12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Загайнова Елена Сергеевна41
Учитель с активной жизненной позицией. Люблю свою работу, детей. Стремлюсь к чему-то новому, к постоянному саморазвитию.
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Урок по истории в 5 классе на тему «Жизнь египетского вельможи».

Цель: достичь образовательных результатов

Личностный результат: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе с применением метода критического мышления «Шесть шляп»; высказывать свое мнение и слушать мнение других, брать на себя ответственность за команду, расширять кругозор, интерес к получению новых знаний.

Метапредметный результат: развивать навыки критического мышления, уметь работать с текстом, анализировать, систематизировать и обобщать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, уметь синтезировать информацию и делать выводы.

Предметный результат: знать особенности жизни и службы зажиточного человека египетского общества – вельможи, осознавать разницу социального положения простого населения (ремесленников и земледельцев) и царских советников и военачальников (вельмож).

Задачи:

1. На основе критического анализа пройденного материала по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» учиться решать познавательные задачи – выявить положительное и отрицательное в жизни египетских ремесленников и земледельцев, внести предложения по улучшению их жизни, поделиться своими чувствами и сделать выводы;

2. В ходе работы выявить роль и место земледельцев, ремесленников и вельмож в социальной структуре общества;

3. В ходе коллективного обсуждения понять важность изучения жизни и быта разных слоев населения египетского общества.

Оборудование урока:

  • Шесть шляп
  • Каткая информация на бумажных носителях про каждую из шляп
  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. акад. РАН Искандерова А.А. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока:

I. Приветствие. Постановка учебных задач.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать по Древнему Египту. Мы уже знаем то, как жила большая часть населения Древнего Египта – ремесленники и земледельцы. Сегодня мы с вами поговорим о других представителях египетского общества – вельможах. Но сначала, давайте повторим. Для повторения нам будут необходимы шесть шляп.

II. Повторение материала прошлого урока с помощью метода критического мышления «Шесть шляп».

При помощи учителя класс делится на шесть рабочих групп. Представители каждой группы выбирают шляпу определенного цвета. Затем учитель объясняет, что должны будут сделать обучающиеся в зависимости от цвета каждой из шляп.

1) Белая шляпа: примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющейся в нашем распоряжении информации, фактах и цифрах.

Задача группы ответить на вопрос «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»?

2) Красная шляпа: надевая её, мы включаем чувства и эмоции. Мы должны правдиво сказать о своих настоящих чувствах и переживаниях.

Задача группы ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда знакомились с жизнью египетских земледельцев и ремесленников»?

3) Черная шляпа: в этой шляпе вы должны быть пессимистами. Старайтесь найти минусы, обратить внимание на недостатки, подвергнуть сомнению все имеющиеся факты, раскритиковать все доводы «белой шляпы».

Задача группы ответить на вопрос: «Что отрицательного, негативного было в жизни земледельцев и ремесленников Древнего Египта»?

4) Желтая шляпа: она является противоположностью черной шляпы и подразумевает позитивный, оптимистический взгляд на проблему. Выделите преимущества и сильные стороны проблемы, найдите достоинства.

Задача группы ответить на вопрос: «Что положительного было в жизни египтян»?

5) Зеленая шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Это шляпа - креативность.

Задача группы ответить на вопрос: «Что бы вы хотели изменить в жизни египтян, ремесленников и земледельцев»?

6) Синяя шляпа подводит итог, делает философский вывод, обобщает все, что было ранее сказано.

Задача группы ответить на вопрос: «Какой вывод из нашего знакомства с трудом древних египтян, вы можете сделать»?

Время для подготовки групп – 10 минут. Представление результатов своей деятельности – 3-5 минут.

III. Динамическая пауза. Физкультминутка.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Мы знаем, каким тяжелым было положение простых людей в Древнем Египте, однако детально жизнь египетских земледельцев и ремесленников по археологическим находкам не могла быть восстановлена. Их жилье отличалось своей бедностью и в последствии легко разрушалось. Жизнь египетского вельможи наоборот можно изучить более подробно. Для вельмож строили каменную гробницу, которую раскрашивали росписями и рельефами. На стенах гробниц изображались дом, жена, дети, имущество вельмож. Египтяне верили, что в загробном мире все это может ожить, поэтому старались изображать как можно больше объектов. Они стремились жить в загробном мире так же хорошо, как и в земной жизни.  На стенах гробниц можно обнаружить даже перечисление яств, которые ел при жизни вельможа. Именно их и должны были ему подавать после смерти.

Так о чем же свидетельствуют археологические находки? Как жил вельможа? Как он служил? Какие отношения были у вельмож с фараоном? На эти вопросы мы и попытаемся сейчас ответить.

Далее работа осуществляется по тексту учебника.

Группы красной и белой шляп работают с пунктом параграфа «В усадьбе вельмож».

Группы желтой и черной шляп работают с пунктом параграфа «Служба вельмож».

Группы зеленой и синей шляп работают с пунктом параграфа «Вельможа во дворце фараона».

Задание для каждой из групп: составить по 3 разноуровневых сложных вопроса (Методика Б. Блума) по определенному пункту и задать их парной группе:

- группа красной шляпы – группе белой шляпы и наоборот;

- группа желтой шляпы – группе черной шляпы и наоборот;

- группа синей шляпы – группе зеленой шляпы и наоборот.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали о том, как жили египетские вельможи. На основе имеющихся знаний мы можем сравнить социальное положение обеспеченного человека и простого египтянина и сделать вывод о том, что труд простых египтян был очень тяжелым. Земледельцы и ремесленники отдавали большую часть дохода в казну государства. Своим трудом они кормили весь Египет, в том числе и египетских вельмож.

- Больше всего меня заинтересовало …

- Меня удивили сведения о …

- Мне захотелось больше узнать о …

Учащиеся высказывают свое отношение к тому, что они узнали на уроке, обмениваются впечатлениями по содержанию материала урока.

VI. Домашнее задание: параграф 8, работа с историческим документом на странице 46 учебника.

 

Список использованной литературы:

  1. Кишенкова, О.В. История для любознательных. Задачник. 5-11 классы. В 2-х частях. Ч.2/ О.В. Кишенкова. – М.: Дрофа, 1996. – 172 с. – (Хочу все знать).
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс/ Арсланова О.В., Соловьев К.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2013. – 512 с. – (В помощь школьному учителю).
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.