12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»

Возвращаемся к понятию.

Можно без преувеличения сказать, что каждый учитель в той или иной мере работает с понятиями. Однако, чаще всего мы требуем запомнить и воспроизвести определение понятий. Привожу еще несколько вариантов работы с понятиями.

Вариант 1.

Составьте текст из пяти предложений на тему "Горы Земли", используя слова : горы, горные породы, Анды, меридиан, Джомолунгма. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не изменяя их порядок.


 

Вариант ответа.

Горы - одна из форм рельефа Земли. Горы образованы разными горными породами. Горы делятся по высоте на высокие, например Анды, средние и низкие. Меридиан - это линия, которая показывает направление "север - юг". Джомолунгма - самая высокая вершина на Земле, она находится в Гималаях.

В этом примере ученик не сумел использовать содержание понятия "меридиан" в нужном контексте, но знание определения продемонстрировал. А ведь можно было написать, что Анды протянулись вдоль меридиана, т.е. с севера на юг. Таким образом мы видим, что ученик не видит отношения связи между понятиями "Анды", "меридиан", "направление север - юг".

А что мы видим в КИМ по обществознанию?

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

При выполнении этого задания требуется корректное использование понятий! Это значит, что простое воспроизведение определения понятия приведет к снижению оценки.

Я думаю, что каждый учитель спокойно составит подобные задания.


Вариант 2.

Определите, какое понятие лишнее. Объясните свой выбор.

Синдикат, трест, концерн, концессия, картель.

 

Вариант 3.

Выберите два понятия по общему признаку.

Крепостной крестьянин, купец, рабочий, мещанин, извоз, оброк.

 

Вариант 4.

Распределите понятия по парам.

Рабочий, купец, зарплата, торговля, крепостной крестьянин, барщина.


Вариант 5.

В работе с понятиями я очень часто обращаюсь к значению слова. К сожалению, лексикон современных детей очень ограничен, а применять знания, полученные на русском языке, при изучении истории детям не приходит в голову! Текст учебника представляет для многих учащихся "китайскую грамоту".

Поэтому часто прошу детей разобрать слово по составу.

 

Что такое полюдье?

Разобрав по составу слово, приходим к выводу, что это такая форма сбора дани, при которой князь "ездит по людям ".

В истории и обществознании есть множество слов с суффиксом -аци- или -ци-.

Урбанизация, социализация, деноминация, демократизация и т.д.

Детям значительно упрощает понимание и запоминание этих понятий, объяснение, что слова с подобными суффиксами обозначают процесс.

Приставка тоже значимая часть слова. Дети достаточно быстро запоминают, что приставка де- означает обратный процесс, а приставка ре- означает восстановление. (мобилизация - демобилизация; реабилитация, реанимация).


Возвращаемся к понятию.
DOC / 99 Кб

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (3)

Гильманова Ольга Павловна, 06.10.16 в 20:10 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный подход к понятиям! Спасибо за идеи
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.