют пользу этих растений. Если дети затрудняются в объяснении, помощь учителя).

4. Группы растений.

На какие 3 группы можно разделить эти растения? (травянистые, ягоды, деревья). Подписываем 3 следующих кармашка, на маленьких карточках пишем названия лекарственных растений, которые отгадали и распределяем карточки по группам.

(Ответ. 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник — травянистые растения. 2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды. 3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья).

5. Охрана природы.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна наука «Экология»? (ответы детей).

Великая наука «Экология» оказывает людям огромную помощь. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды. Эта наука учит, как охранять от загрязнения окружающую нас природу.

На нашей планете всё взаимосвязано. Как можно назвать нашу планету Земля? (природный дом).

Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Что это за сигналы мы слышим? (звуки: сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS).

Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. Распределим мусор по контейнерам-кармашкам.

Сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес. Послушайте его историю.

Жил был лес.

Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.

Жили в лесу и звери.

Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Стал человек тогда вырубать лес.

Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

«Помогите вернуть былую красоту!».

-Как человек губит и как должен беречь природу? В кармашки с названиями «вред» и «польза» распределите карточки, на которых с одной стороны напишите, когда человек приносит вред природе, а когда пользу, а с другой стороны карточек придумайте условные знаки. (проверка некоторых примеров).

Наш лес преобразился. Снова запели птицы, звери начали резвиться на полянках.

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру. Я буду читать правила, если правильно — хлопаем в ладоши, если нет- топаем ногами.

Если я приду в лесок сорву ромашку

(Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку

(НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю

(ДА)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю

(ДА)
Если разведу костер, а тушить не буду

(НЕТ)
Если сильно насорю, а убрать забуду

(НЕТ)
Если мусор уберу, банку закопаю

(ДА)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!

(ДА)

6. Животные Красной книги.

В настоящее время многие животные и растения уже находятся под угрозой исчезновения. Их осталось очень мало и поэтому, чтобы они совсем не исчезли их охраняют, и эти растения и животные занесены в Красную книгу.

Следующее задание, которое вы поместите в кармашек под названием «Красная книга», это прочитать названия животных, занесенных в Международную Красную книгу. Для этого у вас есть карточки, из каждой строки которой, нужно выписать только буквы русского алфавита. (Приложение 2).

Ответ. Снежный барс, фламинго, беркут, джейран, белый журавль, гепард.

(Учитель демонстрирует рисунки данных животных, сообщает сведения об одном из них.

Пример. Гепард — это хищник из семейства кошачьих. Обладает сухим поджарым телом длиной около 140 см, имеет длинные стройные ноги и длинный сильный хвост, который при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой, но очень красивый: тон окраски желтоватый, песчаный, а по всей шкуре, кроме брюха, густо рассеяны темные сплошные пятна.

Гепард — самый быстрый зверь. Догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/ч.)

IV. Закрепление.

Многие художники и поэты создают свои произведения во время прогулок в природу. И мы сегодня попробуем побыть поэтами. Следующий кармашек «Стихотворные строчки».

Закончите стихотворные строчки, которые нам ещё раз напоминают правила поведения в природе (строчки записаны на карточках, дети дописывают слова в рифму).

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

 

Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Я надеюсь, что вы хорошо запомните правила поведения в природе и всегда будете их соблюдать.

V. Подведение итогов.

Итак, последняя стадия заполнения лэпбука, это его название. Каждая группа придумывает название своего лэпбука, которое связано с темой нашего занятия.

Каждая группа покажет свой лэпбук и кратко расскажет основную информацию по изученной теме.

VI. Рефлексия.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял (поняла) ...».

Спасибо за занятие!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 

t1602839459aa.png


 


 

Приложение 2.

t1602839459ab.jpg


 


 


 


 


 


 


 

Заключение.

В результате проведения таких занятий повышается уровень экологического воспитания детей. Учащиеся начинают обращать внимание на поступки, которые приносят вред окружающей среде.

В ходе данного занятия выяснилось, что дети знают животных и растения Красной книги, Имеют представления о живой и неживой природе, знают виды лекарственных растений. А форма оформления данных знаний в «Лэпбук» привнесло в занятие дополнительную заинтересованность детей. Они выполняли работу с интересом и энтузиазмом. С удовольствием поделились в конце занятия результатами своей работы.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.