12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гришаева Надежда Валентиновна Аккаунт удалён Россия, Оренбургская обл., Оренбург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла»
ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ,
СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА
5 класс
Гришаева Надежда Валентиновна,
Учитель истории и обществознания,
МОАУ «СОШ №24», г.Оренбург
Цель: формирование представлений о переходе от присваивающего хозяйства к производящему: о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел.
Задачи:
рассмотреть возникновение земледелия, скотоводства и ремесел, раскрыть значение перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, аудио- и видеоматериалом; развивать потребность и умение мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность;
прививать интерес к всеобщей истории, к осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
Планируемые результаты:
Предметные: расширение понятийной базы исторического знания за счет включения в нее новых элементов; умение применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации (выделять главное, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы,
Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный
Элементы педагогических технологий: ИКТ, проблемной, исследовательской, группового обучения, здоровье сберегающей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возникновение скотоводства и земледелия», учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013, карточки для рефлексии.
Основные понятия и ведущие идеи: приручение животных, скотоводство, земледелие, мотыга, мотыжное земледелие, плуг, плужное земледелие, оседлое население, ремесло, керамика, гончарный плуг, гончар, прядение и ткачество, ткацкий станок, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.
Ход урока: 1.Оргмомент.
Цель этапа:
2.Актуализация полученных знаний.
Цель этапа: актуализировать знания, полученные учащимися на предыдущих уроках и необходимых для «открытия» нового знания.
Пазлы: Жизнь и открытия первобытных людей.
1.Ученые считают, что древнейшие люди появились - …
более 2 млн лет назад;
более 1,5 млн лет назад;
более 500 тыс. лет назад.
2.Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется - …
география,
археология,
астрономия.
3.Останки древнейших людей были найдены на материке - …
Африка,
Европа,
Азия.
4.Главным отличием древнейшего человека от животных было - …
умение коллективно жить,
умение охотиться на диких животных,
умение изготавливать орудия труда.
5.Древнейший в истории человек получил название - …
человек умелый,
человек разумный,
человек прямоходящий.
6.Рисунки первобытного человека были впервые обнаружены в пещере - …
Капова пещера в России,
Ласко во Франции,
Альтамира в Испании.
7.Изображение бога из камня или дерева - …
идол,
истукан,
статуя.
8.Орудиями труда древнейшего человека были - …
резец и скребло,
палка-копалка и рубило,
каменный нож и копье.
3.Переход к изучению нового материала, определение темы урока и его задач, постановка проблемного вопроса.
Цель этапа: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, актуализировать субъективный опыт учащихся.
Вопросы:
1.Назовите еще раз главные занятия первобытных людей. (охота и собирательство).
2.Как вы думаете, в чем состоят преимущества охоты и собирательства? (Не требуют постоянного тяжелого труда, оставалось много свободного времени).
3.Можете ли вы предположить, каковы недостатки охоты и собирательства? (Нельзя создавать запасы. Человек полностью зависит от природы. Часто не хватает еды. Высокая смертность от голода, а также от травм во время охоты).
4.Как можно преодолеть указанные вами недостатки охоты и собирательства? (Перейти к таким занятиям, которые позволят создавать запасы и меньше зависеть от природы, а также будут менее опасными для человека. Это – земледелие и скотоводство).
5.Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Возникновение скотоводства и земледелия).
6.Постарайтесь определить, что мы должны с вами узнать сегодня на уроке. (Как возникло скотоводство? Как возникло земледелие? Каких животных одомашнили древние люди? Какие растения научились выращивать древние люди? Какие преимущества имели скотоводство и земледелие перед охотой и собирательством?)
Учитель помогает сформулировать проблемный вопрос: Какое значение для дельнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?
4.Изучение нового материала (открытие нового знания).
Цель этапа: обеспечить восприятие и осмысление учащимися причин возникновения и развития земледелия и скотоводства, а также значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему для дальнейшего развития человеческого общества.
Просмотр видеоматериала «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла».
Беседа по видеоматериалу: Что вы узнали нового о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел? Что еще хотите узнать?
Разделение класса на три группы. Работа с текстом учебника. Задание: прочитайте текст параграфа и обсудите в группе, какими важными и интересными фактами вы можете поделиться с одноклассниками.
1 группа: Возникновение земледелия.
2 группа: Возникновение скотоводства.
3 группа: Возникновение ремесел.
Выступления групп. Вопрос учителя: Теперь мы с вами можем ответить на главный вопрос урока: Какое значение для дальнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?
5.Закрепление нового материала.
Цель этапа: закрепить материал урока, установить правильность и осознанность изученного материала, выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.
Задания (презентация):
1.Место, где возникло земледелие. (Малая Азия)
2.Орудия труда земледельцев. (Мотыга, плуг, серп)
3.Первое животное, одомашненное человеком. (Собака)
4.Азия является родиной…(Ячменя, риса, чая)
5.Земледелие возникло из … (Собирательства)
6.Скотоводство возникло из … (Охоты)
7.Материал, которого нет в природе, был создан людьми около 8 тысяч лет назад … (Керамика)
6.Домашнее задание:
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Обязательное домашнее задание: изучить §4, ответить на вопросы 2,3,5.
Дополнительные задания (выполняется по желанию): придумать и записать «В гостях у первых земледельцев (скотоводов, ремесленников); составить задания по домашнему параграфу, сделать презентацию на тему «Возникновение земледелия (скотоводства, ремесел)».
7.Подведение итогов урока, рефлексия.
Цель этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, помочь осознать учащимся результаты своей учебной деятельности на уроке,
Учитель подводит итоги урока, дает оценку работы класса и отдельных учеников.
Проведение рефлексии: Таблица де Боно (проводится устно или письменно в зависимости от наличия времени).
Плюс | Минус | Интересно |
|
|
|
Плюс – все, что понравилось на уроке, материал и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны ученику для достижения каких-то целей.
Минус – все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ученику ненужной или бесполезной.
Интересно – все любопытные факты, которые ученик узнал на уроке, чтобы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю.
Источники:
Возникновение скотоводства, земледелия и ремесла. [Электронный ресурс]: Инфоурок. – Режим доступа:
Копилка рефлексии по ФГОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Малахова З.Е. Интерактивный тренажер по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей». [Электронный ресурс]: Современный учительский портал – Режим доступа:
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013
Памятка проектирования урока по ФГОС
Карта Балканы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Карта Дальний Восток. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Карта Африка. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Рубило. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Скребок. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Дубина. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Серп. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Мотыга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/upload/blogs/2d93f7de9921ac21bfff0505f5bce36a.jpg.jpg
Плуг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Одомашнивание животных. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Культурные растения нашей планеты. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Охота первобытных людей. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Занятия древних людей в картинках. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Пещерный человек. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Древний человек собирательство. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Труд древнего человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Керамика неолита. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Ножи каменного века. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Топоры бронзового века. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Костяной гарпун. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Древняя ткань. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Урок окончен. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Мои любимые смайлики для презентаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
PPTM / 81.42 Мб