12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.

Словарный запас и словообразование

Словарный запас бывает пассивным и активным.

Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.

Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже.

В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушениея порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги.

 

 Общие рекомендации по проведению тематических занятий:

- каждую тему нужно прорабатывать не менее недели 

 -занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно 

 -перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев) 

- способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития

 -подберите ребенку стихотворения по каждой теме 

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и используются только при проработке какой-то определенной темы.

 

Типы игр, которые используются при проработке лексических тем: 

 Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, "Идет дождь", "Осенний лес", "Цветущий луг" и так далее). 

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто "дождь" или "снег", а "идет дождь" и "падает снег").

 Один - много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа. 

Оборудование: мяч. 

Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.  

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства. 

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме. 

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя. 

 Назови ласково

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. 

Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах. 

Ход: показать ребенку "большую" картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, "Это большое яблоко.") и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, "Как ласково назвать маленькое яблоко?"). 

Загадки Зайца

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. 

Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме. 

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем "зайчик описывает" свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. 

 Что пропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. 

Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме. 

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой. 

 Разрезные картинки

Цель: научить составлять целое из двух или трех частей. 

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части. 

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки). 

 Что убрали

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. 

Оборудование: предметы по теме. 

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет. 

 Чего не хватает

Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета. 

Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава). 

Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее. 

 Какой предмет лишний

Цель: расширить словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года. 

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года. 

 Игры на развитие правильного употребления предлогов 

Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги. 

Оборудование: предметы по теме. 

Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа "что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…". 

 Собери фигуру

Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой. 

Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме. 

Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур. 

 Лексические темы: 

 Осень

Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева. 

Игры:

"Что бывает осенью"

"Один - много"

"Какой предмет лишний"

 Весна

Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики. 

Игры:

"Что бывает весной"

"Какой предмет лишний"

"Назови ласково"

"Разрезные картинки" (кораблик).  

 Зима

Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают. 

Игры:

"Что бывает зимой"

"Какой предмет лишний"

"Назови ласково"

"Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков). 

 Праздник Новогодней Ёлки

 Предварительная подготовка:  рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки;

затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек. 

Игры:

"Один - много"

"Назови ласково"

"Что на елке, что под елкой": игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под".

"Собери фигуру" (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников). 

 Лето

Предварительная подготовка:  на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт. 

Игры:

"Что бывает летом"

"Один - много"

"Какой предмет лишний"

"Назови ласково"

"Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами  "наливать", "выливать",  "переливать",  "доливать",  "лить". 

 Овощи

Предварительная подготовка:  ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства. 

Игры:

"Чудесный мешочек" (оба варианта)

"Один - много"

"Назови ласково"

"Загадки зайца"

"Что пропустили"

"Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить). 

 Фрукты

Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи". 

 Игрушки

Игры:

"Загадки Зайца"

"Один - много"

"Что убрали"

"Назови ласково"

"Чудесный мешочек" (2 вариант)

"Разрезные картинки" (матрешка)

"Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса).

Человек

Предварительная подготовка:  ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться… "). 

Игры:

"Один - много" (части тела)

"Назови ласково"

"Доктор": (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; "врач" должен осмотреть больного и полечить его; затем "пациент" и "доктор" меняются ролями.

"Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов).  

 Одежда

Игры:

"Назови ласково"

"Один - много"

"Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)

"Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый может помогать ему наводящими вопросами.

"Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка ("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Что нужно снять сначала, что потом?".

"Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей.

"Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка ("Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?"). 

Чайная посуда

Игры:

"Что убрали"

"Один - много"

"Разрезные картинки" (чашка, блюдце)

"К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол; а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…"); затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?".

"Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из" (взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах: "Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…"). 

Дом

Игры:

"Назови ласково"

"Один - много"

"Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?".

"Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под" (приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости).

"Разноцветная улица": приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов.

"Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия ("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город). 

 Мебель

Предварительная подготовка:  показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена. 

Игры:

"Один - много"

"Назови ласково"

"Спрячь мячик": игра на обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под" (ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…").

"Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика… Какого цвета кубик?"). 

 Домашние животные

Предварительная подготовка:  взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи ее хвостик, где собачка живет?"). 

Игры:

"Один - много"

"Разрезные картинки" (конура: квадрат, треугольник и кружок)

"Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их."); ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки).

"Назови ласково"

"Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол) "Правильно, собачка под столом").

"Кто как кричит": взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч.

"Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать. 

Домашние птицы

  Дикие животные

 Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные". 

Птицы

Предварительная подготовка:  показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв. 

Игры:

"Один - много"

"Разрезные картинки" (голубятня: квадрат и треугольник)

"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали"). 

 Транспорт

Предварительная подготовка:  ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины. 

Игры:

"Один - много"

"Чудесный мешочек" (1 вариант)

"Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…").

"Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат). 

  Насекомые

Предварительная подготовка:  показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики. 

Игры:

"Один - много"

"Разрезные картинки"

"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").  

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.