12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Метелева Екатерина Евгеньевна16

Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II»

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма урока: урок-практикум

Цель: сформировать представление учащихся об основных направлениях внутренней политики Екатерины II

Планируемые результаты:

Предметные:

В результате урока ученики смогут:

Дать характеристику личности императрицы Екатерины II и обстоятельств ее воцарения

Дать определение понятию «просвещенный абсолютизм»

Охарактеризовать реформы эпохи Екатерины II

Метапредметные:

Продолжить развитие навыка читательских умений на основе работы с историческими текстами

Личностные:

Дать оценку реформаторской деятельности Екатерины II

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые

План урока:

Организационные момент (2 мин.)

Мотивационный этап (3 мин.)

Информационно-деятельностный этап (30 мин.):

Личность императрицы Екатерины II

«Просвещенный абсолютизм»

Реформы Екатерины II

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)

Мотивационный этап.

Мотивационный этап урока построен на работе с цитатами исторических деятелей, касательно эпохи Екатерины II. Учащимся предлагается подумать над фразой французского просветителя Гельвецкого о русской императрице «Она защитница от азиатского деспотизма» и предположить, считали ли европейцы Екатерину II просвещенной государыней? В противоположность данной цитате, учащимся предлагается мнения Дени Дидро «Русская императрица несомненно является деспотом». На основе этих двух цитат формируется проблемный вопрос урока: Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения, или это было только провозглашение новых ценностей?

Содержательно-деятельностный этап

Личность Екатерины II

Изучение основного содержание урока предлагается начать с рассмотрения личности императрицы Екатерины II и обстоятельств ее воцарения. На слайд выводится портрет Рокотова Ф.С. «Коронационный портрет Екатерины II», следом начинается рассказ учителя о российской императрице, ее детстве и судьбе, на основе которого учащиеся должны сказать, какими чертами характера обладала Екатерина и согласовались ли они с идеями Просвещения.

«Просвещенный абсолютизм»

Если изучение первого пункта плана проходило без привлечения заданий, направленных на развитие «читательской грамотности», то начиная с данного пункта такие задания начинают включаться в основное содержание урока. Говоря о «просвещенном абсолютизме» основное внимание следует уделить раскрытию данного понятия. Для этого учитель просит учеников ознакомиться с текстом №1, лежащим у них на партах и сформулировать определение понятия «просвещенный абсолютизм»


Текст №1

«Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха. Главное отличие абсолютизма это отсутствие сословно-представительных органов власти, что позволяет избегать влияния общества на принятие властных решений. Также абсолютизм имеет четкую социальную опору. Чаще всего ей выступают дворяне.

Для того, чтобы четко отличить эту форму плавления от любой другой, существует ряд признаков:

Концентрация всей власти в руках одного человека

Разветвленный бюрократический аппарат

Наличие социальной опоры в лице дворян и т.д.

Поскольку при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования власти, его считают одним из видов монархии.

Как же происходит формирование абсолютизма в России? Основательницей особого типа абсолютизма в России считается Екатерина II. Императрица знаменита своими регулярными переписками с представителями европейского Просвещения, чьими идеями они и руководствовалась при принятии политических решений. Такой вид абсолютизма получил название «просвещенный».

«Просвещенный абсолютизм» - политика, направленная на преобразование наиболее устаревших форм общества и государства. Одна из основных идей этой политики, это ответственной монарха за всех подданных. При этом последним стоит с благодарностью оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям монарха.

Свои намерения императрица изложила в своем «Наказе», который был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

В Российской империи принципы «Просвещенного абсолютизма» так и не были до конца реализованы, так как реальные проблемы общества оказались намного серьезнее, чем философские рассуждения.»


Найденное определение ученики записывают в тетрадь.

Следующий элемент урока, связанный с развитием «читательской грамотности» приходится на изучение текста «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии (Текст №2). Учитель еще раз проговаривает, что это такое и для чего было созвано.

Текст №2

«ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

- Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)

- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183)

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...


Вопросы к документу: 

1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?

2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?

3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?

4) Как Екатерина определяла меру свободы?

5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?»

Здесь учитель делает акцент на том, что у Екатерины понятия свободы и равенства уживаются вместе с идеями самодержавной, абсолютной власти.

Далее ученики должны на основе текста наказов депутатов (Текст №3) сформулировать основные требования делегатов Уложенной комиссии.

Текст №3

«НАКАЗЫ ДЕПУТАТОВ

Купечество выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, о владении крепостными крестьянами.

Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги.

Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими.

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России. Конец XVI – XVIII вв.»


Вопросы к документу:

Какие права отстаивали дворяне?

Какие права отстаивало купечество?

С какими требованиями, жалобами обращались государственные крестьяне и инородцы?

Как вы считаете, могли ли представители разных сословий договориться и выработать единый свод законов?»

Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу возможности договориться делегатам Уложенной комиссии. Учитель подводит учеников к мысли о невозможности принятия общего решения по причине несовпадения интересов различных социальных групп российского общества.

Реформы Екатерины II

Изучение всех реформ Екатерины II с привлечением заданий на развитие «читательской грамотности» в рамках одного урока не представляется возможным, поэтому была выбрана только одна реформа, изучение которой будет направлено на развитие данной компетенции. (Текст №4)

Текст №4

«Из Жалованной грамоты дворянству:

12. Да не судится благородный, окроме своими равными.

15. Телесное наказание да не коснется до благородного.

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

23. Благородного наследственное имение, в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да не отдаться законному его наследнику, или наследникам.

26. Благородным подтверждается право покупать деревни.

28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.

35. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36. Благородный самолично изъемлется (авт. освобождается) от личных податей.

37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют…


Вопросы к документу:

Какие привилегии дворянства утвердила Жалованная грамота? Какие из них, на ваш взгляд, являются основными?

Какие наказания запрещалось применять к дворянам?

Что предоставлялось дворянам «на вечные времена»?

Изучение остальных реформ Екатерины II происходит на основе рассказа учителя и заполнении пропусков в таблице.

Рефлексивно-оценочный

На рефлексивно оценочном этапе учитель возвращает учеников к поставленной ранее проблеме урока: соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения, или это было только провозглашение новых ценностей? Для ответа на этот вопрос учитель предлагает ознакомиться с мнением историка А.Б. Каменского на этот счет (Текст №5).

Текст №5

«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным субъективным и объективным причинам…

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия не имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во все продолжение ее царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных – зажиточнее».


Вопросы к тексту:

Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины?

Какую оценку дает автор реформаторской деятельности Екатерины?

Выскажите свою собственную оценку реформаторской деятельности Екатерины II. Как вы считаете, соответствовали ли реформы императрицы идеям Просвещения?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.